Начиная с октября прошлого года, ставки по всем видам кредитов росли как на дрожжах. Особенно огорчила ипотека — она подорожала почти в 1,5 раза. Не отставали от нее и автокредиты. Ставки по ним росли примерно такими же темпами. Но в остальном на рынке автозаймов ситуация более радужная. Ведь кредит на жилье сейчас получить практически нереально, а займы на авто многие финучреждения дают без особых проблем. Да и выбирать, на первый взгляд, есть из чего — сейчас на рынке автокредитов работает 45 банков. На каких условиях они выдают автокредиты, разбиралась Сегодня.
Ставки: 8% за полгода
В первой половине 2011 года рынок автокредитов «расцветал». Конкуренция между банками помогла ставкам за полгода «обвалиться» на 0,5—4% годовых — до 15—16%. При том что ежемесячных комиссий тогда почти никто не просил, а первый взнос зачастую был на уровне 0—15%. «Я оформляла кредит на авто в июле в одном из крупных банков, — рассказала киевлянка Оксана Ж. — Очереди не было, заявку рассмотрели за несколько часов. У меня высокая официальная зарплата, поэтому первый взнос вообще не потребовали. Кредит дали на 5 лет под 15%». Достичь таких условий удалось за счет «закручивания гаек» вкладчикам. Ведь доходность депозитов снижалась, а именно от нее зависит стоимость кредитов.
Уже осенью все изменилось. В октябре—декабре почти все банки, активно кредитующие покупку авто, подняли ставки. Некоторые — на 7—8%. «Это было связано с подорожанием гривневого ресурса для кредитования, — объяснила начальник управления массового рынка Укрсоцбанка Любовь Сыроватская. — Ставки по кредитам overnight (однодневные кредиты «с сегодня до завтра». — Авт.) на межбанке доходили до 50%, плюс выросли ставки по депозитам физлиц — до 20—25% в ноябре—декабре 2011 года».
Как рассказал директор департамента организации работы с частными клиентами «Астра Банка» Виталий Жихарцев, если в начале октября средние реальные ставки (с учетом всех комиссий) по автокредитам составляли 16—17%, то уже в декабре они достигли 20—23%. А в январе «подтянулись» еще на 0,3—0,5%. И с лета 2011 года по февраль 2012 года, по подсчетам начальника отдела развития и поддержки розничных кредитных продуктов банка Хрещатик Андрея Осипова, ставки выросли на 6—8% годовых. Сейчас средняя реальная ставка по автокредитам составляет 21—23%. Более низкие ставки есть в партнерских программах с автодилерами (0—16%) либо на «плавающей» основе (от 12 до 18%).
Интересно, что при этом 8 банков предлагают кредиты под 0%. Но, если присмотреться, видно, что никто не готов выдать их без ежемесячных (0,5—1,15%) или одноразовых (2,5—2,99%) комиссий. В результате оказывается, что «реального ноля» нет нигде.
В феврале ситуация улучшилась, но ненамного. К примеру, на рынок вернулись Кредитпромбанк и Альфа-Банк, которые ранее совсем приостанавливали кредитование. В результате сейчас большинство банков автокредиты все-таки дают, но, в основном, только в рамках партнерских программ с автодилерами. А человек, зашедший в банк не через дверь автосалона, а «с улицы», имеет мало шансов на получение займа. «Лучше всего оформлять кредит прямо в автосалоне, — говорит киевлянка Виктория М. — По своему опыту могу сказать, что в этом случае можно рассчитывать на положительное решение. К примеру, я в феврале получила такой кредит под 8% годовых. Если банк имеет партнерские программы, значит, он реально кредитует. А если на сайте указано 24—26% годовых, да еще и плавающая ставка — значит, кредит давать никто не собирается».
Аванс: сразу и больше
Доступность кредита можно определить еще и по размеру первоначального взноса, который требует банк. Ведь чем он выше, тем большую сумму нужно иметь «на входе». А большие «заначки под подушкой» есть далеко не у каждого, кто хочет обзавестись машиной. Поэтому желание банков поднять вместе со ставками и размер минимального авансового платежа добавило проблем заемщикам. По словам Виталия Жихарцева, средний размер минимального авансового взноса при оформлении автокредита вырос с 10% в октябре до 20—30% в декабре. А сейчас он составляет 30—40% (см. таблицу выше). Причем все чаще банки просят внести сразу 70% от стоимости машины. И лишь в единичных случаях остался нулевой первоначальный взнос — как правило, тогда, когда кредит выдается на 1 год. В ближайшие полгода, по словам Максима Мироненко, банкиры обещают немного ослабить требования к размеру первого взноса. Он может уменьшиться на 10—15% — до 15—25%.
Реальные сроки
Если посмотреть на сроки, на которые банки готовы выдавать автокредиты, может показаться, что за полгода они практически не изменились. Максимальный период остался прежним — 5—7 лет. На такой срок вам готовы дать деньги почти все банки. А один из них вообще выдает кредиты на целых 10 лет. Но если присмотреться, окажется, что долгосрочные займы вовсе не входят в интересы банков. Ведь почти у всех есть условие: чем больше период кредитования, тем выше ставка. Поэтому приемлемые ставки на уровне 8—14% годовых с невысокими комиссиями будут только при сроках кредитования 1—3 года.
Кстати, именно при таких сроках у вас больше всего шансов получить позитивное решение от кредитных менеджеров. «Мне в феврале кредит на год без проблем оформили в салоне за пару часов даже со справкой о неофициальных доходах», — утверждает Виктория М. Причем, по прогнозам Андрея Осипова, в ближайшее время сроки кредитования останутся на прежнем уровне — до 5—7 лет максимально и 1—3 года в среднем.