• Авторизация


Без заголовка 24-04-2009 03:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

ГРИГОРЕ АНФИМОВ

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗНИКНУТЫЕ  В СВЯЗИ С ИСЛЕДОВАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО И ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА РУССКИХ-ЛИПОВАН В БУКОВИНЕ

 

Не будем вникать в суть церковной реформы проходившей в России во второй половине cемнадцатого века, когда произошел не только церковный раскол но и раскол  русского народа. Но приведем краткий перечень узаконений, приведший к бегству оппонентов никоновских реформ и приверженцев старой веры, известных и под названием – старообрядцы.

Гонения начались сразу, после того  как патриарх Никон издал '' Память'' о троеперстии и поклонах. Протест протопопов Аввакума,Иоанна Неронова, Даниила, священника  Лазаря,епископа Павла Коломеннского, закончился  в том же году их заточением и ссылками. Церковные соборы  1654-1656 гг. созванные для утверждения троеперстия и по исправлению богослужебных книг и обрядов, предали прoклятию, анафеме и отлучению от церкви всех тех кто знаменуется двуперстным сложением, почитает старые книги и обряды. Собор 1666 г. продолжавшийся и в 1667 г., который завершил торжество никониан, подтвердил все  никоновские изменения и произнес  ужаснейщие клятвы на '' вечныя  времена '' против тех кто не принял все нововведения;  на восьмиконечный крест, сугубую аллилуйя, на имя Исус, за содержание  древних церковных обрядов.  ‘’Если кто  не послушает нас, или кто начнет прекословить нам,- гласило постановление, то мы такового противника, если он духовное лицо, извергаем и лишаем духовного сана  и благодати и  предаем проклятию; если же это  будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы и предаем проклятию и анафеме  ''. В своем ''Житии'' Пустозерский узник писал; ''Чюдо,как в познание не хотят прейти. Огнем да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить''  [ 1 ] .

В 1682 г. были сожжены  на костре в Пустозерске протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор- первые руководители старообрядческого движения. Издан указ разыскивать ''раскольников'', как официально стали называть  сторонников старой веры, по всем городам и весям и сжигать их в срубе, пристанища их разорять, имущество их продавать, а деньги присыылать в Москву. По настоянию патриарха Иоакима, одного из самых зловещих гонителей, царевна София издает в 1685 г. знаменитые статьи; [ 2]

-         если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места

-         бить кнутом и батогами даже и тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость старообрядцам, дадут им или поесть или испить воды

-         ссылать и бить кнутом и таких людей у которых старообрядцы только приютились

- казнить смертью даже и тех, кои Церкви Божией покоренья приносят и отца духовного и св. Таинств причаститься желают истинно.

Упорные в защите старой веры, старообрядцы спасаясь от жестоких своих преследований, скрывались в непроходимых лесах и болотах, уходили на север к ледовитому морю  и селились одиночками или общинами там где не ступала нога человека, строили моленные и скиты, где проводили время в молитвах и посту, живыми ложились в гробы  в ожидании арханьгельской  трубы  извещавщей о кончине мира и нередко заканчивали жизнь на кострах в срубе. Самосожжения сотнями, тысячами, считались  актом очищения от никонианской мерзости, как возможность принять мученический венец и войти в царствие небесное. '' Вы же, братия, стойте крепко, за святую церковь и отеческое предание умирайте.'' призывал своих единоверцев протопоп Аввакум. Социальные движения второй половины  семнадцатого века- Медный бунт в Москве в 1662 г., крестьянская война под предводительством  Степана Разина –1670-1671 г., восстание стрельцов-1682 г., шли не только под политическими лозунгами, среди участников  было не мало  которые призывали '' постоять за старую веру''. [ 2 ]

Не покорялись царю и новым обрядам   монахи  Соловецкого монастыря, восемь лет (1668-1676)  защищались  они от царских войск. Чисто религиозный характер имели и волнения староверов в Верховьях Дона в 1683 и 1689 г. Религиозную направленность имели и востание в Астрахани  и  востание  на Дону под предводительством  Кондратия Булавина. (1707-1708)

