РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ
(1875-1926)
Райнер Мария Рильке (нем. Rainer Maria Rilke, полное имя: René Karl Wilhelm Johann Josef Maria Rilke — Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке; 4 декабря 1875, Прага — 29 декабря 1926, Вальмонт, Швейцария) — австрийский поэт
Родился 4 декабря 1875 в Праге. Несчастливое детство и пять лет обучения в военной школе в Санкт-Пельтене наложили неизгладимый отпечаток на его чувствительную натуру и навсегда поселили в нем чувство одиночества.
Райнер Мария Рильке, Мартин Хайдеггер.
ПЕСНЬ АБЕЛОНЫ
Ты, о которой я плачу во сне
на бедной постели,
ты, чье имя уснуло во мне,
как в колыбели,
ты, что, припомнив меня, в поздний час
не спишь, быть может, –
не именуй это чудо, что нас
всегда тревожит,
пока мы живы.
Ты на влюбленных взгляни,
но не слушай, что скажут они:
слова их лживы.
Ради тебя я один. Тебя запомнил одну я.
Ты, как прибой, подступаешь, тихо волнуя
шумом и шелестом пен.
Многих я обнимал и многих утратил давно я.
Ты рождаешься вновь, ты навечно со мною.
Я не коснулся тебя, но взял тебя в плен.
[287x70]
ПЕСНЬ ЛЮБВИ
О как держать мне надо душу, чтоб
она твоей не задевала? Как
ее мне вырвать из твоей орбиты?
Как повести ее по той из троп,
5
в углах глухих петляющих, где скрыты
другие вещи, где не дрогнет мрак,
твоих глубин волною не омытый?
Но все, что к нам притронется слегка,
нас единит, — вот так удар смычка
10
сплетает голоса двух струн в один.
Какому инструменту мы даны?
Какой скрипач в нас видит две струны?
О песнь глубин!
Ранняя лирика Рильке типична для поэзии неоромантизма. Его сборник Венчанный снами (Traumgekrönt, 1897), наполненный неясными грезами с оттенком мистицизма, обнаружил яркую образность и незаурядное владение ритмом, размером, приемами аллитерации и мелодикой речи. Тщательное изучение наследия датского поэта Й.П.Якобсена (1847–1885) окрылило и преисполнило его строгим чувством ответственности. Две поездки в Россию, на его «духовную родину» (1899 и 1900), вылились в сборник Часослов (Das Stundenbuch, 1899–1903), в котором несмолкающей мелодией звучит молитва, обращенная к недогматически понятому Богу будущего. Прозаическим дополнением к Часослову стали Истории о добром Боге (Geschichten vom lieben Gott, 1900).
Свойственное Рильке стремление «жить среди толпы, но быть во времени бездомным» предопределило его отшельническую судьбу и бесприютность. Рильке обзавелся фамильным гербом, наивно уверовав в свою принадлежность к древнему рыцарскому роду, – это заблуждение увековечила его импрессионистическая поэма в прозе Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке (Die Weise von Liebe und Tod des Kornets Christoph Rilke, 1906).
С 1900 по 1902 Рильке жил неподалеку от колонии художников Ворпсведе, в 1901 женился на Кларе Вестхоф. Стесненность в средствах и художественные искания привели его в Париж, где он имел возможность общаться со скульптором О.Роденом. Французская импрессионистическая живопись и символическая поэзия также отразились на поэзии Рильке, которая приобрела пластичность, широту диапазона и сосредоточенность на передаче неизменной сущности вещей (Новые стихотворения – Neue Gedichte, 1903–1908). Самое крупное прозаическое произведение Рильке, разноплановый декадентский роман Записки Мальте Лауридса Бригге (Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge, 1911), обнаруживает многообразное влияние Парижа на восприимчивый эстетизм Рильке.
Первая мировая война заставила его на время покинуть Францию. В 1922 долго сдерживаемое творческое напряжение разрядилось в трудных для восприятия, зачастую темных Дуинезских элегиях (Duineser Elegies, 1912–1923) и вдохновенных Сонетах к Орфею (Die Sonette an Orpheus, 1923). Развивая глубоко оригинальную символическую космологию, Рильке поднимается к новым метафизическим высотам, ищет примирения диссонансов и противоречий, мучивших его всю жизнь. В пафосе утверждения видимого, «милой земли», рождается формула «преображения» как передачи внутренней реальности вещей.
Гений Рильке одинок. Его восприятие жизни, само его творчество, глубоко затронутое мыслью о смерти, были трагичными. Слово немецкого языка приобрело под его пером исключительную значимость, а его письма представляют собой поразительное свидетельство абсолютной преданности поэзии. Умер Рильке в Валь-Мон (Швейцария) 29 декабря 1926.
Портрет Райнера Мария Рильке (1906)
Исходное сообщение svet_ot_dalekoi_zvezdy ...личным обаянием, идеальными формами фигуры, длинными ногами, голубыми глазами и райским голоском..) Правда, ничего из вышеперечисленного во мне нет...Почти ничего из перечисленного нет у большинства населения планеты.)) По крайней мере что-то штабелями на улицах не валяется. "Райский голосок" - это типа как пение павлина?)))) Восприятие тембра, интонации, аакцентирования, высоких и низких частот, выговора и прочего настолько индивидуально, что под категорию райского голоса параметры подогнать практически невозможно. Мужчина закрывает глаза на многое - на все!!! - если за этим стоит та энергетика, которую он воспринимает как резонирующую (несколько неточный термин, но сойдет)) тому пространству (внутреннему), В КОТОРОЕ ОН ДВИГАЕТСЯ. Еще раз обратим внимание: резонирующую не себе самому, а тому пространству, В КОТОРОЕ ОН ДВИГАЕТСЯ. Тому, КУДА он идет. По своей миссии (не будем только каждого наделять особыми полномочиями). И, хотя современный мужчина в современном своем проявлении никуда не двигается, и даже мужчиной как таковым не является))))), то ему и резонирует пространство, открывающееся не дальше его собственного носа - не в пример пространству Рильке, которое все же было хотя и большим, но весьма болезненным в его непонимании смерти как явления, и не в пример пространству всех тех, кто находил свое пространство в Саломе. Однако, и последние двигались мало куда.)) Поскольку и Саломе резонировала тому пространству, В КОТОРОЕ ОНИ ДВИГАЛИСЬ, только очень крошечным своим процентным соотношением в ней крошечного будущего по отношению к колоссальному в ней предыдущему. Остальное было в ней слишком незрелым и ошибочным, продолжая оставаться, как и у всех, величайшим заблуждением. Однако, я лишь к тому, что вовсе не длинные ноги и райский голосок привлекают мужчин, хотя для обывательского большинства это тоже является "пространством, В КОТОРОЕ ОНИ ДВИГАЮТСЯ". Выдвинутые критерии - это лишь полмикрона от того пространства, куда может двтгаться мужчина.)) Поэтому те, кто видят на два микрона вперед - как бы "закрывают глаза" на отсутствие всего, что вы перечислили. А на самом деле не закрывают, а все перечисленное просто остается в той "мертвой зоне" видимости, как та, которая возникает в боковых зеркалах автомобиля при обгоне рядом движущихся объектов.)))))
[235x235]