27 января мы отмечаем День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады!
Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей Великой Отечественной войны, шла с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года.
Ленинград был в блокаде с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
И 27 января - это День ленинградской Победы!
Поздравляем всех, кто прошел испытания блокады, всех ленинградцев!
Порадуемся за город и его жителей, но и вспомним, блокадные будни.
Многие мои родные пережили блокаду, или были на фронте. Не все они выжили…
Всех их вспоминаю в этот день, им посвящаю этот рассказ.
…..
Посмотрим, как спасали памятники искусства в блокадном городе.
Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих стихах глухие их шаги,
их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
кто проходил огонь, и смерть, и лед…О. Берггольц
……….
Спасение памятников в блокадном Ленинграде
https://back-in-ussr.com/2015/11/spasenie-pamyatnikov-v-blokadnom-leningrade.html
Как прятали культурные объекты в Ленинграде в период блокады?
https://ivbg.ru/7981313-kak-pryatali-kulturnye-obe...ade-v-period-blokady-foto.html
Жители блокадного Ленинграда не только одержали победу над фашистами и отстояли свою свободу, и свободу следующих поколений, но и оставили след своим бережным отношением к ценностям искусства.
Во время осады города блокадники позаботились о сохранности культурного наследия. Они маскировали важнейшие объекты города, чтобы враг их не разрушил.
Спасение памятников блокадного Ленинграда для многих стало целью, помогавшей выжить в условиях тотального голода и смертельной угрозы, длившейся 872 дня.
Каким же образом ленинградцы сберегли памятники культуры?
На государственном уровне с начала войны был разработан план по спасению и защите наиболее ценных архитектурно-исторических памятников Ленинграда.
Необходимо было замаскировать, укрыть сотни памятников, скульптур, шпили и купола соборов, фасады дворцов.
……..
Скульптуры и памятники
Многие скульптуры укрывали в земле: скульптуры Летнего сада, коней Аничкова моста и другие скульптуры.
Летний сад
Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном — склад боеприпасов и оружия.
Скульптуры укрыли в земле — мраморные статуи, завернутые в бумагу и упакованные в ящики, были укрыты в вырытых траншеях.
Сохранилась схема Летнего сада, где указаны места закопанных скульптур
Схема
….
Анна Ахматова посвятила стихотворение «Nox» своей любимой скульптуре Летнего сада — фигуре «Ночь» работы Джованни Бонацца.
Nох
Ноченька!
В звездном покрывале,
В траурных маках, с бессонной совой…
Доченька!
Как мы тебя укрывали
Свежей садовой землей.
Пусты теперь Дионисовы чаши,
Заплаканы взоры любви…
Это проходят над городом нашим
Страшные
сестры
твои.
А.Ахматова, 30 мая 1942,
скульптура Летнего сада — «Ночь»
…Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена
…
…На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды.
Бомбы, падавшие на газоны, иногда взрывались, выбрасывая вверх землю и делая большие воронки, а иногда уходили глубоко в землю, не разорвавшись.
Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов.
В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.
……..
Предписывалось «снять четыре скульптурные группы коней Клодта с Аничкова моста и закопать в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой».
Скульптуры коней Клодта были обмазаны тавотом, зашиты досками и спущены в специально вырытые ниши. Каждая фигура укладывалась специально устроенную постель из мешков с песком, а затем засыпана землей.
Из-за трудных условий, рано наступивших холодов в 1941 г. удалось «захоронить» в земле только одну из четырёх скульптурных групп. Работы в полном объёме были завершены к августу 1942 г.
Ленинград 1945 Аничков сад. Выкапывание из земли коней Клодта перед установкой их на место
В ночь с 1 на 2 июня 1945 г. статуи заняли свои места на постаментах. Тысячи горожан в белую июньскую ночь наблюдали за установкой скульптур.
……
Об укрытии мраморных скульптур Диоскуров у Манежа
Диоскуры – сыновья Зевса Кастор и Поллукс.
Перед началом войны эти монументы, убранные от Манежа еще в 1858 году, находились на постаментах у ворот казарм Конногвардейского полка (в Конногвардейском переулке в створе Почтамтской улицы).
Их спрятали в земле, для лучшей сохранности отделив Диоскуров от лошадей
В 1858 г. скульптурные группы по требованию духовенства были перенесены на пилоны ворот Конногвардейского полка, и только в декабре 1953 г. вернулись на исторические места у Манежа.
……….
Как прятали памятники блокадного Ленинграда
https://fishki.net/1240406-kak-prjatali-pamjatniki-blokadnogo-leningrada.html
Одной из важных задач во время блокады Ленинграда стала маскировка и спасение памятников и жизненно важных объектов города.
