|
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗНИКНУТЫЕ В СВЯЗИ С ИСЛЕДОВАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО И ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА РУССКИХ-ЛИПОВАН В БУКОВИНЕ
Не будем вникать в суть церковной реформы проходившей в России во второй половине cемнадцатого века, когда произошел не только церковный раскол но и раскол русского народа. Но приведем краткий перечень узаконений, приведший к бегству оппонентов никоновских реформ и приверженцев старой веры, известных и под названием – старообрядцы.
Гонения начались сразу, после того как патриарх Никон издал '' Память'' о троеперстии и поклонах. Протест протопопов Аввакума,Иоанна Неронова, Даниила, священника Лазаря,епископа Павла Коломеннского, закончился в том же году их заточением и ссылками. Церковные соборы 1654-1656 гг. созванные для утверждения троеперстия и по исправлению богослужебных книг и обрядов, предали прoклятию, анафеме и отлучению от церкви всех тех кто знаменуется двуперстным сложением, почитает старые книги и обряды. Собор 1666 г. продолжавшийся и в 1667 г., который завершил торжество никониан, подтвердил все никоновские изменения и произнес ужаснейщие клятвы на '' вечныя времена '' против тех кто не принял все нововведения; на восьмиконечный крест, сугубую аллилуйя, на имя Исус, за содержание древних церковных обрядов. ‘’Если кто не послушает нас, или кто начнет прекословить нам,- гласило постановление, то мы такового противника, если он духовное лицо, извергаем и лишаем духовного сана и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы и предаем проклятию и анафеме ''. В своем ''Житии'' Пустозерский узник писал; ''Чюдо,как в познание не хотят прейти. Огнем да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить'' [ 1 ] .
В 1682 г. были сожжены на костре в Пустозерске протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор- первые руководители старообрядческого движения. Издан указ разыскивать ''раскольников'', как официально стали называть сторонников старой веры, по всем городам и весям и сжигать их в срубе, пристанища их разорять, имущество их продавать, а деньги присыылать в Москву. По настоянию патриарха Иоакима, одного из самых зловещих гонителей, царевна София издает в 1685 г. знаменитые статьи; [ 2]
- если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места
- бить кнутом и батогами даже и тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость старообрядцам, дадут им или поесть или испить воды
- ссылать и бить кнутом и таких людей у которых старообрядцы только приютились
- казнить смертью даже и тех, кои Церкви Божией покоренья приносят и отца духовного и св. Таинств причаститься желают истинно.
Упорные в защите старой веры, старообрядцы спасаясь от жестоких своих преследований, скрывались в непроходимых лесах и болотах, уходили на север к ледовитому морю и селились одиночками или общинами там где не ступала нога человека, строили моленные и скиты, где проводили время в молитвах и посту, живыми ложились в гробы в ожидании арханьгельской трубы извещавщей о кончине мира и нередко заканчивали жизнь на кострах в срубе. Самосожжения сотнями, тысячами, считались актом очищения от никонианской мерзости, как возможность принять мученический венец и войти в царствие небесное. '' Вы же, братия, стойте крепко, за святую церковь и отеческое предание умирайте.'' призывал своих единоверцев протопоп Аввакум. Социальные движения второй половины семнадцатого века- Медный бунт в Москве в 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина –1670-1671 г., восстание стрельцов-1682 г., шли не только под политическими лозунгами, среди участников было не мало которые призывали '' постоять за старую веру''. [ 2 ]
Не покорялись царю и новым обрядам монахи Соловецкого монастыря, восемь лет (1668-1676) защищались они от царских войск. Чисто религиозный характер имели и волнения староверов в Верховьях Дона в 1683 и 1689 г. Религиозную направленность имели и востание в Астрахани и востание на Дону под предводительством Кондратия Булавина. (1707-1708)
Реформы Петра, затронувшие все стороны традиционной русской жизни не могли не коснуться старообрядчества. Преследуя практические цели, Петр по началу проявлял некоторую терпимость к старообрядцам, разрешая им исправлять богослужения по старым обрядам, взамен используя староверов на работах в стройке каналов и на заводах. Усиление налогового бремени, введение подушной подати, призывы крестьян тысячами на пожизненную службу в армию и во флот, на строительные работы, вызывало побеги крестьян, принявшие в 20 г. восемнадцатого столетия массовой характер. Указы грозили беглым жестокими наказаниями, каторгой и смертной казнью. Строго наказывались и те кто скрывал беглых. Специальные ведомства и воинские команды ловили беглых и возвращали их обратно помещикам , отдавали в солдаты или на строительство. На уральских заводах, уклонявшимся от работы надевали на голову железную рогульку, на ноги железные кандалы, к шее привязывали цепь с пудовой гирей и в таком положении заставляли работать. Была введена паспортная система и проводились переписи населения. Крестьяне были приписаны по своему местожительству к помещикам, к посадам и им не разрешалось уходить без паспортов. Распоряжения прямо направленные к уничтожению вековых обычаев, как бритье бороды начисто; за небритье был установлен штраф в 60 руб., за право носить бороду нужно было платить и уплатившему выдавалась медная бляшка, которую человек должен был носить при себе; обложение старообрядцем двойным окладом, ношение старообрядцами особого платья из зипуна со стоячим клееным козырьком, ношение особых знаков, лишение государственных прав, - все это не могло не содействовать углублению раскола и появлению крайне враждебных отношений определенных кругов старообрядчества к царю. Отмена патриаршества, изменение церковного устройства, введение иноземных обычаев, ношение немецкого платья, курение табака, не было принято народом.
