Институт гарема турки-османы переняли у арабов, приблизительно в XIV веке. Гарем, происходящий от арабского слова «харам», означающего "священный" или "запретный", был частью патриархата, который верил в то, что женщина создана для удовольствия и использовать её можно и нужно исключительно для удовлетворения собственных потребностей.
Гюстав Буланже, "Гарем дворца".
Гарем был не домом разврата, а сложным механизмом сосуществования султанской семьи. Устройства гарема было делом весьма расчетливым. Люди, которые следили за наложницами, были скорее бухгалтерами, чем ценителями женской красоты. Они постоянно учитывали, сколько уже красавиц находится в закрытых комнатах, и постоянно контролировали их число.
"Сцена в гареме".
Гарем считался глубоко интимным и уединённым местом, куда не мог заглянуть ни один мужчина за пределами ближайшего окружения султана. Охранять гарем должны были властные, но по тем или иным причинам не состоявшимся в интимном плане как мужчина. Это было достигнуто с помощью евнухов.
Главный смотритель гарема османского султана Абдул-Хамида II (фото 1912 года).
Евнухи, как правило, были рабами, захваченными в плен во время войны или купленными на каком-нибудь далёком рынке в Эфиопии или Судане. В итоге, было два типа мужчин - темнокожие и белые.
Ага гарема — глава чёрных евнухов османского Харем-и Хумаюн. Название буквально означает "Начальник девушек".
Новых наложниц для султана обычно выбирала его мать — валиде-султан. Девушки, имевшие связь с правителем, делились на три категории: только что приехавшие (джарийе), фаворитки (гюзде) и жены (кадын). Ценилась в них не только красота, но и умение поддержать беседу, а также развлечь правителя.
Реконструкция одной из комнат апартаментов валиде-султан во дворце Топкапы.
Из плена крымских татар и османских пиратов брали девушек до 14 лет. Потом их долгое время обучали в гаремной школе: читать Коран на арабском, писать на османском, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, шить и вышивать. Главные условия - юный возраст, красота, здоровье и целомудрие.
"Фонтан в гареме", Фредерик Бриджман.
Интересно, что в гарем многие юные турецкие красавицы мечтали попасть сами, того же желания придерживались их родители. Это значило, что ребенку будет гарантировано образование и достаток.
Кроме того, из гарема можно было выбраться. Если в течение девяти лет султан не вступал в интимную связь с женщиной, ее выпускали на волю, да еще и обеспечивали финансово. Репутация "невостребованной" девушки не считалась испорченной, напротив, ведь она прошла образцовую школу воспитания.
Сцена в гареме.
Отмечу, что содержание гарема – дорогое удовольствие, разоряющее казну. Султан обязан был дарить подарки каждой девушке, даже если ни разу с ней не виделся. Для этого существовало особое расписание. Если правитель вдруг желал сэкономить на подарке, женщины устраивали бунт!
С невольницами дело обстояло проще, поскольку за них не могли заступиться знатные семьи. В зависимости от положения в иерархии гарема у каждой девушки было свое жалованье.
Сцена в гареме.
Каждая наложница в султанском гареме сразу получала плату. Меньше всех, 6 серебряных монет акче в день, получали наложницы низкого ранга — аджемы. По современным расчетам, это примерно $18. Ежедневная плата казначея, хазнедар-уста, в зависимости от стажа работы на должности колебалась от 140 до 250 акче (~$750).
"Покупки в гареме", Рудольф Свобода.
Больше всего денег получали фаворитки, родившие султану сыновей. К примеру, ежедневная плата Роксоланы, которая стала матерью пятерых сыновей и одной дочери, составляла 2000 акче ($6000). Это более $2 миллиона в год — доход небольшой провинции в тогдашней Франции! Если бы украинка дожила до восхождения своего сына Селима на престол, то ее зарплата удвоилась бы.
Антон Хикель, "Роксолана и султан". 1780. Музицирование и танцы были главными развлечениями обитательниц гарема.
Знакомое многим слово "одалиска", которое использовалось для обозначения многих женщин в гареме, происходит от турецкого odalık, то есть "горничная", тем самым намекая на то, чем на самом деле занимались женщины.
Иначе известные как икбалы, эти женщины были любовницами султана, но вместе с тем они были и намного большим. Одалиски всегда были привлекательны и, как правило, имели какой-то определенный талант.
Франческо Болессио, "Одалиска".
Например, они могли быть хороши в музыке, пении или в танцевальном искусстве. Их одобряла не только Валиде султан, но и его главная супруга. На самом деле, любой гость-мужчина, получавший в подарок именно одалиску, удостаивался большой чести.
Энгр, "Большая одалиска".
Предпочтение отдавали брюнеткам — их в гареме было около 80%. Остальные 20% приходились на шатенок и блондинок, а рыжеволосым девушкам путь в наложницы был заказан. Считалось, что такой цвет волос говорил о том, что в женщине скрыты темные силы.
Сцена в гареме.
Вопреки убеждению, что для восточного танца девушка обязательно должна иметь животик, красивым считалось, скорее, его отсутствие. Ценилось соотношение 2:3 между талией и бедрами, но привлекательной была именно пропорция, а не конкретные параметры 90-60-90, как сейчас. Грудь особо не интересовала: ее размер мог быть любым, и большой бюст не считался ни преимуществом, ни недостатком.
Сцена в гареме.
Ели девушки семь раз в день, но почти всегда были голодны. Порции были небольшими, а тарелки крошечными — за раз на них подавалось не более 250 граммов пищи. Некоторые приемы пищи и вовсе заменялись стаканом айрана.
Сцена в гареме.
Неотъемлемой частью жизни в гареме были физические нагрузки: девушки были обязаны поддерживать физическую форму. Тренировки включали в себя танцы, бег и плавание. Особую популярность снискала игра с платком: одной из девушек вручали кусок ткани, с которым она убегала от остальных.
Сцена в гареме.
Догнавшая ее и отобравшая платок наложница получала настоящий spa-ритуал: ее отводили в хаммам и на массаж, а эти удовольствия были доступны лишь тем, кого готовили к ночи с султаном.
Кстати, именно в этот момент правитель и выбирал ту, которую позовет в опочивальню. Фаворитке султан вручал платок – знак явиться в его покои. На утро счастливица получала подарок от повелителя и восточные сладости.
Наложница в гареме.
Разумеется, каждая мечтала стать фавориткой правителя или даже матерью нового наследника. Да-да, в Османской империи ребенок, зачатый от свободного человека и наложницы, приравнивался к законорожденному.
Формально царствующему султану наследовал старший мужчина в семье. Но на деле были возможны разные варианты. Поэтому в гареме всегда шла скрытая, но беспощадная борьба между матерями (и их союзницами), грезящими, что они когда-нибудь смогут получить титул валиде-султан.
Сцена в гареме.
Несмотря на строгую мусульманскую веру, которую исповедовали правители Османской Империи, к их личной жизни было такое же отношение, как к языческим богам и их избранникам на земле. Султан, прежде всего, должен был демонстрировать мужскую мощь и плодородие, а значит, покрыть и оплодотворить как можно больше женщин.
Наложница в гареме.
В 1908-1909 годах турецкие революционеры покончили с монархией, вынудив отречься от престола последнего самодержавного правителя Абдул-Хамида II, а главного евнуха его гарема толпа повесила на фонарном столбе.
Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.
Наложница в гареме.