Давайте посмотрим, какие чудеса маскировки проявляли ленинградцы.
Были предприняты самые разные методы маскировки архитектурных памятников и сооружений.
Сложно было, если статуя была большой, и с постамента снять ее было затруднительно.
Тогда вокруг статуи возводили защитный стакан из дерева, который засыпался песком.
Чертежи укрытий для Медного всадника.
Такие скульптуры как памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник), Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, египетские сфинксы на Университетской набережной и другие, были спрятаны под несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами.
Медный всадник
....
А здесь уже снимают маскировку, в конце блокады
.....
Многотонный памятник Александру III, работы Паоло Трубецкого, окопали песчаной насыпью и накатом из бревен. Отметим, что в ходе военных действий памятник выдержал прямое попадание фугасной бомбы!
Укрытие Египетских сфинксов.
Памятник Николаю I.
Снять Александровскую колонну с постамента было нереально, строить вокруг нее ящик - тоже. Поэтому, на колонну установили систему растяжек, которая повышала устойчивость памятника.
……..
,,,,,,,,
Сложнее всего дело обстояло с домами.
Укрыть их было невозможно, но можно было их замаскировать.
Проект маскировки Адмиралтейства
План. С воздуха вместо Адмиралтейства был виден парк.
Брезентовые укрытия расписывали под деревья и кустарники, что с воздуха создавало эффект обмана зрения для немецких бомбардировщиков.
Так маскировали Смольный институт и пропилеи.
….
Отдельно велись работы по укрытию позолоченных куполов и шпилей города, при этом применялись два способа - купола и шпили, покрытые сусальным золотом, укрывали чехлами, а купола Исаакиевского и Петропавловского соборов, позолоченные путем гальванопластики, просто красили масляной краской.
Работы на Алмиралтействе
Для исполнения этих работ привлекли спортсменов-альпинистов - пианистку О. А. Фирсову, секретаря ДСО А. И. Пригожеву, сотрудника киностудии Ленфильм А. А. Зембу, младшего лейтенанта М. М. Боброва, виолончелиста М. И, Шестакова, художницу Т. Э. Визель.
Работы на Никольском соборе.
.......
Альпинисты после работы на Петропавловской крепости
………….
Еще о памятниках. Питерские легенды
Но не все памятники успели укрыть или спрятать.
Всю блокаду без защиты простояли памятники Кутузову, Барклаю-де-Толли, Екатерине Великой близ Невского проспекта.
Про императрицу шутили: "Она же немка, в нее бомба не попадет".
А монумент Суворову недалеко от Невы — успешно защищала зенитная батарея: пилоты люфтваффе предпочитали держаться от нее подальше, облетая памятник стороной.
…….
Существует версия-легенда о том, что памятники полководцам Кутузову, Барклаю-де-Толли и Суворову были специально оставлены без укрытия, по идеологическим соображениям.
Но на самом деле, приступить к укрытию не смогли по объективным причинам: ранняя суровая зима, голод, высокая смертность, обстрелы, бомбежки…
Следующим летом не хватало материалов, рабочей силы, техники… Защитой стали зенитные батареи, расположенные неподалёку.26 апр 2021
Памятник А.С. Пушкину тоже не успели укрыть до начала вражеских налетов.
По суеверной примете жители блокадного Ленинграда верили: «пока жив памятник — жив и город».
.......
Легенда про петербургских быков
Существует легенда, связанная со знаменитыми в Петербурге статуями быков
Это парная статуя бронзовых быков, созданная в 1827 году скульптором Демут-Малиновским для украшения Скотопригонного двора в Санкт-Петербурге на берегу Обводного канала.
Быкам даже дали неофициальные клички: левого зовут Взорушка, а правого Невзорушка.
Сон скульптора
По легенде, скульптору Демут-Малиновскому приснился сон о том, что его бронзовые быки ожили и пришли к нему домой. Скульптор поделился своим сном с друзьями, но тогда сон никто не смог объяснить.
Прошло сто с лишним лет, и во время блокады, в 1941 году, чтобы сохранить ценную скульптуру, Быков сняли с постамента и отвезли их в центр, к Александро-Невской Лавре. Тогда много скульптур прятали в землю или укрывали мешками с песком, но Быков не успели.
Так они и простояли всю Блокаду в Лавре, в нескольких шагах от могилы Демут-Малиновского, охраняя покой своего создателя.
В 1946 году бронзовые Быки вернулись на Московское шоссе, к Мясокомбинату.
Сейчас их обещают вернуть на историческое место возле Обводного канала.
https://www.liveinternet.ru/users/3109898/post488937439/
………..