Староверы отягощенные всем этим роптали на царя, и ожидавшие пришествие Антихриста с самого начала раскола признали его в Петре. Лучше очистительный огонь, лучше быть живым замороженным, лучше быть поднятым на дыбе, положить голову на плаху, убежать в непроходимые и безлюдные места, чем быть в царстве Антихриста и его слуг. Не было нигде им спасения, везде доставала грозная царская рука. И тогда, в петровские времена, прозвучал по России клич; ''За рубеж'' [ ] И тысячи людей,толпами и в одиночку, целыми селами, убегали за тогдашние рубежи России- в Польшу, в Балтийские страны, в Прусию, Швецию, в тот самый Запад который они так ненавидели, на Кавказ, в Турцию, в Дунайские Княжества, в Австрийские владения и дальше- Манжурия, Япония , Америка. Начался процесс рассеивания русского народа, который вынужден был покинуть родину и бродить в течении трех столетий вокруг да около своего отечества. И по ныне староверы не нашли обетованной земли.
В Польше, на землях пана Халецкого, на реке Сожа, в конце семнадцатого столетия беглые старообрядцы основали несколько слобод, монастырей и скитов, известных под общим названием-Ветка, который вскоре станет духовным центром старообрядчества, поповского согласия. (ныне местность Ветка находится в составе государства Беларусь, Могилевская область ) Из Калуги в 1695 г. были вывезены иконостас и антимнис старого освящения, что позволило впервые за рубежом освятить храм и совершать свободно богослужения по старым обрядам. Ветковские староверы держали тесную связь с другими центрами старообрядчества- с поморцами, с поселениями на Иргизе, Керженце и в Стародубьи. В Ветке решались главнейшие вопросы раннего старообрядчества- вопрос об пришествии Антихриста, о священстве, о принятии беглых попов, об устроении старообрядческой трехчинной иерархии, посылались в разные страны ходоки в надежде найти благочестивого епископа, отсюда велись прямые связи с другими зарубежными староверами. Конечно царское правительство не могло не обратить внимание на такой духовный рассадник раскола, который находился рядом с Россией. В 1735 г. в царствование Анны Иоанновны, войска перешли границу и внезапно окружили Ветковские поселения. Были разрушены и сожжены все скиты, монастыри и жилые постройки, захвачено более 15 тысяч мужщин, женщин и детей, более тысячи иноков и инокинь. Мирские жители были высланы и расселены по всей России, многим удалось бежать. В скоре на Ветковском пепелище снова появились поселеннцы, и снова возникли скиты и келии. В 1764 г. Ветка была снова опустошена, была и третья ''выгонка''. [ 3 ] Мы немного подробнее остановились на Ветке, так как это имеет прямое отношение и к поселениям старообрядцев на территории Румынии и бывшей Австрии. Большое влияние на процесс миграции в эти страны имели русско-турецкие войны,особенно во времена правления Е катерины Второй, когда границы России вплотную приблизились к Дунайским государствам, а русские войска часто стояли на йх территории. Как признают и российские историки, [ 4 ] военные действия приносили не только освобождение от турецкого владычества, но и большие бедтвия населению. Очень они запомнили времена военных действий по преследованию остатков щведской армии после Полтавы. Румынский историк Хурмузаке, в опубликованных документах [ 5 ] пишет ,что одним из главных задач Российского консульства в Дунайских странах, по мирному договору 1792 г., было выслеживание через ''шпионов и сведов'' где и у кого находятся дизертиры и беженцы и возвращение их в Россию. Так в период 1782-1786 г. было репатрии ровано 1419 российских граждан,а в 1801-1802 более 3 тысяч. Из этих документов можно узнать, что в Валахию и Молдову часто наезжали русские купцы из Киева и особенно из Нежина, привозя с собой в главном, железные изделия, меха, ткани, икру, оружие, иконы, книги; закупали-вина, фрукты , соль, кожу, а также восточные товары. В одном из консульских доложений упоминается о дунайских казаках; '' грабители казаки, получа наказание, и отдалены когда они будут от моря и Дуная, я опасаюсь, что станут прибегать ко мне для отправления в Россию, ибо их немалое число у меня являются, и насытятся, убегают опять на разбой...'' Находим в этих документах и сведения о прохождении австрийских судов в Дельте Дуная, факт , который может подтвердить версию о спасении дунайскими русскими поселенцами австрийского чиновника, что и привело к их переселению потом в Буковину.
