В средневековой Европе одно лишь слово «ассасин» внушало ужас. Тайное братство безжалостных убийц, одурманенных травами и слепо подчиняющихся загадочному Старцу Горы, — такой образ создали западные хронисты. Однако исторические свидетельства рисуют совсем иную картину.
«Ассасины не боялись смерти, ибо верили, что попадут в рай» — эта фраза стала своеобразным клише при описании самого известного средневекового тайного ордена. На протяжении почти двух столетий, с 1090 по 1256 год, ассасины держали в страхе правителей Ближнего Востока, создав фактически государство в государстве со своей идеологией, армией и системой крепостей. Но что в расхожих представлениях об ассасинах — правда, а что — вымысел?
В 1090 году в горах Персии появилось удивительное государство, которому суждено было просуществовать более полутора веков. Его создатель, Хасан ибн Саббах, превратил неприступную крепость Аламут в центр движения исмаилитов-низаритов, последователей одной из ветвей шиитского ислама.
За короткое время под контролем ордена оказалась целая сеть горных крепостей от Персии до Сирии, а их влияние распространилось от Средиземного моря до Индии. Европейские хронисты, крестоносцы и путешественники, столкнувшись с этим необычным государством, создали вокруг него плотную завесу мифов.
Марко Поло, никогда не бывавший в землях ассасинов, описал фантастические сады с гуриями, где якобы одурманенным гашишем юношам показывали прелести рая. Средневековые летописцы изображали ассасинов как секту безжалостных фанатиков-убийц. Даже само их название породило устойчивую легенду о поголовном употреблении наркотиков.
Но что же представляло собой государство ассасинов на самом деле? Какие из расхожих представлений о них — чистые выдумки, а какие имеют под собой реальную основу? Разобраться в этом помогают документы той эпохи: хроники мусульманских историков, письма современников, отчеты о дипломатических миссиях и археологические находки в крепостях ордена.
Если спросить любого человека, знакомого с историей ассасинов, первое, что он вспомнит — легенду о том, что члены ордена постоянно находились под воздействием гашиша. Этот миф настолько прочно укоренился, что даже само слово "ассасин" многие этимологи долгое время выводили от арабского "хашшашин" — "употребляющие гашиш".
Однако исторические документы рисуют совсем иную картину. Первое упоминание термина "хашишийа" в отношении низаритов появляется лишь в 1122 году в полемическом сочинении, написанном во время правления фатимидского халифа аль-Амира. И используется оно вовсе не в значении "употребляющие гашиш", а как уничижительный термин, означающий "отребье" или "неверующие социальные парии".
Более того, строгие правила, установленные в крепостях ордена основателем Хасаном ибн Саббахом, категорически запрещали употребление любых одурманивающих веществ. Сам Хасан подавал пример аскетизма, и за малейшее нарушение установленных законов грозила смертная казнь — однажды он даже казнил собственного сына за предполагаемое нарушение этих правил.
Самую красочную легенду об ассасинах поведал миру Марко Поло. По его рассказам, в горной крепости был разбит роскошный сад, где были собраны все мыслимые наслаждения: фонтаны с вином и медом, прекрасные девушки, изысканные яства. Якобы туда приводили одурманенных наркотиками юношей, которые, проведя несколько дней в этом "раю", становились готовы на любое убийство ради возможности вернуться туда после смерти.
Реальность оказывается куда более прозаичной. Придворный историк Хулагу-хана Джувейни, лично посетивший Аламут перед его разрушением монголами, оставил подробное описание крепости. В нем упоминаются многочисленные хранилища, богатейшая библиотека, обсерватория и учебные помещения. Но никаких следов легендарных садов наслаждений не обнаружилось.
Что еще важнее — само представление о рае у исмаилитов было сугубо символическим. Исмаилитское учение рассматривало рай не как место физических удовольствий, а как состояние духовного просветления. Подготовка фидаинов ("жертвующих собой") основывалась на сложной системе религиозного и военного образования, а не на примитивном обмане с помощью наркотиков и чувственных удовольствий.
Археологические исследования крепостей ассасинов также не обнаружили никаких следов существования подобных садов. Более того, суровый горный климат и ограниченность водных ресурсов делали само создание подобных садов технически невозможным.
