Это цитата сообщения
Старая_вера Оригинальное сообщениеПисьмо протопопа Аввакума "О изменении благолепоты церковныя и о развращении книг".
Господу попустившу за наше согрешение — злый пастырь быв во овчей кожи волк Никон патриарх в лето от создания мира 7161. Сый еретик изъмени святый чин и развратил святыя книги и благолепоту святыя церкви опроверже и нелепыи раздоры и чины во святую церковь внесе от различных ересей и б-зело огорчив церковь Божию, общую матерь нашу, и осквернил догматы незаконными, преложив истинну во лжу и почтоша беззаконие в закон. И не токмо святыя книги пременил, но и весь чин церковный и устав святых отец преданный. Первое: на освящение церкви святый престол; 2 — антимис; 3 — истинный крест на просвирах; 4 — амбон; 5 — посох; 6 — шапку, вместо ея кидарь возложили; 7 — иноческий чин исказили, парамон и камилавку, и благоговения и страха Божия клабук-г изменили. Парамон и к[а]милавку накладывают и благословляют обема рукама, не по преданию святых отец, но некако странно; 11 — велят креститися щепотью: тремя персты; 12 — в молитве «Сына Божия» не велят говорить; 13 — тресвятую ангельскую песнь «аллилуия» четвертят; 14 — во исповедании православныя веры в символе «Духа Святаго истиннаго» не имеют. Сии на крещении в молитве говорят: «Молимся тебе, дух лукавый»; 16 — печать на миропомазании: таиньства христиа[н]скаго стихи отставили; 17 — на крещении же и венчании ходят вкруг и обращаются на шуюю страну и се образуют, отводят людей от десныя страны, еже есть от Бога, и на шуюю уклоняются, еже есть ко дияволу; 18 — во исповедании и покаянии молитвы многия отставлени прощальныя и разрешальныя; 19 — вся службы церковныя; вечерню и павечерню и полунощницу и заутренню, и часы, весь чин и устав нарушили; 20 — во святой и божественой литоргии в действе и в молитвах и во ектиниях все превратили; [21] — молитвы причастныя и по причастии многия отставлены; [22] — и две просвиры отложили; [23] и истинный трисоставный животворящий крест Христов от агньца Божия отняли и закалают агнец неправедный. И отнюдь православному христианину служения их не подобает причащатися 4-и атидору их приимати, суетно бо их кадило и мерзостно приношение, понеже бесом жрут никонияне, а не Богови. Страшно бо некое чаяние суда и огня ревности поясти хощет сопротивныя. Писано бо есть: «отвергийся кто закона Моисеова, без милосердия умирает при двою или триех свидетелех». Колико мните горшия сподобится муки, Сына Божия поправый и кровь завета, ею же освятися скверну возимевый и Духа благодать укоривый. Вемы бо рекшаго: «мне отмщение аз воздам». Глаголет Господь: «страшно есть впасти в руце Бога жива».
И аще дерзнули изменити отеческия предания, благолепоту церковную, сице и всю нашу православную веру нарушили, и книги все печатныя и писменныя похулили, испревратили и перепечатали на свой разум богопротивно. Не токмо святыя книги изменили, но вся речи, силы и имена преложив на странныя пословицы. Глаголют бо Исуса Христа — «Иисусом», Николу чюдот[ворца] — «Николаем», великомученицы Парасковии — «Параскева». Да многим святым имена преложили и пременили, да терпит им Христос свет и Никола чюд[отворец] до суднаго дне, тогда им весь указ будет. Не подобает бо своего языка уничижати, а странными языки украшати рещи. В православных старопечатных книгах: «вó имя», а в новых: «во имя»; в старых: «iзрáиль», а в новых: «исраиль»; в старых «веком», а в новых: «векóв». Малое бо сие слово велику ересь содевает. Кирил святый пишет: «посмотри, любимиче, и просодиих и запятыя и на точки». И вся силы изъпревратили и изменили на странныя пословицы. И вся чины церковныя и мирския обычаи и вещи. И мой ответ сей есть, что те новыя их книги подобны оным, иже в пустыни чюждь огнь принесшим в храм Свидения Господня, им же Бога прогневаша и погибоша за сие 14700 и прочая земля пожре, чюждь огнь Господь не прият и принесших погуби.
Чтый да разумеет, а слышавый да блюдется. А прочих церковных раздоров и смущения и хулы изменения и превращения чином и уставом, множества ради, невозможно есть ныне мне писати. Да слышит паки святаго Иоанна Златоуста: «человек той, иже догматы страшны погубляя, сего греха мученическая кровь загладити не может». (Вера, лист 198). Но аще мы или ангел с небеси благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да есть.
http://www.drevlepravoslavie.forum24.ru/