Только не пугайтесь, дорогие читатели, это совсем не то, что вы подумали: это не рассказ об Алле Пугачевой, нескромно именующей себя примадонной российской сцены. Это рассказ о совсем другой примадонне, которая покорила Россию давно-давно, а титул примадонны поцелуя (целующейся примадонны) - The kissing primadonna - получила за океаном после своего триумфального выступления на сцене Метрополитен-Опера в Нью-Йорке 5 декабря 1906 года. Ее поцелуй был ферическим и это произошло во время спектакля, где она в соответствии с сюжетной линией отдала последний поцелуй знаменитому оперному певцу Энрико Карузо, своему партнеру по сцене, во время исполнения партии княгини Федоры Ромазовой в опере Умберто Джордано "Федора". И она действительно была настоящей примадонной в силу своей красоты, таланта, голоса, изящества и жизненного пути. Имя этой женщины - Лина (Натали) Кавальери...
Итальянская оперная певица (сопрано) Лина Кавальери
Лина Кавальери - это больше чем легенда, это "Венера на земле", "Гранд дама", "Девушка цветок" и первая настоящая фотомодель в мире, т.к. почтовые открытки и фотоснимки с ее изображением издавались в конце XIX - начале ХХ веков в сотнях тысяч экземпляров. Ее обожали художники и оставили нам несколько ее довольно оригинальных портретов. Кроме того выпускались еще и почтовые марки, и игральные карты, и милые фарфоровые чашечки и тарелочки, и везде была она, самая красивая женщина, примадонна поцелуя...
Джованни Болдини Портрет певицы Лины Кавальери 1912
Трудно ли быть Богиней? Трудно и пусть на самую вершину Олимпа всегда очень труден и не прост. Так было и с Линой Кавальери, появившейся на свет на Рождество 25 декабря 1874 года в Витербо. Она потеряла своих родителей в возрасте 15 лет и была отправлена государством на воспитание в детский дом при римско-католическом монастыре. Строгий режим и надзор монахинь оказался юной девушке не по вкусу и вскоре она сбежала в Париж. Благодаря своей с красоте и хорошему голосу она получила работу как певица в одном из кафе города. Так начинался ее путь к вершине и путь... в Россию. Именно это нас больше всего и интересует, ибо скромная девочка на какое-то время породнилась с самими... Романовыми!
Юная Лина Кавальери
А далее слово Ольге Усовой, вот что она пишет о Лине Кавальери и ее "русском следе" на страницах журнала «Женский Петербург»: «Она появилась в России летом 1897 года на сцене Крестовского сада, как знаменитая певица и чаровница, произведшая фурор в парижском «Фоли-Бержер». Публика ломилась на представления с ее участием, а сама итальянка имела громкий счастливый момент. «Я навалом путешествовал по Италии, — писал петербургский газетчик, — но таких изящных итальянок, как Кавальери, нечасто видел. Это итальянка парижская, которая сумела совместить итальянскую простоту с французским шиком». Действительно, несмотря на родное сильно «низкое» происхождение, она обладала необыкновенно благородными чертами лица, величавой, и в то же время - изящной фигурой. Юная итальянка (а ей было еле-еле больше двадцати) не побоялась взбунтоваться супротив обычной практики российских антрепренеров эксплуатировать артисток «для выгоды буфета».
[362x558]
[показать]
[показать]
Маленькая фотосессия юной Лины Кавальери
Ее имя появилось в прессе, ее обсуждали, ее осуждали, ее оправдывали — она стала ещё популярнее, плата за ее выступления возросла вдвое. Ее наперебой приглашали в лучшие кафешантаны Европы. Москва рукоплескала ей у «Омона», а Петербург — в «Аквариуме», у Александрова. Имя Лины Кавальери на афише гарантировало стабильный барыш антрепренерам. Неудивительно, что сенсационная новость о ее браке с русским титулованным дворянином и, вследствие этого — уход со сцены, очень огорчила не только поклонников, но, в прошлом всего, антрепренеров, терявших настолько «притягательный магнит» для завлечения публики.»
