
На сайте "Мамам и папам" в статье "Запахи и дети" приведен такой пример.Запахи, воздействуя на психику, способны вызвать воспоминания, ассоциации: одни запахи заставляют нас вспомнить тот или иной пейзаж, виденный нами когда-то, другие - печальное или счастливое событие прошлого. В книге К. Писарева «Жизнь и творчество Тютчева» мы находим такие строки: «То, что Тютчев, по собственному признанию, начал впервые чувствовать и мыслить среди русских полей и лесов, имело, несомненно, очень большое значение для его будущего развития как поэта. В частности, когда над землей сгущались сумерки, он любил бродить по молодому лесу вблизи сельского кладбища и собирать душистые ночные фиалки. В тишине и мраке наступающей ночи их благоухание наполняло его душу «невыразимым чувством таинственности» и погружало в состояние «благоговейной сосредоточенности». В этих прогулках зарождалось то обостренное, проникнутое романтикой восприятие природы, которое станет со временем отличительной особенностью тютчевской лирики».
Как же сильно должно было запечатлеться в мозгу ребенка благоухание скромного лесного цветка — ночной фиалки, если оно могло оказать влияние на черты лирики будущего великого поэта!
Психологам известен так называемый "феномен Пруста"( иногда его называют синдром или эффект Пруста).Эффект Пруста заключается в том, что мозг реагирует на запах потоком воспоминаний и может отнести нас к определенному времени и месту, иначе говоря — это эффект обретения воспоминаний через запахи (когда один-единственный запах, звук или вкусовое ощущение способны вызвать в воображении объемные сцены из прошлого). В своем романе «В поисках утраченного времени» Пруст описывает этот феномен: «… И вдруг воспоминание всплыло передо мной. Вкус этот был вкусом кусочка мадлены, которым по воскресным утрам в Комбре (так как по воскресеньям я не выходил из дому до начала мессы) угощала меня тетя Леония, предварительно намочив его в чае или в настойке из липового цвета, когда я приходил в ее комнату поздороваться с нею… Вид маленькой мадлены не вызвал во мне никаких воспоминаний, прежде чем я не отведал ее… как только узнал я вкус кусочка размоченной в липовой настойке мадлены, которою угощала меня тетя (хотя я не знал еще, почему это воспоминание делало меня таким счастливым, и принужден был отложить решение этого вопроса на значительно более поздний срок), так тотчас старый серый дом с фасадом на улицу, куда выходили окна ее комнаты, прибавился, подобно театральной декорации, к маленькому флигелю, выходившему окнами в сад и построенному для моих родителей на задах (этот обломок я только и представлял себе до сих пор); а вслед за домом — город с утра до-вечера и во всякую погоду, площадь, куда посылали меня перед завтраком, улицы, по которым я ходил, дальние прогулки, которые предпринимались, если погода была хорошая».( Автор говорит о запахе печенья, которое также называется "мадленки").
В мире существует около 100 тысяч ароматов; тысяча из них относится к категории первичных ароматов, из которых образуются многочисленные букеты из запахов. Все первичные ароматы могут оказывать влияние на настроение и поведение человека. Каждому человеку свойственно индивидуальное восприятие запаха, поскольку в этом процессе задействованы многие другие факторы — возраст, расовая принадлежность, пол, а также некоторые промежуточные факторы.
Обонятельные предпочтения человека с течением времени меняются. В процессе исследования, которое провел доктор Алан Хирш, заведующий неврологическим отделением чикагской научно-исследовательской ассоциации Smell and Taste Treatment, участников эксперимента попросили определить запахи, которые вызывают у них ностальгические воспоминания. Проанализировав полученные данные, Алан Хирш пришел к выводу о том, что существует разница в оценках людей, которые родились до 1930 года, и людей, родившихся позже. Участники эксперимента, которые родились до 1930 года, называли естественные запахи, такие как запах сосны, сена, лошадей и луговых трав. Люди, родившиеся после 1930 года, чаще упоминали запахи искусственного происхождения — например, запах пластилина Play-Doh, фломастеров и детской присыпки. Относительно восприятия запаха свежескошенной травы имел место один интересный факт. Оказалось, что этот запах нравился тем, кто родился до 1960 года, а у тех, кто родился позже, он вызывал ассоциации с "неприятной необходимостью стричь газон". Восприятие запахов зависит и от страны, общества, где живет человек.В мире существует около 100 тысяч ароматов; тысяча из них относится к категории первичных ароматов, из которых образуются многочисленные букеты из запахов. Все первичные ароматы могут оказывать влияние на настроение и поведение человека. Каждому человеку свойственно индивидуальное восприятие запаха, поскольку в этом процессе задействованы многие другие факторы — возраст, расовая принадлежность, пол, а также некоторые промежуточные факторы.
Обонятельные предпочтения человека с течением времени меняются. В процессе исследования, которое провел доктор Алан Хирш, заведующий неврологическим отделением чикагской научно-исследовательской ассоциации Smell and Taste Treatment, участников эксперимента попросили определить запахи, которые вызывают у них ностальгические воспоминания. Проанализировав полученные данные, Алан Хирш пришел к выводу о том, что существует разница в оценках людей, которые родились до 1930 года, и людей, родившихся позже. Участники эксперимента, которые родились до 1930 года, называли естественные запахи, такие как запах сосны, сена, лошадей и луговых трав. Люди, родившиеся после 1930 года, чаще упоминали запахи искусственного происхождения — например, запах пластилина Play-Doh, фломастеров и детской присыпки. Относительно восприятия запаха свежескошенной травы имел место один интересный факт. Оказалось, что этот запах нравился тем, кто родился до 1960 года, а у тех, кто родился позже, он вызывал ассоциации с "неприятной необходимостью стричь газон".В Соединенных Штатах Америки подавляющее большинство потребителей (86%) считают запах нового автомобиля чрезвычайно привлекательным, тогда как в странах Европы этот показатель не превышает 69%.
Аромакология – так называется наука, изучающая влияние запахов на психофизическое состояние человека, – с восьмидесятых годов прошлого века исправно служит бизнесу. Первопроходцем прикладной аромакологии считается американский психиатр Алан Хирш. Он разработал эссенцию, которую распылял в магазинах: количество покупок в "опыленных" отделах возрастало в разы. Состав этой чудо-эссенции до сих пор держится в тайне.
Все больше компаний понимают, что аромат – часть приятной для покупателя и выгодной для продавца атмосферы. Вот только некоторые запахи, которые используют магазины, отели и рестораны: аромат кондитерского магазина и бабушкиной кухни; горячего яблочного пирога и шоколадного кофе; жевательной резинки и попкорна; новогодней ели и Рождества; песка и кокоса.Магазины одежды, по советам аромамаркетологов (еще их называют аромадизайнерами), используют запахи лимона, мяты, ванили, лаванды и базилика. Казино предпочитают азартные фруктовые и благородные древесные ноты. Торговые центры внедряют ароматы кофе, булочек, шоколада в кулинарию и кондитерскую и активный аромат лимона – в рыбный отдел, запах которого обычно принимается как неизбежное зло.
Конечно, П.Зюскинд преувеличил возможность посредством запаха влиять на тысячи людей( все-таки восприятие запаха, ассоциации, им вызываемые, индивидуальны), но не согласиться с тем, что запахи влияют на подсознание, нельзя.