"Их подчинение и повиновение ему [Старцу Горы] таково, что они не считают ничего слишком тяжелым или трудным и с готовностью берутся даже за самые опасные задачи по его приказу" — писал средневековый хронист Вильгельм Тирский. Образ безвольных фанатиков, бездумно выполняющих любой приказ своего повелителя, стал одним из самых устойчивых мифов об ассасинах.
На деле система подготовки фидаинов была чрезвычайно сложной и многоступенчатой. В школе Аламута будущие агенты проходили не только военную подготовку, но и изучали языки, философию, богословие, математику и актерское мастерство. Особое внимание уделялось умению перевоплощаться — ассасины могли выдавать себя за странствующих дервишей, купцов или христианских монахов.
Каждая операция тщательно планировалась, иногда в течение нескольких месяцев или даже лет. Агенты внедрялись в окружение намеченной жертвы, собирали информацию, выжидали удобный момент. Их действия были не слепым фанатизмом, а результатом тщательного расчета и подготовки.
Пожалуй, самое распространенное заблуждение об ассасинах — представление о них как о простом ордене убийц. Однако исторические источники рисуют картину сложного государственного образования со своей территорией, экономикой, системой управления и культурной жизнью.
Центром государства была крепость Аламут, где находилась знаменитая библиотека, содержавшая бесценные рукописи по всем отраслям знаний. Хасан ибн Саббах привлекал в свою столицу лучших ученых, инженеров и архитекторов. При нем были построены сложные ирригационные системы, дороги, создана передовая для своего времени система фортификаций.
Структура общества в государстве ассасинов была строго иерархичной. На вершине стоял имам, за ним следовали "дай аль-кирбаль" — высшие сановники, затем "даи" — проповедники и руководители областей. Фидаины, которым приписывают главную роль в истории ордена, составляли лишь небольшую часть населения и выполняли функцию своеобразных спецслужб.
Показательно, что за всю историю существования государства ассасинов было совершено не более 50 политических убийств — цифра, несопоставимая с масштабами обычного средневекового насилия. При этом каждое убийство имело строго политические цели и было частью тщательно продуманной стратегии.
В государстве процветали науки и ремесла. Агенты ордена по всему миру скупали редкие книги и рукописи. В крепостях велись астрономические наблюдения, развивались математика и медицина. Хасан ибн Саббах сам был автором нескольких философских трактатов, к сожалению, утраченных при монгольском нашествии.
"Когда кто-нибудь из князей навлекал на себя ненависть или недоверие этого народа, вождь вкладывал кинжал в руки одного или нескольких своих последователей" — писал Вильгельм Тирский, создавая образ неуправляемых убийц, сеющих хаос по всему Ближнему Востоку. Этот миф оказался особенно живучим, во многом определив современное значение слова "ассасин".
Однако исторические документы показывают, что убийства были лишь крайней мерой в сложной политической игре. Ассасины мастерски использовали саму угрозу покушения как инструмент дипломатии. Показателен случай с султаном Санджаром: проснувшись однажды, он обнаружил рядом с подушкой кинжал и записку: "Ты спишь слишком крепко". После этого султан прекратил военные действия против исмаилитов и даже назначил им ежегодную пенсию.
Политическая стратегия ордена была гибкой и прагматичной. Они заключали союзы как с мусульманскими правителями, так и с крестоносцами, когда это отвечало их интересам. Документы свидетельствуют о дипломатических контактах ассасинов с европейскими монархами, включая Ричарда Львиное Сердце и Фридриха Барбароссу.
Почему же мифы об ассасинах оказались живучее исторической правды? Ответ кроется в уникальности созданного ими государства. Закрытое общество, опередившее свое время в методах политической борьбы, неизбежно порождало слухи и домыслы. Враги намеренно демонизировали ассасинов, а европейские хронисты, не имея доступа к достоверной информации, охотно подхватывали самые фантастические истории.
Реальная история ассасинов оказывается куда более впечатляющей, чем мифы о них. Они создали уникальное государство, где власть основывалась не на грубой силе, а на сочетании военной мощи, разведки и дипломатии. Их библиотеки и обсерватории вносили вклад в развитие средневековой науки, а система обучения агентов на столетия опередила свое время.
* Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
Парадоксально, но изобретенная ими стратегия точечных убийств как альтернатива масштабным войнам оказалась настолько эффективной, что породила легенды, дожившие до наших дней. История ассасинов учит нас тому, как опасно судить о прошлом по мифам, игнорируя историю.