• Авторизация


Сон разума порождает чудовищ- 2. Франсиско де ла Гойя 27-10-2010 02:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 


[показать]

Автопортретс

 

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп.Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — знаменитый испанский живописец, гравёр, рисовальщик.

 


3 часть.

В третьей части мы поднимаемся на одну ступеньку выше по лестнице социальной иерархии, попадая в мир испанского дворянства. Здесь Гойя использует хорошо знакомый по басням прием – место людей заняли животные, но нам не приходится долго разгадывать замысел автора.

Вот это называется читать.

Никто не скажет, что он теряет время зря
 
 
 


А не умнее ли ученик?
 


Брависсимо!
 


От какой болезни он умрет?

Врач отменный, способный, сосредоточенный, серьезный. Чего же еще желать?
 


Ты, которому невмоготу.

Разве не ясно, что эти верховые суть верховые животные?


4 часть.

Четвертая часть – самая большая и непонятная. Это мир населенный дьяволом, ведьмами, зооморфными существами и угнетенными ими людьми. Среди ведьм Гойя поселил короля, королеву, католическую церковь и инквизицию в дьявольском обличии. Для понимания мысли автора наиболее важна гравюра «Тонко прядут».Три женщины за прялками – античные богини судьбы, и прядут они нити человеческой жизни. Людям свойственно надеяться на их благосклонность, но когда судьба – ведьма: нет надежды, остается только отчаяние. И здесь рождается гротеск, опрокидывающий святыни смех-сарказм, дух «Капричос». И, наконец, кульминация – черная месса в гравюре «Благочестивая месса».

Сон разума порождает чудовищ.


Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ;
но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых им чудес.


[323x477]

 



Тонко прядут.


Они тонко прядут и сам черт не распутает тех нитей, которые они уготовят этим малюткам


[показать]

 



Многое можно сосать.


Человек словно для того и рождается и живет на свете, чтобы из него тянули соки


[показать]

 



Доносчики


[показать]

 



Маленькие домовые


[показать]

 



Сурки


Тот, кот ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает,
принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся.


[показать]



Прихорашиваются


Иметь длинные когти предосудительно, что запрещается даже нечистой силе


[показать]

 



Чего не сделает портной!


[показать]

 



Верх и низ


Фортуна очень плохо обращается с теми, кто с нею угодлив.
Тому, кто с таким трудом взбирается наверх, она даёт дым, а потом в наказание сбрасывает вниз


[показать]

 



Пропади всё пропадом!


Кто станет жить среди людей, тому не избежать клистира.
А если он этого не хочет, ему придётся удалиться в леса и горы.
И там он всё равно убедится, что жизнь - сплошной клистир


[показать]

 



А они всё не уходят!


Тот, кто не задумывается над превратностями судьбы, спит спокойно среди опасностей;
он не умеет уберечься от бед, которые ему угрожают, и любое несчастье застает его врасплох


[показать]

 



Первые опыты


[показать]

 



Невероятно!


[показать]

 



Счастливого пути!


[показать]

 



Погоди, тебя подмажут


[показать]

 



Поддувает


[показать]

 



Благочестивая профессия


[показать]


5 часть.

Заключительная, пятая часть – краткий конспект предыдущих четырех. Здесь мы в последний раз встречаем Гойю и Альбу в офорте «Неужели нас никто не развяжет?».

Тебе не уйти!
 


Неужели нас никто не развяжет
 


Поняли? Чтоб всё было по-моему, слышите? А не то...
 


Друг дружку

Такова жизнь. Люди издеваются один над другим и мучают друг друга, словно разыгрывают бой быков.
Тот, кто вчера был на месте быка, сегодня - тореро.
Фортуна правит фиестой и распределяет роли по своей прихоти
 


Нас никто не видел


Финал

 

Уже пора


В целом «Капричос» крайне безрадостное сочинение, и только в заключительной коде у Гойи появляется какой-то луч надежды на лучшее – странные существа то ли звериного, то ли человеческого облика кричат, поднимают в верх руки, их лица обезображены гримасой ужаса. Светает, наступает царство Бога, дьявол уступает свои права: «Уже пора» - говорит ему Гойя. Так заканчивается великий и трагический «Капричос», открывший Эпоху Романтизма в изобразительном искусстве.



Источник: wesleyan.edu, metenkov.narod.ru/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Да не то чтобы безрадостное, вообще полный мрак. Хотя, конечно, очень умно.
Маргарита_999, Такова была жизнь тогда, такова она и сейчас. Только сейчас прикрыта социумом - искусственным камуфляжем. Просто Гойя видел это все тогда, когда камуфляжа такого, как сейчас, еще не было. И к тому же видел насквозь - за камуфляж.
Ивелена 01-11-2010-08:13 удалить
Ответ на комментарий СОБАКИ_ДЕНДИ_НЬЮС # СОБАКИ_ДЕНДИ_НЬЮС, думаю, камуфляж был всегда довольно сильный... просто он, Гойя, "ВИДЕЛ насквозь"... замечательный пост о потрясающей живописи, заставляющей ДУМАТЬ! СПАСИБО!
Я тоже скажу Франсиске Гойе - спасибо. Смотрела его офорты "Сон разума..." на выставке в Москве в советское время.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сон разума порождает чудовищ- 2. Франсиско де ла Гойя | СОБАКИ_ДЕНДИ_НЬЮС - SОБАКИ ДЕНДИ НЬЮС | Лента друзей СОБАКИ_ДЕНДИ_НЬЮС / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»