Если когда-либо и была неправильная пара в греческой мифологии, то Федра и Ипполит были одними из худших. Читайте дальше, чтобы узнать, как был разрушен Дом Тесея.
Можно утверждать, что последствия были не их виной, а результатом коварных замыслов мстительной и безжалостной богини Афродиты. В равной степени гордость Тесея сыграла значительную роль в падении его собственного дома. Были ли Федра и Ипполит просто жертвами?
«Ипполит и Федра» , Жан-Франсуа Сципион дю Фаже , 1836 г., Sotheby’s
Отец Ипполита был знаменитым греческим героем Тесеем. Его матерью была либо Антиопа, либо царица амазонок Ипполита — его происхождение варьируется в разных мифах. В одной из версий Тесей сопровождает Геракла в битве против амазонок. Амазонки были свирепым племенем женщин-воительниц, и их редко удавалось победить в бою. Во время кампании против амазонок Тесей влюбился в Антиопу, сестру царицы. Некоторые версии мифа утверждают, что Тесей похитил её, в то время как другие говорят, что она сама влюбилась и ушла с Тесеем в Афины.
Именно из-за этого предательства амазонки напали на Тесея в его царстве в Афинах. Однако, если следовать другой версии, амазонки атаковали Афины, чтобы попытаться спасти Антиопу. Амазонки потерпели поражение за пределами Афин, когда армия Тесея разгромила их. Когда Антиопа родила ребенка, она назвала его Ипполитом в честь своей сестры Ипполиты.
Хотя большинство источников утверждают, что матерью была Антиопа, иногда эти события приписываются царице Ипполите, что делает её матерью Ипполита.
Битва амазонок , Питер Пауль Рубенс , 1618, через Веб-галерею искусств
Со временем интерес Тесея к Антиопе угас. К сожалению, в греческой мифологии Тесей был известен своей склонностью сильно влюбляться в женщину, убеждать её сбежать с ним, а затем бросать её, когда терял интерес. Примером тому может служить история Ариадны.
Ариадна была принцессой Крита, и она помогла молодому Тесею выжить в запутанных путях Лабиринта. Она предала свой дом и царя ради обещания Тесея быть верным ей и жениться на ней. Однако, на пути из Крита в Афины, Тесей оставил Ариадну спящей на острове Наксос.
Подобный сценарий произошел и с Антиопой. Тесей дал понять, что больше не хочет быть с Антиопой, и вместо этого его внимание переключилось на принцессу Федру. Чтобы сделать ситуацию еще более запутанной, Федра была сестрой Ариадны, давней возлюбленной Тесея.
Антиопа была в ярости от предательства и сразилась с Тесеем в день его свадьбы с Федрой. Однако битва закончилась её смертью.
Иногда миф утверждает, что битва между амазонками и Тесеем была той самой войной, в которой погибла Антиопа. Эта война известна как Аттическая война. В этой версии амазонки сражались, чтобы защитить честь Антиопы и наказать Тесея за его неверность. В других версиях мифа говорится, что Антиопа погибла от руки амазонки Молпадии по случайности. Тесей отомстил за Антиопу, убив Молпадию.
После смерти Антиопы Тесей продолжил преследовать Федру.
Тесей с Ариадной и Федрой, дочерьми царя Миноса , Бенедетто Младший Дженнари , 1702 г., через Meisterdrucke Fine Arts
Происхождение Ипполита может быть немного запутанным из-за множества различных версий мифа. Однако все они заканчиваются смертью Антиопы и браком Тесея с Федрой.
В это время на Крите прошло некоторое время с момента предательства Ариадны. Тесей вернулся на Крит и обнаружил, что Деукалион сменил своего отца, царя Миноса, на троне. Минос был тем, кто заставлял афинских жертв служить данью в его Лабиринте каждый год, как наказание за старую войну между Афинами и Критом. Хотя Лабиринт и находившийся в нём монстр — Минотавр — были уничтожены Тесеем много лет назад, отношения между Критом и Афинами оставались напряжёнными.
