Соломон - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Соломон был сильным и влиятельным правителем. Укрепив Иерусалим и ряд других городов, он усилил военную мощь своего царства, заключил торговые соглашения с соседними государствами и построил торговый флот в Ецион-Гавере.
Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Густава Доре.
Мудрейший из правителей также выстроил прекрасный дворец, воздвиг Иерусалимский храм, ставший для евреев историческим символом и религиозной святыней, и содержал огромный гарем...
Франс Франкен младший, "Соломон и его женщины".
Несметные богатства Соломона (3 Цар.10:14–29) и ослепительный блеск его царствования поставило этого еврейского царя на один уровень со славнейшими современными ему царями языческих народов. Задавшись целью наполнить свой гарем, Соломон не делал различия между национальностями и совершенно пренебрег запрещению в законе браков с хананейскими женщинами.
Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года.
"И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам "; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его".
Соломон.
Итак, мы знаем, что у царя Соломона было 700 жен и 300 наложниц, но почему он не считается прелюбодеем? Современные иудеи связывают многоженство царя с возможностью установить связь со множеством народов, поскольку он был предком Мессии, а Мессия – Царь всего мира.
Православные толкователи считают многоженство Соломона его главным грехом, которое привело мудрейшего человека к отпадению от Бога через массовое идолопоклонничество его жен и наложниц, к которому, пусть изредка, сам Соломон соглашался быть причастным (3 Цар. 11, 5-6).
Себастьян Бурдон, "Царь Соломон, поклоняющийся идолам".
"И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона".
В предыдущих главах Писание связывало женитьбу Соломона с дочерью фараона и не упрекало его, так как она была только одной женой и не отправляла тайно религиозные обряды своей страны, а потому не было в этом ничего оскорбительного.
Но позже Соломон стал брать в жены многих женщин, поэтому Священное Писание осудило как его первую женитьбу, так и все последующие. И для этого есть несколько причин. Первая - это его открытый выпад против религии, так как он вернул древнее идолопоклонство Израиля, которое раньше отвергал...
Вторая причина состояла в том, что Соломон имел многих жен, а это являлось явным нарушением предписания закона. Третья - царь любил этих жен до безумия. Четвертая - его отступничество от поклонения истинному Богу, что, как указывал закон, было результатом его браков.
Таким образом, существует серьезная причина, по которой Писание несколько раз и в резкой форме подчеркивает, что преступление Соломона явилось следствием его близких отношений с этими женщинами.
Еще одна деталь, которая усугубляет вину царя, - это то, что он нанес вред не только своими деяниями, но и примером. Пагубность исходила не только от его собственной развращённости, но и оттого, что он развратил царей, которые следовали после него (за исключением одного или двух).
Соломона не побили камнями и потому, что он был одним из самых могущественных правителей своего времени. Однако Господь не оставил безнаказанным грех царя. Наказанием стал распад его царства и то, что от него отпала большая часть колен Израиля (3 Цар. 11, 11-13).
Э. Функс, "Царь Соломон".
Вполне вероятно, что словосочетание "1000 жён" — это аллегория, говорящая о множестве эгоистичных желаний царя. И мудрость его дана в награду за победу над вычурным эгоизмом. Смирение — крайне ценное благо, и находясь в этом смирении ему открылись истины.
"Соломон-царь", Александр Ефимович Златкин.