• Авторизация


Рай земной, имя коему - Ореанда. Крым 26-02-2016 20:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Лелеева Оригинальное сообщение

Рай земной, имя коему - Ореанда. Крым.

Храм Покрова Божией Матери в НИЖНЕЙ ОРЕАНДЕ
Южнее Ливадии расположилась Ореанда, бывшее великокняжеское имение.
Ореанда отличается от своей соседки Ливадии скалистыми пейзажами: у самого моря высится Мачтовая скала немного правее беседки - Крестовая, а над ними гордо подняли свои головы горы Ай-Никола, Белоголовая и дикий утес Хачла-Каясы. Отвесные скалы, глубокие овраги, лазурное море создали неповторимую красоту этих мест.
Когда-то на месте Ореанды существовало греческое поселение. На горе Крестовой сохранились остатки средневекового феодального замка и небольшого христианского храма.
В 1818 и 1825 годах на Южном берегу Крыма побывал император Александр I. Ему понравились земли Ореанды, здесь хотел возвести дворец для своей жены Елизаветы Алексеевны, которая часто болела и зиму вынуждена была проводить на юге. Но, Александр I скончался, и Ореанда стала имением императора Николая I, который подарил ее своей супруге императрице Александре Федоровне. Царская семья впервые посетила Ореанду в сентябре 1837 года, тогда же решено было построить здесь дворец в стиле римских вилл. 30 сентября, перед отъездом из Крыма, императрица Александра Федоровна вместе с графом М. С. Воронцовым поднялась на гору, которую татары называли Урьянда, и установила на вершине деревянный крест. Позже крест заменили чугунным. Название же горы изменилось, ее стали называть Крестовой.
Проект будущего дворца разработал архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865 г.). Дворец заложили в 1843 году, строительство велось при активном участии архитектора К. И. Эшлимана (1808-1893), и было закончено в 1852 году.
Роскошный дворец окружил прекрасный парк. Знаменитые садоводы Делингер и Кебах, используя экзотические и местные виды растений, воссоздали ландшафты разных стран света. Парк украшали фонтаны, один из которых был устроен прямо в дупле огромного дуба, водопады и бассейны, повторяющие контуры южных морей России: Черного, Азовского, Каспийского и Аральского.
После смерти императора Николая I имение перешло в наследство его второму сыну Великому князю Константину Николаевичу (1827-1892 г.). Великий князь очень любил эти места. «Рай земной, имя коему - Ореанда», - говорил он.
Трагическая гибель императора Александра II в 1881 году отразилась и на карьере Константина Николаевича: верно служа двум императорам - отцу и брату, великий князь оказался не у дел при новом монархе. А в 1882 году дворец сгорел, «из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих». На восстановление дворца требовалась большая сумма денег, которой великий князь не имел.
Грустью веет от его строк: «От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий». Великий князь сам выбрал место для будущего храма. Время торжественной закладки церкви в основание ее фундамента поместили дощечку с текстом: «Во имя Отца и Сынa и Святого Духа: усердием и ревностью владельца Ореанды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружается храм сей и память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года в лето III РХ. Аминь».
Название для будущего храма Великий князь тоже выбрал сам. Он решил назвать его в честь своего любимого праздника - Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм он задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. Проект разработал известный архитектор А. А. Авдеев.
Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика, вокруг которого росли большие дубы. Чтобы сориентировать апсиду храма на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь решил сохранить могучих великанов, и алтарь немного повернут на юго-восток.
Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. В световом барабане - узкие арочные оконные проемы, в которых расположили по четыре круглых окна. Купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея.
У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка из двух досок, к ней вела деревянная лестница с перилами, все деревянные части лестницы были окрашены. Колоколов было пять, самый большой весил 160 килограммов, а самый маленький - 3 килограмма. Колокола освятили 21 сентября 1885 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского.
Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане и большие кресты, украсившие наружные стены, были изготовлены в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделал из ореха, дуба/кипариса и можжевельника мастер Кубышко, но со временем его предполагали заменить мраморным. Часть храма была расписана известными художниками: Д. И. Гриммом, академиком М. В. Васильевым, вице-президентом Императорской Академии художеств князем Г. Г. Гагариным.
Торжественное освящение храма состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением.