Большим толчком для бегства старообрядцев были принятые меры Николаем Первым, который всю мощь и энергию направлял, чтобы уничтожить старообрядческое священнство. В царствование Николая I закрывались храмы, власти уносили с собой книги, иконы, церковную утварь.
***
Перед нами стоит несколько неразрешенных вопросов. Многие иследователи занимались ими, давали те или иные ответы, более или менее обоснованные. О липованах проживаюющих в Румынии существует сравнительно богатая литература, есть много сведений в архивах страны, а также в архивах Украйны, Германии, Австрии и несомненно и в Турции. Вопросы возникнувшие у нас, в процессе изучения исторического прошлого липован Буковины, которые мы считаем, что они еще не решены основательно , следующие;
- время появления в Молдове первых беженцев староверов, первые их поселения,
Точных сведений нет; Академик И. Иордан, [ 6 ] '' пишет; что название местности –Rusenii Vechi - происходит от русских имигрантов поселившихся там в 1710-1712 г.” Упоминается впервые в документах термен липоване в 1730 г. [ 7 ] Известно о сношениях Ветковских старообрядцев с молдавским митрополитом, которого они просили поставить им епископа. О ''разногольствии о вере'' с митрополитом Антонием и о путешествии в '' землю Волоцкую'' Выговских безпоповцев в начале 1730 гг. говорит и проф. П. Смирнов. [ 2 ] Более подробные сведения имеем от других авторов, но их сведения относятся к более позднему времени- ко второй половине восемнадцатого столетия. Австрийские иследователи, Раймунд Кайндль, професор Черновицкого университета, [ 8 ], Думитру Дан, [9] Иоганн Полек, [10] опубликовали ряд работ посвященных буковинским старообрядцам.
Северная Молдова в 1775 г. была включена в состав Австрийской империи под названием –Буковина, территория в 10 тыс. кв. км. с небольшим, с населением в около 80.тыс. жителей, населенная в основном румынами. В провинции были села гуцулов, украинцев, в городах жили армяне и евреи. По конскрипции 1774 г. в Буковине зарегистрировано 1065 русских. Кто были эти русские? Конскрипция об этом нам не говорит. Однако известно что липоване поселились на буковинских землях еще до присоединения Буковины к Австрии [ 10]. Липованская колония существовала на землях монастыря Миток-Драгомирна под названием –Соколинцы (позднее –Липовени). Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. население покидает Соколинцы, часть уходят в Молдову, другая часть уходит в горы и поселяется в селе Ступка. Причина ясна-боязнь преследований царских властей. Сразу после установления австрийской администрации часть жителей Соколинцев возвратились. По донесению буковинского губернатора, Энценберга, 1777 г. в Соколинцах проживало ''15 семей, которые жили там еще до Австрии и 12 семей новых, которые поселились в последние годы' . [ 10 ] Если для Соколинцев, как и для дальнейщих поселений все ясно, вопрос есть в связи с так называемыми ''перемещающимися'' поселениями.Источники о них не богаты. Н. Субботин, единоверческий деятель и писатель, имеющий доступ к выкраденным из Белокриницкого монастыря документам пишет; [ 3 ] '' Буковинские липоване еще жили в Комаровке ( безпоповцы), Петроуцах, Кучурове, в Липовцах.'' В конскрипциях, которые периодически производились австрийской адмиристрацией, липованское население в этих местностях не упоминается. Все австрийские исследователи, единоверец Н. Субботин, румынский епископ Мельхисидек писавший о буковинских староверах, [ 11 ] и многие другие , занимались происхождением термина-''липоване''. Надо заметить, что все буковинские липоване называли себя так, никогда не отрицали этого, видя в этом ничего предосудительного.