Реформы Петра, затронувшие все стороны традиционной русской жизни  не могли не коснуться  старообрядчества. Преследуя практические цели, Петр по началу проявлял некоторую терпимость к старообрядцам, разрешая им исправлять богослужения по  старым обрядам, взамен используя староверов  на работах в стройке каналов и на заводах. Усиление налогового бремени, введение подушной подати, призывы крестьян тысячами на пожизненную службу в армию и во флот, на строительные работы, вызывало побеги  крестьян, принявшие в 20 г. восемнадцатого  столетия  массовой характер. Указы грозили беглым жестокими наказаниями, каторгой и смертной казнью. Строго наказывались и те кто скрывал беглых. Специальные  ведомства и воинские команды ловили  беглых и  возвращали их обратно помещикам , отдавали в солдаты или на строительство. На уральских заводах,  уклонявшимся от работы  надевали на голову  железную рогульку, на ноги железные кандалы, к шее привязывали цепь с пудовой гирей и в таком положении заставляли работать. Была введена паспортная система и проводились переписи населения. Крестьяне были  приписаны по  своему местожительству к помещикам, к посадам и им не разрешалось уходить без паспортов. Распоряжения прямо направленные к уничтожению вековых обычаев, как бритье бороды начисто; за небритье  был установлен штраф в 60 руб., за право носить бороду  нужно было платить и уплатившему выдавалась медная бляшка, которую человек должен был носить при себе;  обложение старообрядцем двойным  окладом, ношение старообрядцами особого платья из зипуна со стоячим клееным козырьком, ношение особых  знаков, лишение государственных прав, - все это не могло не содействовать углублению раскола и появлению крайне враждебных  отношений определенных кругов старообрядчества к царю. Отмена патриаршества, изменение церковного устройства, введение иноземных   обычаев, ношение немецкого платья, курение табака, не было принято народом.

Староверы отягощенные всем  этим роптали на царя, и ожидавшие пришествие  Антихриста с самого начала раскола признали его в Петре. Лучше очистительный огонь, лучше быть живым замороженным, лучше быть поднятым на дыбе, положить голову на плаху, убежать в непроходимые  и безлюдные    места, чем быть  в царстве  Антихриста и его слуг. Не было нигде им спасения, везде доставала грозная царская рука. И тогда, в петровские времена, прозвучал по России клич; ''За рубеж'' [     ]  И тысячи людей,толпами и в одиночку, целыми селами,  убегали за тогдашние  рубежи  России-  в Польшу, в Балтийские страны, в Прусию, Швецию, в тот самый Запад  который они так ненавидели, на Кавказ, в Турцию, в Дунайские  Княжества, в Австрийские владения  и дальше- Манжурия, Япония , Америка. Начался процесс рассеивания  русского народа, который вынужден был покинуть родину и бродить  в течении  трех столетий вокруг да около своего отечества. И по ныне староверы не нашли обетованной  земли.                                