Чезаре Таллоне Лина Кавальери
Когда произошло знакомство прекрасной итальянки с князем Барятинским, когда ее настигла влюбленность, или она сама решила разыграть сложную партитуру, проговорить трудно: он мог лицезреть ее выступления ещё в Париже, и там сделаться ее «верным и щедрым покровителем». Возможно, это он помог уплатить солидную неустойку дирекции Крестовского сада - парка. Как бы то ни было, осенью 1897 года, совершенно быстро, Лина Кавальери возвращается в столицу России с частным визитом, появляясь то в петербургских театрах, то в цирке Чинизелли, где «с ее ложи бинокли не сводятся в течение всех антрактов».
[показать]
[показать]
[показать]
Лина Кавальери в оперных ролях
Александр Владимирович Барятинский, выпускник Пажеского корпуса, офицер Нижегородского драгунского полка, блестящее образование соединял с «обворожительной наружностью». Он был красив фамильной красотой мужчин рода Барятинских: его младшего брата за утонченную наружность друзья прозвали «фарфоровым князем». К тому же он — «потомок и наследник благороднейшей фамилии», был другом детства Николая II, а сейчас - адъютантом герцога Лейхтенбергского. По словам Кавальери, Барятинский привлек ее участливость своим «неординарным поведением при их первой встрече «средь шумного бала». Вместоположение того чтобы веселиться сообща со всеми, танцевать и громко ухаживать за прелестной иностранкой, «он сидел в нише у окна и рассеянно листал какой-то журнал, прерывая читка глотками ликера»."
Князь Александр Владимирович Барятинский
Джованни Болдини Портрет певицы Лины Кавальери 1901
Кавальери уверяла, что посредством месяц затем знакомства князь уже сделал ей предложение, и православный священнослужитель обвенчал их в домовой церкви Барятинских! Александр, якобы, возложил на ее голову княжескую корону, а она добровольно сложила с себя корону «королевы варьете».
Витторио Матео Коркос Лина Кавалери на сцене
Этот, подобный на сказку, обряд вряд ли состоялся на самом деле. Документального подтверждения заключения брака не существует, но более того если его заключили тайно, то вскоре он был расторгнут, либо объявлен недействительным. Законный брак между, пускай более того весьма знаменитой кафешантанной певицей, и князем, потомком Рюрика, был безусловно невозможен: кастовые предрассудки были сверх меры сильны, чтобы родные простили сходный брак — в те времена, если офицер женился на актрисе, он принужден был оставить полк!
Семья Барятинских была жутко и сильно могущественна и влиятельна. Родители Александра играли большую образ при дворе — его папа был воспитателем сыновей Александра III. Столь тесные связи с императорской фамилией могли только привосокупить отвращения к поощрению сомнительной связи. Лину незамедлительно объявили заморской femme fatale, околдовавшей бедного князя, пытавшейся заполучить его титул и состояние. К тому же стало известно, что Кавальери имела незаконнорожденного сына семи лет. Чтобы решительно положить финал скандальной связи, его родители нашли ему больше подходящую невесту — светлейшую княжну Юрьевскую, дочка Александра II от морганатического брака с Долгорукой. Высокая, стройная брюнетка с огромными темными глазами, княжна до странности походила на Кавальери. Стоит привосокупить, что княжна Юрьевская была крайне талантливой концертной певицей. Сходство становилось уже - мистическим.
Чезаре Таллоне Лина Кавальери
Отказавшись от продолжения карьеры кафешантанной певицы, не соответствовавшей положению «княгини Барятинской», Лина не смогла распроститься с желанием распевать, она по прежнему пробует распевать оперные арии, прислушивается к мнению опытных певцов и, в конце концов, по совету тенора Маркони, решает профессионально освоить сложнейшую технику бельканто. Нельзя не пометить, что образ князя Барятинского тут была немаловажной. Именно он оплачивал ее уроки оперного пения в школе Мадалены Мариани - Мази, знаменитой итальянской певицы, которая приехала в Петербург в 1888 г. на гастроли, да так и осталась в Северной столице, после этого переселилась в Царское Село, где открыла курсы пения. Похвалы известных певцов не были несложный лестью «княгине» — менее года понадобилось Мариани - Мази и ее ученице для постановки голоса Лины и тщательного изучения ею популярных вокальных оперных партитур бельканто.