Во всех рукописях, к которым мы имели доступ, мы не нашли объяснений по происхождению этого названия. Только один старик в 50-е г. нам сказал;''так надо, чтоб не знали о нас русские''. Объяснение, считаем вполне логичное, если принять во внимание, что пришлось им пережить, когда истребляли своих же братьев- русских людей. Версии, бытующие будто-бы в липованской среде о происхождении названия от липовой рощи, дерева липы, от селения Липовцы, где они когда то жили, иследователи отвергали. В литературе прошлого столетия и в современных работах, утвердилось мнение, что слово '' липоване '' происходит от названия безпоповского согласия –филипповцы, или филиппоны, название широко распространенное в Польше, в среде тамошних безпоповцев. Однако из-за отсуствия более полных сведений, мы считаем , что вопрос еще предстоит изучению и добавим только, что в рукописях, в письмах основателей Белокриницкой митрополии, встречаем только такое обращение ''наши здешние русские староверы''.
Сразу, после присоединения, администрация приняла меры по колонизации края. В течении десяти лет население Буковины увеличивается вдвое. Большие массы украинцев переселяются из Галиции, появляются поселения мадьяров, немцев,поляков, словаков. Привлеченные некоторыми льготами,как, освобождение от налогов на три года, от воиской повинности, в Буковину прибывают и липоване с других местностей Молдовы и Бессарабии. Так в 1780 г. 20 семей во главе с Мартином Липованином, поселяются на землях монастыря Путна и основывают село Климовцы. Кстати надо сказать, что в этом году Климоуцам,-так сейчас называется село, исполнилось 220 лет . Одну из улиц села до сих пор называют-Мартиши. В 1783 г. в Буковину прибывают два ходока из-за Дунайских старообрядческих поселений. Легенда говорит; австрийский корабль, занимаясь измерением глубины Дуная, плыл по Рукавам. [ 3 ] Лодка с двумя чиновниками отплыла далеко от корабля и была настигнута турецкими разбойниками. Рыболовы ,будучи на ловле рыбы, увидали нападение и бросились на помощь. Среди спасенных был и высокий чиновник австрийского двора,который хотел наградить за их спасение. Рыболовы отказались и сказали, что они исполнили только христианский долг. Чиновник узнав, что они российские беженцы, бежавщие из России по религиозным причинам, предложил им переселиться в пределы Австрийской империи. Посоветовшись со своими, рыболовы избрали два депутата, которых послали к австрийскому двору.
Насколько правдоподобна легенда о спасении рыболовами высокопоставленного чиновника, трудно судить. Однако добружские депутаты были приняты императором Австрии, который пре дложил им переселиться в Буковину, удовлетворил все их просьбы, и им была вручена грамота с дарованными особыми привелегиями; совершенно свободное отправление религиозных действий, им, их детям и потомкам, вместе с их духовенством; оставляем их и их детей совершенно свободными от всяких сборов и податей в продолжении 20 лет со времени их поселения; предоставляем мы им освобождение от военной службы. Местные старообрядцы, узнав о привелегии данной дунайским староверам, обратились к правительству с просьбой , чтобы эти привелегии были и им предоставлены. В октябре 1783 г. была дана грамота о даровании этих прав. Зимой 1784 г. из Молдовы пришло семь семей и ''пять иноков и трое бурлаков или холостых хлопцев'' [ 3 ] и десять семейств с Черного моря . Жители Климоуц и Соколинцев в первоначальную пору не были согласны принять добружских переселенцев в свои села. Причина, надо полагать, состоялась в том , что главой дунайских переселенцев был Иларион Петрович, прозванный Коровьи-ножки, человек известный во всем старообрядчестве. Ветковский выходец, принадлежащий поповскому согласию, проповедывал учение носившее безпоповский отпечаток. [ 3 ] Опровергали молитву за царей, не дозволяли поступления на военную службу, запрещали принимать присягу и иметь паспорта, проповедывали близкую кончину мира. Дунайским приглянулась красивая местность называемая-Варница, принадлежащая монастырю Путна. Расположенная в предгорье Карпат, к северу от села Климоуц, защищенная грядой векового буковника, перед которым растилалась обширная волнистая равнина, удобная для хлебопашества и разведения садов. На опушке леса из под земли вытекал обильный источник, вода которого была белой, вследствии чего местные жители называли это место- Фынтына Алба. Село назвали- Белая Криница. В лесу, в 1785 г. был построен монастырь, который в 1791 г. был перенесен в село на землю Илариона Петровича. После его смерти, в 1818 г. дочь его , Евдокия отдала все имущество монастырю. Возле монастыря был разведен большой сад, известный под названием-Дунин сад, который описал Мельников- Печерский, в романе ''В лесах'' рассказывая о приключениях Василия Борисовича, ездившего в Белую криницу за миром.
