Многие родители задаются вопросом: "Что я могу сделать, чтобы помочь своему ребенку быть лучше?".
Американский психолог Мишель Барба советует: "Помогите своему ребенку научиться верить в себя". Это чувство станет основой для его эмоционального, социального, научно- нравственного развития, с момента рождения, с возраста, когда ваш малыш еще в коляске.
Не чувствуя "Я могу сделать это", ребенок не сможет добиться успеха в какой бы то ни было области: в школе, дома, с другими детьми, на работе, на спортивных площадках и в жизни. Отсутствие веры в себя минимизирует его шансы на счастье и самореализацию в жизни.
"Я могу сделать это"-отношение не развиваются автоматически; наши дети учатся ему, и учатся, прежде всего, от нас. Статистические данные показывают, что дети, родители, которые ожидают от них успеха, действительно добиваются его. И воспитание в Вашем ребенке убеждения "Я могу сделать это" является одним из самых больших подарков, который Вы можете дать вашему ребенку, потому что это является основой для здорового самоуважения и успешной жизни.
Иногда, правда, родители и учителя непреднамеренно программируют детей на неудачи такими высказываниями, как «коротышка», «неуклюжий», «плакса», «тупоголовый», «недотепа» и т.д. Такие определения зачастую определяют поведение малыша в будущем.
Таким образом, на пути к укреплению веры в себя, родителям необходимо:
- избегать отрицательных ярлыков, которые многие родителя вешают на своих детей, называя ребенка «неуклюжим» или «глупым»;
- не позволять также другим людям, будь то родственники или учителя, вешать подобные ярлыки на ребенка. Вы можете любое отрицательное высказывание в сторону ребенка обратить в позитивное. Например, «Ваш сын такой стеснительный!». – «Вовсе нет, он просто отличный наблюдатель»;
- избегать сравнений. Никогда не сравнивайте своего ребенка, особенно с братьями или сестрами. Например, «Почему ты не можешь себя вести также тихо и хорошо, как твоя младшая сестричка?». Некорректное сравнение может подорвать чувство собственного достоинства и вызвать гнев и обиду на сестру и родителей.
- воздержаться от использования универсальных определений, т.к. данные определения могут изменить мнение ребенка о самом себе: «Ты такой же ленивы, как твой дядя», «У тебя не будет математических способностей, как их не было и у меня» и .д.
- пользоваться следующим правилом: «Если определение, которым Вы награждаете ребенка, не повышает веру ребенка в ту или иную его способность, не используйте его».
Таким образом, мы можем сделать многое для того, чтобы облегчить жизнь наших детей и помочь им стать лучше. Наша задача как родителей помочь детям использовать свои способности и возможности в полную силу.
Предлагаем Вам при общении с Вашим ребенком употреблять следующие высказывания по методу С. Биддалфа («Секрет счастливых родителей»):
- Зачем такому умному мальчику как ты, так поступать? Подумай, как лучше разделить вишни на всех?
- Ты большая и разумная девочка. Не позволяй своей маленькой сестричке злить себя. Наверняка вы можете подружиться.
- Ты быстро выздоровеешь. Тебе просто нужно отдохнуть.
- Я знаю, ты очень умный и наверняка сможешь сам решить эту задачу, если я тебе немножко помогу.
- В первый же день очень трудно найти друзей. Ты замечательный друг, и дети в новой школе скоро полюбят тебя, им просто надо узнать тебя получше.
- Ты так заботился об этих маленьких ребятишках. Ты им очень понравился.
- Ты так хорошо поешь. У тебя очень приятный голос.
- В тебе столько энергии, я за тобой не успеваю.
- Как тебе идет это платье! Ты у меня настоящая красавица.
- Какой красивый рисунок! У тебя талант.