Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . .
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.
А.С.Пушкин
Традиционные наземные средства передвижения русских - это полозовый, колёсный транспорт и волокуши.
Колесный транспорт получил распространение преимущественно в земледельческой полосе благодаря наличию грунтовых дорог и трактов.
В разных местностях телеги назывались по разному: СНОПОВОЗКА, ХЛЕБОВОЗКА, ОДЁР, РАТКА, ДРОГИ, ДОЛГУША, РЫДВАН, и др. Похожие по конструкции, они имели небольшие отличия в строении кузова, который мог быть сплошным дощатым, сплетенным из лозы, глубоким, или мелким.
В крестьянской телеге передние колёса делали меньшего размера, чем задние, что объяснялось меньшей нагрузкой на них. И к тому же, это было удобно при поворотах – маленькое колесо легче заходило под дно кузова.
Расстояние между колёсами на оси называлось «ход телеги»
Наряду с телегами для праздничного выезда использовали четырехколёсные повозки – ТАРАНТАС, ХОДОК, КОШЕВКУ, ПРОЛЕТКУ, ЛИНЕЙКУ, БРИЧКУ. Они имели кузов, и были рассчитаны на двух-четырёх человек.
Так же в русском быту получили распространение двухколёсные повозки: медведка, коротайка, одноколке, двуколка, таратайка, рессорка, бедарка, кабриолет. Которые использовались только для поездок, и никогда для перевозки грузов.
Попов (Московский) Александр Павлович «Деревенский двор» 1861
Ковалевский Павел Осипович "Объезд епархии" 1885
Архип Иванович Куинджи "Осенняя распутица" 1872
Николай Корнилович Пимоненко "Сенокос"
П.Кончаловский "Возвращение с ярмарки" 1929
П.О.Ковалевский "Охотники" 1886
Сверчков Николай Егорович «С обедом на покос»
Степанов Алексей Степанович "После охоты" 1894
П.О.Ковалевский "Охотничья сценка" 1869
Джон Констебл "Телега сена" 1821
Сцена из крестьянской жизни XIX век Литография
Богданов Николай Григорьевич «Возвращение с похорон» 1885
Сцена из крестьянской жизни XIX век Литография
Абрам Архипов "Обратный" 1896
Теодор Жерико "Телега с углем"
Верещагин В.В. "Телега для раненых"
Дмитрий Финагенов
Валентин Серов "Баба в телеге" 1896
Myles Birket Foster "Returning from Market"
Юрий Буров "Дождливая весна"
Алексей Иванович Корзухин "Возок" 1891
«Телега для праздничных выездов», Генрих Дитлер Митрейтер, 1818, лист из серии «Русские упряжки», литография с тоном, акварель
Михаил Константинович Клодт "Крестьянка у сломанной телеги со льном"
Я.Николаев «На острую тему»
Вячеслав Россохин "Брод" 1992
Н.Богданов-Бельский "После дневной работы"
Н.Ярошенко "Телега" 1880
Хохловкина Э.Д. "Весенний этюд" 1954
ДВУКОЛКА
Она имела одну ось из толстого ствола, на которую насаживались обычно дисковые, без спиц, колёса. Эта повозка была удобна для крестьянина из-за небольших размеров, которые позволяли свободно разворачиваться на гумне, дворе или огороде; удачно проехать по грязным, неровным дорогам. Покупка двуколки из-за её дешевизны не очень обременяла крестьянскую семью.
Существенным недостатком являлась их неустойчивость. При запряжке передняя часть поднималась выше задней, что приводило к перемещению груза по кузову. Двуколка легко опрокидывалась, за что и получила во многих губерниях название брыкушка, тарантайка. К тому же она была весьма тряской в пути.
РАТКА
«Одноколка», Из финского rаtаs «колесо», мн. rаttааt «телега»
Морозов Александр Иванович "Отдых на сенокосе" 1861
Г.-Л.Лори "Гравюра с картины И.-Г.Майра" 1803
Схема двуколки