В 1786 г. в Буковине проживало 83 семейства, около 400 душ. В Соколинцах-27 семейств, Климоуцах-26, в Белой Кринице-30. Чем привлекала русских выходцев Буковина? Во первых Буковина, как и вся Молдова, православная страна. В момент присоединения, в Буковине было 10 больших монастырей, 13 скитов, в которых было более 500 монахов и монахинь. Из них много известных;- Путна, Драгомирна, Сучевица, Воронец, основанные молдавскими господарями, знаменитые своими наружными росписями. В 1784 г. монастырское имущество было секулизировано и был основан Церковный фонд, доходы которого шли на содержание церкви, монастырей, клера и школ. Буковинские староверы не стеснялись отношений с православной буковинской церковью. Посещали особенно монастырь Драгомирна, и даже в нынешние времена на праздник Иоанна Нового, тянутся вереницей в Сучаву, поклониться мощам мученика.
Привлекательными были для староверов и привелегии данные имперской грамотой. Десятилетиями странствовали по боярским землям в поисках пристанища, куска земли, краешка неба над головой, воздуха не отравленного гарями, где не оглядываясь можно сотворить молитву. Постоянная настороженность, что найдут царские сыщики и насильственно возвратят на родину, которая стала мачехой.
На Буковину, на белокриницкий монастырь издавна с надеждой приглядывались российские старообряддцы и когда в 1832 г. на Рогожском кладбище было решено основать старообрядческую митрополию за рубежом, выбор пал на Белую Криницу. Благодаря привилегии на право свободно отправлять религиозные действия и иметь свое духовенство. Пройдет 14 лет и буковинские староверы увидят впервые после почти двухсотлетнего перерыва архипастырское богослужение по старому до никоновскому обряду. Белая Криница станет Вселенским духовным центром старообрядчества.
Русский старовер, оказавшись на чужбине, жил в постоянной скорби о том, что ушло, старался твердо оценить свое положение и как из него выбираться, не потерять ориентиры, нравственные устои, сохранить себя. Не потерять своей веры, не потерять свой язык, свои традиции и обычаи, свой образ жизни, было сущностью его жизни. И два столетия боролись они против светской культуры, которая обходится без Бога, без Церкви, не допускали своих детей к науке, но не были безграмотными, а культура в их образе жизни, в бытовых знаниях и умениях, в труде. Культура это и правильная духовная жизнь, исполнение заповедей, вера в то , что учит Церковь. Не было у них своих скульптуров, живописцев создающих щедевры искуства, но были искуссные плотники, каменщики, были свои иконописцы, писавшие образа по заветам Аввакума, иконы, которые всеми правдами и неправдами дельцы увозили на Запад в недавние времена, делая на этом деле целые состояния. Тысячи километров дорог в Галиции, в Румынии, сотни километров дамб на Дунае - плод их трудов. Сучавские коммерсанты находились в постоянной конкуренции с армянскими торговцами. Буковинские липоване держали монополию на торговлю фруктами по всей Буковине, вывозили фрукты в Австрию, были мастерами по консевированию и сушке фруктов.
И в настоящие времена им приходиться искать ответа тоже на не простые вопросы. В их обществе идут опасные тенденции; Стареет население, закрываются школы из-за отсуствия школьников, мало собственных кадров, нищание населения, безработица, вытеснение родного языка даже из бытового обращения, поколеблены традиционные и бытовые ориентиры, нравственные устои,нет условий обеспечивающих использование этнической культуры, и что , может быть , самое страшное- это ассимиляция.
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. Аввакум, протопоп, Житие, М. 1932
2. Смирнов,П, История раскола старообрядческого, М,1896
3. Субботин, Н. История Белокриницкой иерархии, М .1874,
4. История Румынии, С-П, 1910,
5. Хурмузаке, Е. Исторические документы,
6. Иордан, И, Румынские княжества в начале 17 века, Б,1952,
7. История города Яссы, рук.
8. Кайндль, Р. Возникновение и развитие липованских колоний
в Буковине, Вена ,1896,
9. Dan. Die Lippowaner in der Bukowina – Chernowitz, 1890
10. O\PolkJ. Die Lippowaner in der Bukowina. Bd. I. –Czernowits, 1896
11. Melhisidec, ep. Lipovenismul, adica schismaticii sau raskolnicii si ereticii rusi. B 1871
|