Когда мы говорим о незаконченном романе «Рукопись, найденная в Сарагосе», то тут весьма кстати может оказаться его экранизация 1964 года, поскольку поляки предприняли оную очень бережно, почти дословно, ибо чтили память Яна Потоцкого, полагая своего рода «гением места». И именно это затмило весьма интересные моменты, как в романе, так и в его биографии.
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Афиша фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Начнем с того, что мнимая схожесть с «Декамероном», когда структура рассказа кроме всего прочего была дополнена вполне куртуазными «происшествиями» - это уловка. Собственно и сам роман (а стало быть, и его экранизация) – это большая уловка. А потому допустимо характеризовать «Рукопись, найденную в Сарагосе» как «Город Зеро» эпохи абсолютизма.
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Оставим в стороне обильные рассуждения о влиянии романа на теорию литературы, когда создавался многослойный нарратив, более известный как «шкатулочный роман» - то есть история покоилась в истории. Если прибегать в киношному языку, то предлагались многоуровневые флешбэки.
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Можно также вспомнить неумолимую повторяемость событий, когда испанский аристократ вновь и вновь оказывается у виселицы с двумя казенными разбойниками. Фактически предвестник «Дня сурка». Не это важно и уж подавно не любовные интрижки, коими пестрит предложный сюжет, в котором даже сложно уловить, с чего он всё-таки «начался». Это ухищрение, отвлекающее внимание от самого главного.
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
А именно, от наличия Большой Тайны, которая удачно маскируется подачей многих маленьких секретиков. Речь идет о Глобальной Постановке как таковой, что является одним из приемов тайных обществ. Это наиболее ярко показано именно в фильме, когда испанский аристократ, уже знающий, что стал частью инсценировки, задает вопрос: «А теперь скажите, кто вы есть на самом деле?»
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Понятное дело он понимает, что столкнулся не с дочерьми шейха, но и новое объяснение его не устраивает. Если в «шкатулочном романе» история покоится в другой истории, а та свою очередь в другой и т.д., то этот принцип применим и к Инсценировкам. Например, прикидывающийся бесноватым артист, на самом деле может оказаться вовсе не артистом. А потому требуются многоуровневые разоблачения, когда нельзя довольствоваться полученными ответами.
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
И самым важным объектом является собственно рукопись, которая, если приглядеться внимательно, обладает характеристиками Вневременного Артефакта. Во-первых, её по большому счету никто не написал. В частности, она уж наличествует в магическом замке, когда испанский аристократ ещё не принялся за её написание.
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Во-вторых, от её чтения нельзя оторваться, на что указывает начальный эпизод из наполеоновских войн, когда прекращают бороться два противника. То есть мы имеем Сценарий Глобальной Постановки. Нечто, указывающее на подлинные связи в нашем мире, а не мнимые причины.
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)
Если подводить краткий итог, то «Рукопись, найденная в Сарагосе» - это зашифрованное произведение, рассказывающее о практиках тайных обществ, что подтверждается многочисленными мистическими и оккультными атрибутами, разбросанными по тесту.
Кадр из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964)