Многие знают Афину как греческую богиню войны и мудрости, но в ней есть гораздо больше сущностей. Знаете ли вы эти 7 фактов о богине Афине?
Богиня Афина, дочь Зевса, была греческой богиней ремесел, мудрости и войны. Надписи о богине были найдены в табличках с линейным письмом B из Пилоса, и Афина изначально была эгейской богиней, которая служила защитницей царя.
Линейное письмо Б — это название позднего минойского письма, которое впервые было обнаружено на глиняных табличках и печатях во втором дворце в Кноссе на Крите. Существуют свидетельства использования линейного письма B на материковой Греции примерно с 1340 по 1190 год до н. э.
Табличка с линейным письмом Б из Пилоса
От основания Афин до героев Троянской войны Афина играла важную роль во многих греческих мифах и историях. Здесь мы узнаем 7 ключевых фактов и историй о богине.
Амфора с изображением рождения Афины, 550-540 гг. до н.э., Лурв, Париж
В отличие от остальных олимпийских богов, у богини Афины не было двух родителей. В отличие от традиционного рождения, Афина появилась из головы Зевса полностью взрослой, одетой в боевые доспехи. Афину чаще всего представляли в этой форме — взрослой женщины в полных боевых доспехах. В мифологии и литературе Афину часто называют ее единственным родителем.
Существует множество версий того, как Зевс стал единственным родителем Афины. Во многих версиях истории Зевс оплодотворил Метиду, свою первую жену. Их сыну было суждено свергнуть Зевса, как и его отца, а до него — его отца. Боясь собственной гибели, Зевс проглотил Метиду в форме мухи, надеясь помешать сыну узурпировать его. Затем Зевс страдал от сильной головной боли, и когда Гефест расколол ему череп, чтобы облегчить боль, из него вышла Афина. В некоторых версиях истории, где безматеринская природа Афины более ясна, Метида вообще не участвует.
История рождения богини Афины была использована в «Эвменидах» Эсхила в качестве оправдания того, почему отец был самым важным родителем. Орест предстал перед судом в Афинах за смерть своей матери, Клитемнестры. Он утверждал, что убийство было оправдано, потому что Клитемнестра убила Агамемнона, его отца. Аполлон, выступая в качестве адвоката Ореста, утверждал, что рождение Афины было доказательством того, что отец был единственным родителем, который имел значение (Эвмениды, строки 655-670). Если это было не так, как могло случиться, что Афина родилась без матери?
Афина-Паллада, Рембрандт ван Рейн, 1657, Музей Калуста Гюльбенкяна, Лиссабон
Богиню Афину, изображенную в шлеме, часто называли Афиной Палладой или просто Палладой. Существует два основных мифа о том, почему Афина взяла имя Паллада. Согласно Аполлодору, Паллада была великаном, с которого Афина содрала кожу в битве, а затем носила его кожу в битве, чтобы защитить себя ( Bibliotheca I.VI.II). Затем она взяла имя великана, чтобы увековечить свой успех в битве. Однако другой миф гласит, что Паллада была ее подругой детства, которую она случайно убила во время игры. Переполненная горем, Афина взяла имя в память о своей подруге, поставив его перед своим собственным (Роберт Грейвс, Греческие мифы).
Парфенос, что переводится как девственница или дева, был эпитетом, данным богине Афине, чтобы подтвердить ее статус девственного божества. В Афинах Парфенон, самый большой храм в Акрополе, был посвящен Афине. В храме находилась Афина Парфенос, статуя богини высотой 37 футов. Оригинальная статуя была создана Фидием и с тех пор была утеряна или уничтожена.
Спор между Минервой и Нептуном по поводу названия города Афины, Рене-Антуан Уасс, 1689, Версальский дворец, Париж
Афина и Посейдон соревновались за право стать божеством-покровителем Афин, когда у города еще не было названия. Соревнование судил Кекропс, получеловек-полузмея, царь города. Каждому богу было предложено преподнести дар жителям Афин. Посейдон ударил по земле и создал источник, чтобы обеспечить доступ к воде и торговле. Однако источник был наполнен соленой водой, что сделало ее непригодной для питья. Афина подарила городу оливковое дерево, которое можно было использовать для получения древесины, еды и торговли. Кекропс выбрал Афину победителем. Она и ее олива стали символами города, получившего имя Афины — Афины.
Афина также тесно связана с Афинами из-за своего приемного сына Эрихтония. В некоторых версиях Гефест потребовал руки Афины в качестве награды за то, что он вскрыл череп Зевса, чтобы родилась богиня. В других версиях он пытается излить на (буквально) нее бушующие эмоции после измены Афродиты. Афина попавшая под струю спокойно вытерла его семя о землю, богиня которой была Гея, из которой затем и родился Эрихтоний (Аполлодор, Библиотека III.XIV.VI). Ребенок вырос под присмотром Афины и стал одним из основателей греческих героев города названного в ее честь.
Минерва и Арахна, Рене-Антуан Уасс, 1706 Версальский дворец, Париж
В VI книге « Метаморфоз » Овидий рассказывает историю Арахны, которую Афина превратила в паука (строки 1-145). Афина, как богиня ремесел, славилась своим ткачеством. Арахна, смертная женщина, хвасталась, что она лучшая ткачиха, чем сама богиня. Этот акт высокомерия сильно разозлил Афину, которая попыталась заставить Арахну раскаяться, переодевшись старухой. Когда Арахна отказалась, Афина раскрылась и вызвала Арахну на состязание ткачей.