[700x524]



Огромная заслуга Великого князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики. Искусство мозаики достигло больших высот в Византии и оттуда пришло на Русь. Ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых храм Софии. Затем наступило время, когда о мозаике забыли, только в XVIII веке великий русский ученый М. Ломоносов возродил это искусство. В
Великого князя Константина Николаевича восхищало это искусство, мозаика сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет. Часть храма в Ореанде он решил украсить мозаичными образами. С этой целью обратились к известному итальянскому мастеру Антонио Сальвиати (1816-1890 г.).
Спустя месяц после освящения храма в Ореанде из Венеции прибыли мозаичные иконы Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, выполненные по рисункам князя Гагарина, знатока византийского зодчества и церковной иконописи. Образ Спасителя разместили над папертью, а образ Покрова Пресвятой Богородицы украсил горнее место храма,
По личному приглашению Великого князя Сальвиати приехал в Крым. Ему исполнился 71 год. В молодости он получил образование юриста в Падуанском и Венском университетах, но адвокатом не стал. Сальвиати мечтал воссоздать искусство византийской мозаики, к тому времени совершенно забытое. Существовала, правда, еще римская мозаичная школа, но работы мастеров Ватикана были очень дороги и требовали много времени на их изготовление. А. Сальвиати разработал способ создания мозаичных картин, который был значительно дешевле и не уступал по качеству римскому. В 1859 году он начал производство мозаики.
Так началась творческая деятельность А. Сальвиати в Крыму.
Церковь в Ореанде отличалась обилием мозаики, украсившей стены, купол и паруса храма.
В 1887 году Сальвиати получил заказ от императора Александра III: в Ливадийском храме требовалось заменить мозаикой главную икону «Воздвижение Честного Креста», написанную в алтаре художником А. Е. Бейдеманом. Были и другие заказы: оформление церкви святой Нины в Гаспре, храма на Форосе, замена пострадавшей от сырости росписи в часовне святого Николая на Братском кладбище в Севастополе. Способ создания картин, разработанный Сальвиати, был принят мастерскими Императорской Академии художеств. И это является главным признанием заслуг итальянского мастера.




[492x700]






[700x524]





[525x700]




[525x700]



К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.


[524x700]




Мы можем видеть редкое изображение Спасителя в отроческом возрасте, двенадцать апостолов, полный образ иконы Покрова Пресвятой Богородицы и частично сохранившиеся лики святых.


[700x510]




[700x524]




[700x516]





[700x524]




[525x700]




[525x700]



После смерти Константина Николаевича Ореанда перешла к его сыновьям Дмитрию Константиновичу и Константину Константиновичу. В судьбе последнего Ореанда сыграла особую роль. Прекрасный поэт и переводчик, писавший под псевдонимом К. Р. первое стихотворение он создал именно здесь и много прекрасных строк посвятил этому уголку Крыма.
В 1894 году Ореанда стала императорским имением, его купили у Великого князя Дмитрия Константиновича для наследника престола цесаревича Николая Александровича.




[700x524]


на фото бюст святого праведного Иоанна Крондштатского

В ореандской церкви 13 октября 1894 года служил обедню святой праведный Иоанн Крондштатский, а 17 октября, отслужив утреню и литургию, он в полном облачении и со Святыми Дарами отправился в Ливадийский дворец, где находился больной Александр III.
Новый император Николай II с семьей приходил в Покровский храм на церковные праздники, он любил гулять по парку, любоваться скалами, размышлять на берегу моря.
Здесь говела и причащалась вмц. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская фамилия, все Великие князья и княгини.

Храм в Ореанде посещал А. П. Чехов. Герои его рассказа «Дама с собачкой» - Гуров и Анна Сергеевна - здесь размышляли о вечности и о жизни.
«В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства».

Церковь закрыли в 1924 году. Ее передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), а затем Управлению Ливадийским дворцом. На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты. В 1927 году здание немного пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина, но его никто не ремонтировал. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать, он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.

После войны в Ореанде начинается строительство санатория, церквушка не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Но краеведы добились того, что храм был признан памятником архитектуры.
Более тридцати лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.
Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году.



[554x700]



[700x524]





[525x700]


В 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке на ООО «Корнер-М» отлили прекрасный колокол весом 603 килограмма. На верхней части колокола написано: «Сей колокол принесен в дар рабами Божиими Александром и Анатолием в лето 2001 от Рождества Христова в храм Покрова Божией Матери в Ореанде». Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.
4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем.



Серия сообщений "Храмы Украина":

Часть 1 - Вильгельм Котарбинский (1849—1922).Владимирский собор. - ч.2
Часть 2 - Вильгельм Котарбинский (1849—1922) — яркий представитель стиля «модерн», живописец исторического и фантастического жанров. - ч.1
...
Часть 7 - ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
Часть 8 - Форосская церковь. Храм на скале
Часть 9 - Рай земной, имя коему - Ореанда. Крым.
Часть 10 - Владимирский собор в Киеве.
Часть 11 - СОБОРЫ И ХРАМЫ ХАРЬКОВА
...
Часть 43 - Российско-украинский диалог в церковной архитектуре. Часть 3
Часть 44 - Российско-украинский диалог в церковной архитектуре. Окончание
Часть 45 - Загадочное Китаево


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рай земной, имя коему - Ореанда. Крым | inna_kiyatkina - Дневник inna_kiyatkina | Лента друзей inna_kiyatkina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»