Петербургский дебют Лины состоялся в начале 1901 года, и он явил миру самую красивую примадонну оперной сцены. Леонид Собинов восторженно писал о Кавальери: «Теперь восходит звездочка. Все в ней трогательно, чисто, так бесконечно свежо. Этот чудный цветочек, эта нежная, благоухающая весной орхидея, и за ней запрещено не ухаживать, ее запрещено не холить. Вы, видимо, уже сомневаетесь в моем беспристрастии, ибо всем известно, что Кавальери весьма красива. Пусть так, но ее краса в ее таланте только ненужный штрих. Сколько ума во всех ее сценических движениях, сколь музыкальности и сообща с тем – темперамента в ее фразах! Какая чудная у нее мимика. Прелестный, хотя и не поражающий какой то «феноменальностью», звук, подающийся несложно колоратуре, кристальное «пиано», потрясающий в речетативах грудной регистр. Да здравствует и расцветает тот самый чудный цветочек!!!» Думается, что легендарный и избалованный публикой тенор Л. Собинов не стал бы кидать впустую хвалы какой то заезжей чужестранке, потенциальнойсопернице по сцене..
Этот же, 1901, год стал годом окончательного разрыва «дивы» с князем Барятинским. Кавальери утверждала, что причиной «развода» стала ее непреодолимая слабость к театру: «Когда от имени царя моему мужу было поставлено условие: либо принудить жену отступиться от театра, либо развестись с нею — я выбрала развод с мужчиной, которого сильно любила». Своеобразным прощальным подарком от Барятинского стали богатые драгоценности и сценические костюмы для будущей дивы.
Это также входило в тщательный проект сценария Судьбы. В октябре 1901 года газеты сообщили, что князь Барятинский покинул столицу и отправился в Биарриц, готовясь к предстоящей свадьбе со светлейшей княжной Юрьевской. В ноябре этого же года князь вышел в отставку. После свадьбы чета Барятинских жила за границей: то на юге Франции, то в Италии. Екатерина Александровна родила князю двух сыновей. По словам Кавальери, Барятинский так и не смог смириться с потерей любимой: «Саша подчинился воле Двора, как любой боевой обязан подчиниться приказаниям старшего по званию. Его суть человеческая окаменела от горя, он был похож на дерево, лишившееся корней…» Но в 1910 году «верный рыцарь» «оперной дивы» Александр Барятинский скоропостижно скончался во Флоренции. Ему не было ещё и 40 лет."
[419x609]
[359x562]
[показать]
Лина Кавальери - фотооткрытки начала ХХ века - драгоценности князя Барятинского
Таков русский след знаменитой Лины Кавальери. Не те ли самые драгоценности Барятинского мы видим на многочисленных фотооткрытках с изображением Лины? Воистину князь не был жаден! Где и укого сейчас хранятся все эти сокровища или же они просто были утрачены? История об этом умалчивает.
Джованни Болдини Лина Кавальери 1912
Ее первый брак коротким, однако впереди была еще долгая жизнь и она успела в течение нее еще трижды побывать замужем. Она пережила бурный роман и недолгий брак с эксцентричным миллионер Роберт Уинтроп Чанлером (Robert Winthrop Chanler 1872-1930). Затем был перерыв в ее семейной жизни и многочисленные гастроли по Европе.
Миллионер Роберт Уинтроп Чанлер - второй муж Лины Кавальери
Лина Кавальери с третьим мужем Люсьеном Мураторе
В 1913 году Лина вышла замуж за своего коллегу, оперного певца тенора Люсьена Мураторе. Далее была Первая Мировая война, уход со сцены и занятия весьма женским делом: Лина Кавальери открыла косметический салон и занялась тем, что стала писать книгу о секретах женской красоты. Эпоха кино позволила сняться "примадонне поцелуя" и в кино, для чего она была приглашена в США. Откуда она и привезла своего четвертого мужа Паоло Дарванни. Вторая Мировая война и уже шестидесятилетняя Лина идет добровольно работать сестрой милосердия в один из итальянских госпиталей.
Забавная фотооткрытка в духе того, чем стала заниматься после своей актерской карьеры Лина Кавалери
Смерть Лины Кавальери несколько загадочна и вероятнее всего тайна ее хранится в архивах американских вооруженных сил. Самая красивая женщина начала ХХ века погибла 7 февраля 1944 года во время союзнической бомбардировки, когда авиационным снарядом был разрушен ее дом в окрестностях Флоренции. Казалось бы все просто, однако вопрос в том, что данный район не был статегическим военным объектом. По утверждению некоторых историков дом актрисы был атакован специально: либо это была месть за ее "сотрудничество" с германскими войсками, либо за сотрудничество с... а вот с кем об этом могут рассказать только архивы...