В Польше, на землях пана Халецкого, на реке Сожа, в конце семнадцатого  столетия  беглые старообрядцы основали  несколько  слобод, монастырей и скитов, известных под общим названием-Ветка, который вскоре  станет духовным центром старообрядчества, поповского согласия. (ныне  местность Ветка находится в составе государства Беларусь, Могилевская область ) Из Калуги  в 1695 г. были вывезены иконостас и антимнис старого освящения, что позволило впервые  за рубежом освятить храм  и совершать свободно богослужения по старым обрядам. Ветковские староверы держали тесную связь с другими центрами старообрядчества- с  поморцами,   с поселениями на Иргизе,  Керженце и  в Стародубьи. В Ветке решались главнейшие вопросы  раннего старообрядчества- вопрос об  пришествии  Антихриста, о священстве,  о принятии беглых попов, об устроении  старообрядческой трехчинной иерархии, посылались в разные страны ходоки в надежде найти благочестивого епископа, отсюда велись прямые связи с другими зарубежными  староверами. Конечно царское правительство не могло не обратить внимание  на такой духовный рассадник раскола, который  находился  рядом  с Россией. В 1735 г. в царствование  Анны Иоанновны, войска перешли границу  и внезапно окружили  Ветковские поселения. Были  разрушены и сожжены все скиты, монастыри и жилые постройки, захвачено более 15 тысяч  мужщин, женщин и детей, более тысячи иноков и инокинь.  Мирские жители  были высланы и расселены по всей России, многим удалось бежать. В скоре  на Ветковском пепелище  снова появились поселеннцы, и снова возникли  скиты и келии. В 1764 г. Ветка была снова опустошена, была и третья ''выгонка''. [ 3 ]  Мы немного подробнее остановились на Ветке, так как  это имеет прямое отношение и к поселениям старообрядцев  на территории  Румынии и бывшей Австрии.  Большое влияние на   процесс миграции в эти страны  имели русско-турецкие войны,особенно во времена правления  Е катерины  Второй, когда   границы России вплотную приблизились к Дунайским государствам, а русские войска часто стояли на йх территории. Как признают и российские историки, [  4 ] военные действия приносили не только освобождение от турецкого владычества, но и большие бедтвия населению.  Очень они запомнили времена военных действий по преследованию остатков щведской армии после Полтавы. Румынский  историк Хурмузаке,  в опубликованных документах [ 5 ] пишет  ,что одним из главных  задач  Российского консульства  в Дунайских  странах, по мирному договору 1792 г.,  было выслеживание через ''шпионов и сведов''  где и у кого находятся дизертиры и беженцы и возвращение их  в Россию. Так в  период 1782-1786 г. было репатрии ровано 1419 российских граждан,а в 1801-1802 более 3 тысяч.  Из этих документов можно узнать, что в Валахию и  Молдову часто наезжали русские купцы из Киева и особенно из Нежина, привозя с собой  в главном, железные изделия, меха, ткани, икру, оружие, иконы, книги;  закупали-вина, фрукты , соль, кожу, а также  восточные товары. В одном из консульских доложений упоминается о дунайских казаках; '' грабители казаки, получа наказание, и отдалены  когда они будут от моря и  Дуная,  я опасаюсь, что станут прибегать ко мне для отправления в Россию, ибо их немалое число у меня являются, и насытятся, убегают опять на разбой...'' Находим в этих документах и сведения  о прохождении австрийских судов в Дельте Дуная, факт , который может подтвердить версию о спасении дунайскими русскими  поселенцами  австрийского чиновника, что и привело к их переселению потом в Буковину.

Большим толчком для бегства старообрядцев  были принятые меры  Николаем Первым, который всю мощь и энергию направлял, чтобы уничтожить старообрядческое священнство. В  царствование Николая I закрывались храмы, власти уносили с собой книги, иконы, церковную утварь.

                                               ***

Перед нами стоит  несколько  неразрешенных вопросов.  Многие иследователи  занимались ими,  давали те или иные ответы, более или менее обоснованные. О липованах проживаюющих в Румынии существует сравнительно богатая литература, есть много сведений в архивах страны, а также в архивах Украйны, Германии, Австрии и  несомненно и в Турции. Вопросы возникнувшие у нас, в процессе изучения исторического прошлого липован Буковины, которые мы считаем, что  они еще не решены  основательно , следующие;

- время появления в   Молдове  первых беженцев староверов, первые их поселения,

 Точных сведений нет;  Академик  И. Иордан, [    6     ] ''  пишет; что название местности –Rusenii Vechi -   происходит от русских имигрантов поселившихся там в 1710-1712 г.  Упоминается впервые в документах термен  липоване  в 1730 г. [ 7 ] Известно о сношениях Ветковских старообрядцев с  молдавским  митрополитом, которого они просили поставить им епископа. О ''разногольствии о вере''   с митрополитом Антонием и о путешествии в '' землю Волоцкую'' Выговских безпоповцев в начале 1730 гг.  говорит и проф. П. Смирнов. [  2   ]   Более подробные сведения имеем от других авторов, но их сведения относятся к более позднему  времени- ко второй половине восемнадцатого  столетия. Австрийские иследователи, Раймунд Кайндль, професор Черновицкого университета, [     8    ], Думитру Дан,  [9]         Иоганн Полек, [10] опубликовали  ряд работ посвященных буковинским старообрядцам.

