Это цитата сообщения
smotrina Оригинальное сообщение[как обрести уверенность в своем творчестве]
Я сама создала свой мир, и он намного лучше,
чем что-либо увиденное мною вокруг.
В нашем творческом развитии наш самый главный враг - это мы сами. Как-то так получается, что мы придумываем самим же себе кучу препятствий. И вместо того, чтобы творить мы вынуждены прыгать через барьеры или бороться с внутренними демонами. Про парочку из них я уже рассказывала - это
не умение выбирать окружение и
скупость по отношению к себе. Сегодня хочется поговорить об еще одной страшной вещи - о сомнениях. Именно то, что не дает продолжить совершенствовать свое мастерство, а иногда даже начать творить или вовсе найти себя.
Сомнения и не уверенность в своем творчестве.
Сомневаться в том «получиться или нет» нормально. Это даже намного более нормально, чем думать, что ты лучше всех все умеешь и сейчас все с первого раза сделаешь отлично или же не испытывать никаких эмоций вообще, мол все равно, что получится / не получится.
Сомневаться нормально. Но ровно до того, пока Ваши сомнения не превращаются в перфекционизм или паранойю. Я так сомневаюсь, что даже не могу взять в руки кисть. Или так сомневаюсь, что рисую и выбрасываю почти все свои работы, считая их несовершенными. Обе эти формы очень губительны. Пробуем от них избавиться.
Избавляемся от паранойи.
Скорее все с самого начала сомнения не дадут даже начать. Иногда паранойя доходит до такой степени, что я не сажусь рисовать, потому что боюсь испортить бумагу и краски. Ужас! Но как оказалось, этот страх есть у многих художников…
Перебороть эти странные мысли мне помог совет Дж. Кэмерон – относиться к творчеству как к игре. Я не требую от себя превосходных рисунков. Я просто хочу поиграть! Я сейчас возьму вот эту бумагу, эти краски, эти кисти и начну играть с ними. Я могу рисовать пальцами, носом, ногами. Я могу рисовать правильно, вспомнить все правила академической живописи и корпеть над каждой полутенью по часу. А могу рисовать так криво и смешно, что трехлетнему ребенку и не снилось. Я играю. Страх заниматься творчеством пропадает сразу же. Начинать заниматься творчеством становится очень легко. Начинаешь рисовать чаще. А как только ты начинаешь рисовать чаще, то появляется навык и вместе с ним первые результаты. А я знаю, что для большинства сложно именно начать...
Нужно как можно чаще "впадать в детство". Когда делаешь что-то детское, то расслабляешься и не требуешь от себя максимума. Наслаждаешься процессом! Кому придет в голову требовать от себя идеально раскрашенной раскраски? Или безупречно спетой песни Львенка и Черепахи? Вы знаете технику танца маленьких утят? Дети очень счастливые, им еще не рассказали, что нужно что-то делать для чего-то. Дети умеют радоваться жизни! Дети больше нас знают о творчестве! Нам есть чему поучиться у детей.
Избавляемся от перфекционизма.
Следующее сомнение, что может Вам помешать, когда Вы уже начали заниматься творчеством – это перфекционизм. «Ну, я, конечно, играю, но эти корявые рисунки просто какой-то кошмар». Включается жесткая самооценка, самокритика и фактически самоубийство. За помощью мы опять идем к Дж Кэмерон.
Именно она посоветовала как-то написать красивым шрифтом: «Господь, я позабочусь о количестве, а ты – о качестве». Если я перестану рисовать, то никогда не будет качества, потому что мы заключили сделку. Если я начну критиковать качество своего творчества, я начну критиковать действия Бога. Страшно? :) Именно поэтому я научилась оценивать свое творчество только двумя слова – «нравится» и «не нравится».
Все рисунки, которые нравятся, я складываю на видные места и показываю другим. Похвала и самоудовлетворение никогда не бывают лишними, не надо лишать себя такой подпитки.
Рисунки, которые НЕ нравятся, я ни за что не выбрасываю, не рву, не мну, не рассматриваю часами и не исправляю тут же. Я просто откладываю их в отдельную папочку и убираю подальше. И продолжаю рисовать что-то другое. Через два месяца я снова возвращаюсь к этой папке. За два месяца моя рука приобрела больший навык, да и взгляды изменились, потому исправить или перерисовать рисунки становится легче. Этим я и занимаюсь. А когда это делаешь и получаешь отличный результат, то появляется внутренняя уверенность: «Раз я могу исправлять ошибки, значит, я всегда рисую хорошо».
Сомнение не должно быть тормозом для Вас.
Сомнение должно быть толчком. «Так, я сомневаюсь, что могу рисовать в такой технике. Может быть мне стоит почитать книгу об этом? Сделать парочку разминочных упражнений? Или же стоит посмотреть работы других творцов?».
Сомнение должно помогать искать пути к достижению, а не связывать ноги. В Ваших силах управлять им себе на пользу. Кстати все эти советы пременимы не только к творчеству. Спасибо,
Путь Художника.