Когда-то все советские люди имели множество причин гордиться тем, что они живут в самой лучшей стране мира. Как известно, мы были впереди планеты всей не только в области балета – мы с гордостью провозглашали себя самой читающей страной в мире. Возможно, это было действительно так, хотя среди причин подобного повального увлечения литературой были, наверное, и такие, как желание получить хоть какое-то развлечение в стране победившего социализма. Или стремление хотя бы из книг получить крупицы информации о той, другой жизни, которая протекала за железным занавесом, и многим казалась райским. Открытие этого самого занавеса развенчало многие мифы. И проблем «у них» ничуть не меньше, чем у нас, и жить у нас, при наличии денег, можно ничуть не хуже. Для многих граждан страны зарабатывание этих самых денег давно уже превратилось в основную задачу и цель жизни, на фоне которой как-то меркнут проблемы мировой литературы. И вопрос о том, где лучше подключить тариф Мегафон в Москве, для многих более важен, чем вопрос о том, с какими из литературных новинок стоило бы ознакомиться в первую очередь. В то же время, и литературная жизнь претерпела значительные изменения. И не только потому, что появилось множество новых талантливых, ярких и спорных авторов. А еще и потому, что с их произведениями можно ознакомиться теперь не только благодаря покупке в книжном магазине, но и в Интернете. Споров о том, хорошо это или плохо, ведется немало, и обычно они столь же результативны, как сакраментальные споры о яйце и курице. Однако несомненное преимущество того, что печатное слово стало доступным через интернет, все же имеется, и заключается оно в том, что теперь между писателем и читателем нет посредника в лице книгоиздателя, который единолично принимает решение о том, достойно ли данное произведение быть увековеченным на бумаге. И найти своего читателя, а возможно – и почитателя, писателю теперь гораздо легче.
Другое преимущество использования Интернета – это скорость, с которой произведение может быть представлено читателям. А также скорость, с которой автор может получить на него отклики. Полемика по поводу того или иного произведения может развернуться в реальном времени буквально сразу же после опубликования очередного произведения, тогда как раньше для этого требовалось, как минимум, дождаться выпуска газеты или журнала, где найдется место.
Широкое распространение литературы в Интернете породило даже новый термин – сетевая литература. Под ним, впрочем, не подразумевается какой-либо новый жанр, специфический и отличающийся от всего того, что было написано ранее. В Сети представлены все те же традиционные жанры, которые развивались в литературе на протяжении многих лет. По сути, Интернет стал для литературы новым способом жизни, который не мог оказать на нее определенного влияния. Многие отмечают, что благодаря Интернету литература как бы вернулась к своим истокам, когда автор манускрипта мог сам распространять его по своему усмотрению. Другие же полагают, что новые технические возможности, освободившие литературу от многих сковывающих ее условностей, позволяют обеспечить ей максимальную свободу творческого проявления. И именно Интернет станет вскоре центром литературной жизни, максимально свободной от власти и политической конъюнктуры.
Действительно, теперь, чтобы произведение увидело свет, не нужно иметь ни денег, ни связей, ни влияния, чтобы обеспечить его публикацию. Это приводит к тому, что в корне пересматривается не только путь литературного произведения от писателя к читателю, но еще и изменяется сама его форма, а также фигур автора. Он перестает быть неким абстрактным и недостижимым лицом, на которое читатели не могут оказать никакого влияния. Сегодня благодаря Интернету каждый читатель современных авторов может не только донести до них свое мнение о прочитанном. Но и вести с ними живую дискуссию, и получать напрямую ответы на вопросы, возникшие у него при чтении книг.
Благодаря Интернету процесс появления новых громких имен ускорился невероятно. Правда, есть у этого явления и обратная сторона - на вершину популярности часто возносятся произведения весьма сомнительного литературного достоинства. Иногда популярность, нарастающая как снежный ком, вообще вызывает удивление, так как причины ее могут быть совершенно неясны. Подобный флешмоб наблюдался уже неоднократно, по отношению к самым различным текстам. Но, с другой стороны, далеко не каждый автор, опубликовавший свое произведение в Сети, может рассчитывать не только на благосклонность читателей, но и на само их внимание. В то время, как количество сайтов в Интернете исчисляется миллионами, простая публикация на одном из них своего произведения не гарантирует, что наутро вы проснетесь знаменитым – какими бы несомненными ни были достоинства написанной вами книги. Определенные гарантии на получение читательского внимания может дать публикация в одной из популярных электронных библиотек – однако подобные ресурсы предполагают определенный отбор, который проходят публикуемые произведения. А это все же подразумевает, что откровенно слабые и нежизнеспособные работы просто не будут доступны широкой аудитории.
В последние годы можно услышать мнения, что «большая» литература умирает, уступая напору кино, да и того же Интернета, предоставляющего публике массу развлечений, не связанных с необходимостью поглощать большое количество печатного текста. Однако обвинять Интернет в «смерти» литературы было бы глупо. В конце концов, Всемирная Сеть, как правило, несет в себе только отражение тех процессов, которые происходят в реальной жизни. Сюда перемещаются литературные споры, здесь ведет свою жизнь окололитературная тусовка, сюда стекаются читатели, которые при иных условиях пришли бы на встречу с любимым писателем в торговом центре или Доме культуры. Интернет сегодня становится доступным все большему количеству людей, и не только «продвинутой» молодежи, как это было еще несколько лет назад, но и людям различного возраста и различных социальных слоев. Те, кто не может или не хочет приобретать обычные книги, могут ознакомиться с произведениями любимых авторов в электронном формате, бесплатно или за символическую плату. В этом смысле, можно сказать, что Интернет обеспечивает писателя все новыми и новыми читателями, и этот источник читательского внимания выглядит практически неиссякаемым. А постоянный контакт с читателем, который обеспечивает Интернет, позволяет авторам лучше понять их запросы. Конечно, это не подразумевает, что автор должен бездумно идти на поводу у читателей, в том числе, и их далеко не всегда высоких запросов. Скорее напротив, он должен постоянно поднимать планку, как бы вести читателей за собой, превращая, к примеру, читателя легких любовных романов в поклонников достаточно серьезной психологической литературы. Многое здесь, конечно, зависит от писателя – выберет ли он более легкий путь, следуя на поводу у толпы, или останется верным себе, излагая собственное мнение, и творя так, как подсказывает ему сердце. И тогда, возможно, вопрос «что почитать» станет для многих граждан страны столь же насущным, как потребность выбора золотого номера Мегафон, чтобы обеспечить себе более широкие возможности для общения.