В музеях
Как музейные работники спасали шедевры культуры в блокадном Ленинграде
https://news.rambler.ru/other/43568959-tsenoyu-zhi...ultury-v-blokadnom-leningrade/
https://news.rambler.ru/other/43568959/?utm_content=news_media&utm
https://mir24.tv/articles/16394330/cenoyu-zhizni-k...chiki-spasali-shedevry-kultury
22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей, – пишет в своих воспоминаниях академик Иосиф Абгарович Орбели, директор Эрмитажа.
«Научные сотрудники Эрмитажа, работники охраны, служащие – все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж».
А в Русском музее всего за неделю было снято со стен, вынуто из рам и подготовлено к эвакуации свыше 7500 живописных произведений. И это были бесценные шедевры.
Чтобы снять со стен такие огромные полотна, как «Последний день Помпеи» Брюллова, «Медный змий» Бруни, требовались усилия нескольких десятков людей, а насчитывалось таких колоссов свыше шестидесяти.
Картины наматывались на специальные валы. Поверхность их, безукоризненно гладкая, обтягивалась еще искусственной замшей. Затем валы с картинами, запеленутые чистыми холстами, вкатывали в ящики.
Эти меры себя оправдали. Свидетельство–сохранность картин, находившихся долгое время на валах в условиях хранения.
С такой же тщательностью упаковывали и другие экспонаты: скульптуру, фарфор итп.
……
Как жил Эрмитаж в годы блокады
https://spbdnevnik.ru/news/2019-01-25/velichestven...k-zhil-ermitazh-v-gody-blokady
Эвакуация экспонатов
Малоизвестный факт: эвакуация шедевров не была для Эрмитажа первой. Драгоценная коллекция впервые была эвакуирована на север еще в пору войны с Наполеоном! А в Первую Мировую войну, когда немцы приблизились к Петрограду, коллекция по частям переправлялась в Москву.
Эвакуация была хорошо подготовлена, – заранее были готовы ящики, и каждый сотрудник знал, в какие ящики и как он будет упаковывать ту часть коллекции, за которую он отвечает.
Поэтому за неделю был готов первый эшелон.
Это 22 вагона. Это 1 миллион 118 тысяч экспонатов. А второй ушел вслед за ним.
В этих эшелонах были отправлены самые ценные экспонаты.
Был готов третий эшелон. Но он не ушел: кольцо блокады сомкнулось.
……………
В Свердловске местные власти разрешили разместить экспонаты в трех зданиях – картинной галерее, костеле и печально известном Ипатьевском доме.
«В этом есть какая-то мистика, – считает хранитель документального фонда Эрмитажа Елена Соломаха. – Подготовка к эвакуации проходила в Сампсониевском соборе – месте венчания основательницы нашего музея Екатерины II и князя Потемкина. А экспонаты перекочевали для спасения в дом Ипатьева. Туда, где был расстрелян Николай II – последний из императорского рода владелец Эрмитажа».
При эвакуации рамы, из которых вынимали картины, оставляли на месте.
Потом это позволило очень быстро восстановить экспозицию.
Интересная история об этом приведена в «Блокадной книге» Гранина и Адамовича. Комендант Эрмитажа Губчевский рассказывал, как однажды ему довелось провести экскурсию для солдат перед… пустыми рамами!
«Это была самая удивительная экскурсия в моей жизни, – признавался он. – И пустые рамы, оказывается, впечатляют».
БОМБИЛИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО
В годы блокады в Эрмитаж попало 18 снарядов. Один из первых пробил знаменитый портик с Атлантами.
А авиабомба попала в крышу и ножом прошла через все этажи.
...
Все было очень скрупулезно изучено и подсчитано
городской комиссией по ущербу, причиненному Эрмитажу во время войны.
В 1946 году директор Эрмитажа Иосиф Орбели выступал свидетелем на Нюрнбергском процессе. Он предположил, что фашисты бомбили музей целенаправленно.
«Вы артиллерист, чтобы делать такие выводы?» – спросил его адвокат гитлеровцев.
«Я никогда не был артиллеристом, но предполагаю, что, если немецкая артиллерия обстреливает мост, она не может всадить в него один снаряд, а во дворец, находящийся в стороне, – тридцать снарядов».
…………
Эвакуация сокровищ Эрмитажа, Русского музея и других музеев Ленинграда проходила организованно.
Но кольцо блокады стремительно замкнулось.
Вывезти удалось далеко не все. Часть коллекции Эрмитажа и Русского музея хранилась на первых этажах и в подвалах их зданий.
Немногим оставшимся смотрительницам надо было дежурить и в залах музея, и в подвале, и на чердаке – сбрасывать «зажигалки» с крыши музея.
И еще они работали в качестве сестер милосердия в созданном в помещении Эрмитажа стационаре».