Гобелен Афины иллюстрировал ее триумф над Посейдоном в их борьбе за покровительство Афин. По краям своего гобелена Афина изобразила другие состязания между богами и смертными, все из которых были наказаны за гордыню. Арахна, с другой стороны, соткала подвиги и дела богов в гобелене настолько совершенном, что Афина не могла найти никаких изъянов в его работе.
Разгневанная качеством и темой гобелена Арахны, Афина избила женщину, заставив Арахну повеситься от стыда. Однако в этот момент Афина пожалела ее и превратила Арахну в паука, чтобы она вечно плела паутину (Арахна по-гречески буквально означает паук).
«Минерва сражается с Марсом», Жак-Луи Давид, 1771, Лурв, Париж
Богиня войны Афина была одной из трех, претендовавших на звание «Прекраснейшей богини» вместе с Герой и Афродитой (Овидий, Героиды V). Несмотря на обещание Парису славы в войне, Афина проиграла Афродите, которая поклялась позволить Парису жениться на самой красивой женщине в мире (Овидий, Героиды XVI). Разгневанная на Париса и троянцев, Афина встала на сторону греков (ахейцев) во время Троянской войны, обеспечив безопасность своих любимых ахейских героев.
Во время войны Афина враждовала со своим братом Аресом из-за его роли в помощи троянцам. Как боги, Арес и Афина представляют разные аспекты войны: Арес — жажду крови и физическую сторону битвы; Афина — аспекты стратегии и планирования. Хотя Арес был технически нейтрален, он часто действовал от имени троянцев, чтобы умилостивить свою возлюбленную Афродиту. Афина также щадила других олимпийских богов, которые встали на сторону троянцев, в частности Афродиту.
Лаокоон, около 40-30 гг. до н.э., Музеи Ватикана, Ватикан
Афина много раз вмешивалась в дела греков, нарушая правило невмешательства, введенное Зевсом. Афина даровала Диомеду сверхчеловеческую силу, заставив его убивать троянцев и ранить Афродиту (Илиада V.335-355). В печально известном поединке Ахилла и Гектора Афина обманом заставила Гектора встретиться с Ахиллом без оружия, что привело к его смерти (Илиада XXII.295-300). Позже Афина послала вперед змей, которые убили Лаокоона, после того как он попытался помешать троянцам принять легендарного троянского коня, оставленного греками ( Энеида II.280-309). Сцена смерти Лаокоона была увековечена в «Энеиде» Вергилия и в скульптуре.
Однако Афина также наказала ахейцев, которые действовали против нее и без благочестия во время войны. В городе Троя был храм Афины, где Кассандра искала убежища во время осады города. Аякс Меньший вытащил ее из храма, чтобы изнасиловать. В ответ Афина уничтожила многие греческие корабли после того, как греки отказались убить его. Троянская статуя богини, называемая палладием, была украдена греками во время Троянской войны (Вергилий, Энеида II.230-232). В конце Троянской войны Афина заставила Аякса Великого, величайшего соперника Одиссея среди ахейцев, сойти с ума и покончить с собой. В пьесе Софокла «Аякс» Афина делает это, чтобы защитить Одиссея от гнева его врага за то, что он не получил доспехи Ахилла.
Голова Медузы, Питер Пауль Рубенс, 1617, Музей истории искусств, Вена
Одно из самых известных «монстров» в греческой мифологии, Медуза изначально была жрицей богини Афины, известной своей красотой. Пораженный ее прекрасным обликом, Посейдон изнасиловал Медузу в храме Афины. В наказание за осквернение ее священного места Афина не наказала Посейдона, а наоборот обратила свой гнев на девушку, превратила волосы Медузы в змей и прокляла ее превращать любого мужчину, который посмотрит на ее голову, в камень (Овидий, Метаморфозы IV). Некоторые более поздние феминистские интерпретации этой истории изображают действия Афины как помощь Медузе, гарантирующую, что ни один мужчина не нападет на нее снова - это весьма и весьма сомнительная интерпретация...
Персей Триумфатор, Антонио Канова, 1801, Музеи Ватикана, Ватикан
Афина играла важную роль в многочисленных греческих мифах как проводник и советник полубогов и смертных героев. Афина помогала Ясону в строительстве Арго и Персею в его стремлении убить Медузу (Аполлодор, Библиотека I.IX.XVI). В «Олимпийских одах» Пиндара Беллерофонт смог укротить Пегаса с помощью Афины (Олимпийская ода XIII.70-80). Многие изображения подвигов Геракла включают Афину как проводника и помощницу героя.
Персей, еще один герой, отмеченный Афиной, убил Медузу и обезглавил ее (Гесиод, Теогония, строки 280-285). Для этой задачи он использовал зеркало, подаренное ему богиней. Это позволило ему сражаться с чудовищем, не глядя ей в лицо. В качестве благодарности Персей отдал богине голову Медузы. Затем Афина использовала голову на своем щите (или эгиде), чтобы напугать своих противников. Богиню часто изображают в искусстве с головой Горгоны либо на доспехах, либо на щите.
Афина Варвакио, 200 г. до н.э., Национальный археологический музей, Афины
Диомед на протяжении всей «Илиады» рассматривается как имеющий благосклонность богини Афины. В книге V (V.120-135) Афина открывается герою без маскировки, чего она не сделала даже для своего любимца Одиссея в «Одиссее». Как упоминалось ранее, герой получил от богини сверхъестественную силу, чтобы убивать своих противников.
Афина, пожалуй, наиболее известна своими отношениями с Одиссеем, греческим царем Итаки, который был главным стратегом ахейцев во время Троянской войны. Говорят, что богиня была впечатлена остроумием и стратегическим мышлением Одиссея. В «Одиссее» Афина играет важную роль в руководстве Одиссеем по возвращению домой (I.44-55), обеспечивая его воссоединение с женой и сыном.