Северная Молдова в 1775 г. была включена в состав Австрийской империи под названием –Буковина, территория в 10  тыс.  кв. км. с небольшим, с населением в около 80.тыс. жителей, населенная в основном румынами.  В  провинции   были  села гуцулов, украинцев, в городах жили армяне и евреи. По конскрипции 1774 г. в Буковине зарегистрировано 1065 русских. Кто были эти русские?  Конскрипция об этом нам не говорит. Однако известно что  липоване поселились на буковинских землях еще до присоединения Буковины к Австрии [  10]. Липованская колония существовала  на землях  монастыря Миток-Драгомирна под названием –Соколинцы (позднее –Липовени). Во  время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. население покидает Соколинцы, часть  уходят в Молдову, другая  часть  уходит в горы и поселяется  в селе Ступка. Причина ясна-боязнь преследований царских властей.  Сразу после установления  австрийской администрации  часть  жителей Соколинцев возвратились. По донесению буковинского губернатора, Энценберга, 1777 г. в Соколинцах проживало ''15 семей, которые жили  там еще до Австрии и 12 семей  новых, которые поселились в последние годы' . [ 10 ] Если для Соколинцев,  как и для дальнейщих поселений все ясно, вопрос есть в  связи с так  называемыми  ''перемещающимися'' поселениями.Источники о них не богаты. Н. Субботин, единоверческий деятель и писатель, имеющий доступ к выкраденным  из Белокриницкого монастыря документам пишет; [   3     ]  '' Буковинские липоване еще жили в Комаровке ( безпоповцы), Петроуцах, Кучурове, в Липовцах.''  В конскрипциях,  которые периодически производились австрийской адмиристрацией, липованское население в этих местностях не упоминается. Все австрийские исследователи, единоверец Н. Субботин,  румынский епископ  Мельхисидек писавший  о буковинских староверах, [  11      ]  и многие другие , занимались происхождением термина-''липоване''. Надо заметить, что все  буковинские липоване  называли себя так, никогда не отрицали этого,   видя  в этом ничего предосудительного.

Во всех  рукописях, к которым мы имели доступ, мы не нашли  объяснений  по происхождению этого названия.  Только один старик в 50-е г. нам сказал;''так надо, чтоб не знали о нас русские''. Объяснение, считаем вполне логичное, если принять  во внимание, что пришлось им пережить, когда истребляли своих же братьев- русских людей. Версии, бытующие будто-бы в липованской среде о происхождении названия от липовой рощи, дерева липы, от селения  Липовцы, где они когда то жили, иследователи отвергали. В литературе прошлого  столетия и в современных работах, утвердилось мнение, что слово '' липоване '' происходит от названия  безпоповского согласия –филипповцы, или филиппоны, название широко распространенное  в Польше, в среде тамошних безпоповцев. Однако из-за отсуствия более полных сведений, мы считаем , что вопрос еще предстоит изучению и добавим только, что в рукописях, в письмах основателей Белокриницкой митрополии, встречаем  только такое  обращение ''наши здешние русские староверы''.