По свидетельству будущего директора Эрмитажа, а тогда еще молодого ученого Бориса Борисовича Пиотровского, «в дни сильных бомбардировок подвал музея спасал до 2000 человек, постоянно там живших. Кроме сотрудников Эрмитажа там жили сотрудники Академии наук, Академии художеств.
…….
Экспонаты музеев города, которые не успели эвакуировать, и то, что удалось вывезти из пригородных дворцов-музеев до того, как к ним вплотную приблизился фронт, решили укрыть за стенами Исаакиевского собора и в его подвале.
В общей сложности в соборе хранилось более 120 тысяч музейных ценностей! Ящики с экспонатами стояли штабелями высотой до 6 метров, разделенные узкими проходами.
В таких условиях – во тьме и морозной сырости – и работали музейщики: проверяли состояние картин, при необходимости даже реставрировали. В этом им помогали сотрудники Эрмитажа.
Из 60 музейных работников, населявших подвал Исаакиевского собора, 20 человек погибли в первую же зиму от голода и холода.
Остальные были настолько ослаблены, что летом 1942 года Управление по делам искусств организовало специальный стационар для их спасения.
Всех, кто выжил, переместили в здание гостиницы «Астория», где было устроено общежитие для работников культуры, в нем поселились и многие из тех, кто перезимовал в подвалах Эрмитажа.
…..
Эти музейные коллекции еще долго оставались там – вывозить их было некуда.
-Дворцы Петергофа, Пушкина (Царского Села), Ораниенбаума, Красногвардейска (Гатчины) были разрушены.
Только в 1948 году ящики с экспонатами перевезли в специально созданное Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев Ленинграда.
Восстановление же дворцов-музеев заняло несколько десятилетий. Потребовалась и реставрации самого Исаакиевского собора, которая длилась 16 лет.
Когда в 1945 году музейные коллекции начали возвращаться в Ленинград, воодушевлению горожан не было предела! Ведь этот символ мирной, довоенной жизни свидетельствовал, что ужасы войны действительно позади.
Коллекция Эрмитажа вернулась в Ленинград 10 октября 1945 года, 13-го разгрузка была закончена, а 14-го началась развеска картин.
Трудно представить темпы и напряженность работы
по организации выставки в 69 залах за 20 дней!
Но уже 8 ноября 1945 года восстановленные залы были открыты для публики.
Очевидцы рассказывают, что не могли сдержать слез, когда впервые после эвакуации увидели шедевры Эрмитажа
…………
Культурная жизнь не замирала в Ленинграде даже в страшные дни блокады. В осаждённом городе давали концерты и спектакли, играли в футбол, спасали памятники.
Продолжалась и работа на заводах, научных лабораториях.
Но об этом – в другой раз, в продолжении.
……..
И вот, страдания ленинградцев закончились!.
Долгожданный день наступил!
Блокада снята!!!
27 января 1944 года силами войск Ленинградского (генерал армии Л.Л. Говоров), Волховского (генерал армии К.А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (генерал армии М.М. Попов) фронтов в ходе Ленинградско-Новгородской наступательной операции«Январский гром», окончательно разорвано кольцо блокады Ленинграда!
В результате войска Ленинградского фронта отбросили врага на расстояние 60-100 км от города
Честь салютовать этой победе Москва уступила Ленинграду. Приказ о салюте подписан не Верховным Главнокомандующим, а Военным Советом Ленинградского фронта. И 27 января 1944 года ленинградцы праздновали снятие блокады.
В городе на Неве прогремело 24 залпа из 324 орудий.
Стрелка Васильевского острова. Услышав о том, что в городе состоится салют, горожане толпами приходили в центр и занимали места с видом на Петропавловскую крепость. 27 января 1944 года. Фото Б. Смирнова.
Вечером практически все население города вышло на улицы и с ликованием наблюдало за артиллерийским салютом в честь этого исторического события.
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока, Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика – Гремит салют над Ленинградом!
Салют 27 января 1944 года в честь полного освобождения Ленинграда от блокады.
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвАлась:
На праздничный салют С тобой Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
Юрий Воронов
……….
Еще раз с праздником!
Будет продолжение!
…..
Источники:
https://fishki.net/1240406-kak-prjatali-pamjatniki-blokadnogo-leningrada.html
https://ivbg.ru/7981313-kak-pryatali-kulturnye-obe...ade-v-period-blokady-foto.html
https://tass.ru/obschestvo/12288711
http://22-91.ru/statya/kak-spasali-pamjatniki-v-blokadnom-leningrade/24.12.2015
https://mir24.tv/articles/16394330/cenoyu-zhizni-k...chiki-spasali-shedevry-kultury
https://spbdnevnik.ru/news/2019-01-25/velichestven...k-zhil-ermitazh-v-gody-blokady
………..