Тесей вступил в мирные переговоры с Деукалионом. Они договорились улучшить отношения между городами, и Деукалион отдал свою сестру, Федру, Тесею в жёны в качестве подарка для заключения перемирия. По-видимому, Деукалион не испытывал обиды на Тесея за обращение с его другой сестрой, Ариадной. В любом случае, он с радостью отдал ещё одну сестру, чтобы она стала возлюбленной Тесея. Федра и Тесей поженились и отправились обратно в Афины.
У Тесея и Федры родились два сына, но в то же время дядя Тесея по имени Паллант попытался узурпировать власть Тесея. Однако Паллант и его сыновья были убиты Тесеем в последующей битве. Чтобы искупить убийства, Тесей согласился на годичное изгнание.
Тесей отправился в Трезен, где он оставил Ипполита, чтобы тот рос вместе с дедом Тесея (а значит, прадедом Ипполита) Питфеем. Тесей намеревался, чтобы его сыновья от Федры наследовали трон Афин, а Ипполит — трон в его родном городе Трезене.
«Федра» , фотография Жана Расина , из фондов Нью-Йоркской публичной библиотеки
В этом месте мифа об Ипполите драматург Еврипид оживляет историю в своей пьесе под названием «Ипполит», написанной в 428 г. до н. э. Еврипид открывает пьесу монологом Афродиты. Богиня любви и сексуального желания сообщает зрителям, как она возмущена отказом Ипполита поклоняться ей.
«Любовь он презирает, а что касается брака, то он его не желает; но Артемиду, дочь Зевса, сестру Феба, он чтит, считая ее главной из богинь, и всегда через зеленый лес, сопровождаемый своей девственной богиней, он очищает землю от диких зверей со своими быстрыми гончими, наслаждаясь товариществом того, кто слишком высок для смертных знаний». – Афродита в «Ипполите» Еврипида
В греческой мифологии и культуре ожидалось, что молодые мальчики перейдут от поклонения Артемиде, целомудренной богине-охотнице, к Афродите, олицетворяющей сексуальную страсть. Этот переход демонстрировал процесс полового созревания и превращения мальчика в мужчину. Отвержение Афродиты часто подразумевалось как отказ развиваться так, как считала нужным культура. По этой причине бедный Ипполит стал объектом гнева Афродиты
«Но за его грехи против меня я сегодня же отомщу Ипполиту». - Афродита в «Ипполите» Еврипида
Федра , Александр Кабанель , около 1880 года, через Meisterdrucke Fine Arts.
Ипполит просто любил охотиться и не хотел жениться. Он хотел быть свободным и вечно скитаться по лесам Греции. Так же, как богиня Артемида. Она была богиней целомудрия, охоты, Луны и дикой природы. Афродита не допустила бы этого оскорбления.
К несчастью для членов семьи Ипполита, Афродита втянула их в драку. Она прокляла Федру, заставив ее безумно влюбиться в своего пасынка Ипполита. Проклятие заставило Федру впасть в спиральный хаос страсти и стыда, превратив ее разум в безумие.
«О, горе мне! Увы, что я натворила? Куда я забрела, потеряв рассудок? Безумие, безумие! Поражена проклятием какого-то демона! Горе мне! Закрой снова мою голову, нянька. Стыд переполняет меня за слова, что я произнесла. Спрячь меня; слезы текут из моих глаз, и от стыда я отворачиваюсь. Как больно приходить в себя, и хотя безумие — зло, у него есть одно преимущество: не знаешь о том, что разум разрушен». — Федра о своём проклятии, Еврипид, «Ипполит»
Федра и Ипполит (Федра и Ипполит), картина Пьера-Нарцисса Герена, около 1802 года, Лувр.
У Федры была верная и добрая няня, которая хотела помочь своей госпоже воспользоваться проклятием. Няня тайно пришла к Ипполиту и попросила его поклясться в тайне, о чем она собиралась его спросить.
Ипполит согласился на тайну, но когда кормилица рассказала ему о страсти Федры к нему и потребовала, чтобы он ответил ей взаимностью за ее здравомыслие, он почувствовал отвращение. Он отверг и Федру, и кормилицу. К его чести, а может быть, и к его падению, Ипполит действительно сдержал свое обещание никому не рассказывать о признании Федры в любви.