Сразу, после присоединения, администрация приняла меры по колонизации края.  В течении десяти лет население Буковины увеличивается вдвое. Большие массы украинцев переселяются из Галиции, появляются поселения мадьяров, немцев,поляков, словаков. Привлеченные некоторыми льготами,как, освобождение от налогов на три года, от воиской повинности, в Буковину прибывают и липоване с других местностей Молдовы и Бессарабии. Так в 1780 г. 20 семей во главе с Мартином  Липованином, поселяются на землях монастыря  Путна и основывают село Климовцы. Кстати надо сказать, что в этом году  Климоуцам,-так сейчас называется село, исполнилось 220 лет . Одну из улиц села до сих пор называют-Мартиши.  В 1783 г. в Буковину прибывают два ходока из-за Дунайских старообрядческих поселений. Легенда говорит; австрийский корабль, занимаясь измерением глубины Дуная, плыл по Рукавам. [   3  ] Лодка с двумя чиновниками отплыла далеко от корабля  и была настигнута  турецкими разбойниками. Рыболовы ,будучи на ловле рыбы, увидали нападение и бросились  на помощь. Среди спасенных был и высокий чиновник австрийского двора,который хотел наградить  за их спасение. Рыболовы отказались и сказали, что они исполнили только  христианский долг. Чиновник узнав, что они российские беженцы, бежавщие из России по религиозным причинам, предложил им переселиться в пределы Австрийской империи. Посоветовшись со своими, рыболовы избрали два депутата, которых послали к австрийскому двору.

Насколько правдоподобна легенда о спасении рыболовами высокопоставленного чиновника, трудно судить.  Однако добружские депутаты были приняты императором Австрии, который пре дложил им переселиться в Буковину, удовлетворил все их просьбы, и им была вручена грамота с дарованными  особыми привелегиями; совершенно свободное отправление  религиозных действий, им, их детям и  потомкам, вместе с их духовенством;  оставляем их и их детей совершенно свободными от всяких сборов и податей  в продолжении 20 лет со времени их поселения; предоставляем мы им освобождение от военной службы. Местные старообрядцы, узнав  о привелегии данной дунайским  староверам, обратились к правительству с просьбой , чтобы  эти привелегии были и им предоставлены. В  октябре 1783 г. была дана грамота о даровании  этих прав. Зимой 1784 г. из Молдовы  пришло семь семей и ''пять иноков и трое бурлаков или холостых хлопцев'' [  3 ]  и десять  семейств с Черного моря . Жители Климоуц и  Соколинцев в  первоначальную пору не были согласны принять добружских переселенцев в свои села.  Причина, надо полагать, состоялась в том , что  главой дунайских  переселенцев был Иларион Петрович, прозванный   Коровьи-ножки, человек известный во всем старообрядчестве. Ветковский выходец, принадлежащий поповскому согласию, проповедывал учение носившее безпоповский  отпечаток. [  3     ] Опровергали молитву за царей,  не дозволяли поступления на военную службу, запрещали принимать присягу и иметь паспорта, проповедывали близкую кончину мира.    Дунайским приглянулась красивая  местность называемая-Варница, принадлежащая  монастырю Путна. Расположенная в предгорье Карпат, к  северу от села Климоуц, защищенная грядой  векового буковника, перед которым растилалась обширная волнистая равнина, удобная для  хлебопашества и разведения садов. На опушке леса из под земли вытекал обильный источник, вода которого была белой, вследствии чего местные жители называли это место- Фынтына  Алба. Село назвали- Белая Криница.  В лесу, в 1785 г. был построен  монастырь, который  в 1791 г. был перенесен в село на землю   Илариона Петровича.  После его смерти, в 1818 г. дочь его , Евдокия отдала все имущество монастырю. Возле монастыря был разведен большой сад, известный под названием-Дунин сад, который описал  Мельников- Печерский, в романе ''В лесах'' рассказывая о приключениях Василия Борисовича, ездившего в Белую криницу  за миром.

В 1786 г. в Буковине проживало  83 семейства, около 400 душ. В Соколинцах-27 семейств,  Климоуцах-26, в Белой Кринице-30. Чем привлекала русских выходцев Буковина?  Во первых Буковина, как и вся Молдова, православная страна. В момент присоединения,  в Буковине было 10 больших монастырей, 13 скитов, в которых было более 500 монахов и монахинь. Из них много известных;- Путна, Драгомирна, Сучевица, Воронец, основанные молдавскими  господарями, знаменитые своими наружными росписями. В 1784 г. монастырское имущество было секулизировано и был основан  Церковный фонд, доходы которого шли на  содержание церкви, монастырей, клера и школ. Буковинские староверы не стеснялись отношений с православной  буковинской церковью. Посещали особенно монастырь Драгомирна, и даже в нынешние времена на праздник  Иоанна Нового, тянутся  вереницей в Сучаву, поклониться  мощам мученика.

