В разных странах и культурах на протяжении веков представления о красоте кардинально отличались. В Японии красавицы чернили зубы, а в Китае Средневековья был распространён обычай бинтования ног у женщин, известный как "лотосовые ножки" (纏足, chánzú). Пальцы подворачивались под стопу, кости ломались, и нога, превратившись в крохотную деформированную конечность, становилась символом женской красоты и статуса. Обладательницы таких ножек зависели от мужчин, так как не могли заниматься физическим трудом, что подчеркивало их принадлежность к зажиточным слоям общества.
Неудивительно, что и сегодня понятие прекрасного сложно выразить словами. Одно из первых описаний женской красоты в Древнем Китае можно найти в "Каноне стихов" (Шицзин, shījīng, 詩經). Приведённые в нём метафоры, на первый взгляд, могут показаться довольно странными: "руки подобны нежным росткам", "шея напоминает личинку насекомого [жука-усача]", "зубы похожи на семечки тыквы-горлянки", "брови как усики ночной бабочки". Эти сравнения далеки от современного идеала, но по сути демонстрируют важность тонкости и хрупкости в восприятии женской красоты.
В древнекитайском обществе можно выделить два вида красоты: та, что ожидалась от достойных жён и дочерей, и придворная красота, принадлежащая высшим слоям общества. Достойные жены и дочери должны были быть тонкими, робкими и боязливыми. Придворные девушки и женщины должны были быть красивыми (именно благодаря этому они и достигли таких вершин власти и могущества), а также отличались изысканностью и утончённостью внешности.
Чтобы подчеркнуть и сохранить свою привлекательность, женщины пользовались большим арсеналом косметических средств. Кожа отбеливалась рисовой пудрой для достижения аристократической бледности (при дворе этим пользовались и мужчины), а губы красились смесью воска или жира и киновари (сульфид ртути, ядовитый минерал), чтобы придать им яркий оттенок. Обычно такую помаду наносили только на центральную часть губ, чтобы создать форму цветка, делая рот визуально меньше.
История изменений макияжа губ в разные эпохи Китая: Хань (汉): Лестничный макияж губ (梯形唇妆) Тан (唐): Макияж губ «бабочка» (蝴蝶唇妆) Тан (唐): Макияж губ «бабочка» (蝴蝶唇妆) Тан (唐): Макияж губ «бабочка» (蝴蝶唇妆) Цин (清): Макияж губ «цветочный узор» (花瓣唇妆) Цин (清): Макияж губ «цветочный узор» (花瓣唇妆) Мин (明): Внутренний замкнутый макияж губ (内阖唇妆) Сун (宋): Абрикосовый круглый макияж губ (栾圆唇妆) Вэй (魏): Маленький искусный макияж губ (小巧唇妆)
Женский наряд был важной частью образа. Аристократки носили одежды из шёлка, которые дополнялись украшениями из нефрита, золота и серебра. Волосы укладывались в высокие причёски, визуально удлиняющие фигуру и придающие изящности. И мужская, и женская одежда по покрою мало отличались: на шёлковую одноцветную рубаху надевался халат с правым запахом, который подпоясывали поясом, обычно из ткани. Но женские халаты, в отличие от мужских, шились из яркого узорчатого шёлка либо украшались вышивкой. Нижняя рубаха чуть выступала из-под халата, рукава тем временем были гораздо длиннее рук. Они собирались у кистей, но распускались во время танцев. Обувь тоже отличалась — хоть и также была сшита из шелка, но мастерилась из кожи или конопляной материи.
Примеры мужских нарядов и украшений
В то время простые люди носили более практичные одежды. Они никогда не надевали шелка и длинных рукавов. Многие из них не носили чулок, и даже туфель не имели. На холодный период у них была припасена плетеная обувь. Крестьяне, как и солдаты, в ханьское время часто ходили в практичных штанах и рубахах.
Интересно, что в Древнем Китае также существовали своеобразные представления о красоте мужчин. В мифах и пророчествах описывались святые существа с необычной внешностью: большими ушами, дополнительными суставами и другими чертами, которые указывали на их связь с небом и божественностью. Например, у основателя Шан Сэн-Тана были руки с двумя локтями на каждой, а у чжоуского Вэнь-вана — четыре соска.
Стандарты красоты всегда отражали социальные и культурные ценности эпохи. В Китае они подчёркивали статус, принадлежность к элите и идеалы, отличные от наших сегодняшних представлений. Однако и в этом есть особое очарование — попытка понять, что вдохновляло людей прошлого на стремление к тому или иному образу.
四大美人 (Четыре великих красавицы Китая): Ян Юйхуань, Дяо Чань, Ван Чжаоцзюнь и Си Ши. Каждая из них прославилась своей необычайной красотой, которая вдохновляла поэтов и художников на протяжении веков. источник