«Так и ты, подлый негодяй, пришел, чтобы сделать меня соучастником в поругании чести моего отца; поэтому я должен смыть это пятно в струях, заливая водой свои уши. Как я мог совершить столь отвратительное преступление, когда одним упоминанием о нем я чувствую себя оскверненным?» - Ипполит о любовном признании Федры, Еврипид, Ипполит
«Смерть Федры», Филиппус Велин, около 1816 г., Британский музей
Когда кормилица передала ответ Ипполита Федре, Федра была ошеломлена тем, что нянька раскрыла её тайную страсть. Кормилица утверждала, что она слишком сильно любит Федру, чтобы видеть её в таком страдании, и поэтому попыталась спасти её, рассказав Ипполиту о любви Федры. Федра всё ещё была в отчаянии, а отказ только усилил её боль и безумие в 10 раз.
«Я знаю лишь один путь, одно лекарство от моих бед, и это мгновенная смерть». — Федра в «Ипполите» Еврипида
Федра прибегла к самоубийству, чтобы избавиться от стыда и боли, вызванных проклятием Афродиты. Она не могла вынести ни отвержения, ни позора от вожделения к своему пасынку. Её выходом стала смерть. В записке, написанной в последний момент в качестве мести, она утверждала, что Ипполит пытался её изнасиловать. Тезей нашёл эту записку, зажатую в холодной руке Федры.
«Смерть Ипполита» , Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон , ок. 1767-1824 гг., через ArtUK, Бирмингемский музейный фонд
Тесей немедленно принял несколько плохих решений в своем горе. Он призвал своего отца, бога Посейдона, чтобы тот отомстил Ипполиту. В прошлом Посейдон дал Тесею три желания, и здесь Тесей использовал одно из них для смерти собственного сына.
«Ах, я! Ипполит осмелился грубой силой нарушить мою честь, не считаясь с Зевсом, чей ужасный глаз превыше всего. О отец Посейдон, однажды ты обещал исполнить три мои молитвы; ответь на одну из них и убей моего сына, пусть он не избежит этого дня, если молитвы, которые ты мне вознес, действительно чреваты последствиями». - Тесей взывает к Посейдону в «Ипполите», Еврипид
Ипполит был изгнан. Когда он ехал на своей колеснице вдоль берега, Посейдон послал большую приливную волну с ужасающими водными существами, чтобы напугать лошадей Ипполита. Ипполит был сброшен с колесницы и убит. Посейдон, побуждаемый желанием, был вынужден убить собственного внука.
Диана (Артемида) Охотница , Гийом Сеньяк , около 1870-1929, Christie's
После его смерти Артемида открыла Тесею, что Ипполит был ложно обвинен…
«Почему, Тесей, к своему горю, ты радуешься этим известиям, видя, что ты самым нечестивым образом убил своего сына, выслушав обвинение, не доказанное ясно, но ложно подтвержденное твоей женой?» - Артемида Тесею в «Ипполите», Еврипид
В дальнейшем горе, Тесей оплакивал разрушение своего Дома. Гнев богини свершился, и ужасная, проклятая любовь Федры привела к падению молодого Ипполита. Урок мифа: не попадайтесь на плохую сторону Афродиты! Невезучие в любви, и Федра, и Ипполит страдали. В то время как Федра была невинной, вовлеченной в заговор, Ипполит просто хотел быть одиноким на всю жизнь. Нет, если Афродита имела к этому какое-то отношение...
Эскулап-рессуцитант Ипполит , Жан Даре, ок. 1613-1668 гг., через Wikimedia Commons
Существует еще один миф, связанный с событиями в жизни Ипполита. Этот миф рассказывает, что Артемида была настолько огорчена смертью Ипполита, что отнесла его тело к Асклепию, который был настолько искусным врачом, что обладал способностью возвращать мертвых к жизни. Артемида считала, что её преданный последователем был несправедливо наказан из-за ревности Афродиты. Артемида верила, что Ипполит заслуживал почестей при жизни, а не преждевременной смерти.
Асклепий смог оживить молодого человека, и Артемида увезла его в Италию. Там Ипполит стал царем Арицианцев и построил великолепный храм в честь Артемиды. Внутрь храма не разрешалось входить лошадям — возможно, они были слишком болезненным напоминанием о его смерти. Ипполит провел оставшуюся жизнь как жрец Артемиды, наконец, посвятив свою жизнь тому, чему он действительно хотел.