Привлекательными были для староверов и привелегии данные имперской грамотой.  Десятилетиями странствовали по боярским землям  в поисках пристанища, куска земли, краешка неба над головой, воздуха не отравленного гарями, где не оглядываясь можно сотворить молитву. Постоянная  настороженность,  что найдут царские сыщики и насильственно возвратят  на  родину,  которая стала  мачехой.

На Буковину, на  белокриницкий монастырь издавна с надеждой приглядывались российские старообряддцы и когда в 1832 г.  на Рогожском кладбище было решено основать старообрядческую митрополию за рубежом, выбор пал на Белую Криницу. Благодаря привилегии на  право  свободно отправлять религиозные действия и иметь свое духовенство. Пройдет 14 лет и  буковинские староверы увидят впервые  после почти двухсотлетнего перерыва архипастырское богослужение по старому до никоновскому обряду.  Белая Криница станет Вселенским духовным  центром старообрядчества.

Русский  старовер, оказавшись на чужбине, жил в постоянной скорби о том, что ушло, старался твердо оценить свое положение  и как из него выбираться, не потерять ориентиры, нравственные устои, сохранить себя. Не потерять своей веры, не потерять свой язык, свои традиции и обычаи, свой образ жизни, было сущностью его жизни. И  два столетия боролись они  против светской культуры, которая обходится без Бога, без Церкви, не допускали  своих детей к науке, но не были  безграмотными, а  культура в их образе жизни, в бытовых  знаниях и умениях, в труде. Культура это и правильная духовная жизнь, исполнение заповедей, вера в то , что учит Церковь. Не было у них своих  скульптуров, живописцев создающих щедевры искуства, но были искуссные плотники, каменщики, были свои иконописцы, писавшие образа по заветам Аввакума, иконы, которые всеми правдами и неправдами дельцы увозили на Запад в недавние времена, делая на этом деле целые состояния.  Тысячи километров дорог в Галиции, в Румынии, сотни километров дамб на Дунае - плод их трудов. Сучавские коммерсанты находились в постоянной  конкуренции  с армянскими торговцами. Буковинские липоване держали монополию на торговлю фруктами по всей Буковине, вывозили фрукты в Австрию, были  мастерами по консевированию и сушке фруктов.

И в настоящие времена им приходиться  искать ответа  тоже на не простые вопросы.  В их обществе идут опасные тенденции;  Стареет население,  закрываются школы из-за отсуствия школьников,  мало собственных кадров, нищание населения, безработица, вытеснение родного языка даже из бытового обращения, поколеблены традиционные и бытовые ориентиры, нравственные устои,нет условий обеспечивающих использование этнической культуры, и что , может быть ,  самое страшное- это ассимиляция.     

 

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

 

 1. Аввакум, протопоп, Житие,         М. 1932

 2. Смирнов,П, История раскола старообрядческого,   М,1896

 3. Субботин, Н. История Белокриницкой иерархии, М .1874,

 4. История Румынии,  С-П,  1910,

 5. Хурмузаке, Е.  Исторические документы,

 6. Иордан, И,  Румынские княжества в начале 17 века, Б,1952,

7.     История города Яссы, рук.

8.     Кайндль, Р. Возникновение и развитие липованских колоний

в Буковине, Вена ,1896,

9.     Dan. Die Lippowaner in der Bukowina – Chernowitz, 1890

10.          O\PolkJ. Die Lippowaner in der Bukowina. Bd. I. –Czernowits,  1896

11.  Melhisidec, ep. Lipovenismul, adica schismaticii sau raskolnicii si ereticii rusi. B 1871 

 

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Игорь_Капинос - Дневник Игорь_Капинос | Лента друзей Игорь_Капинос / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»