• Авторизация


Наша дива. 23-07-2025 20:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 (700x427, 116Kb)
В истории советского кино не так много актрис, которые на протяжении нескольких десятилетий были настоящими иконами отечественной культуры. Любовь Орлова - одна из этих избранных. Ее имя в Советском Союзе середины ХХ века знал буквально каждый, а среди ее страстных поклонников был сам Иосиф Сталин. В то же время сама она всей душой ненавидела вождя народов, очень уж конфликтовал статус жизнерадостной визитки сталинской эпохи с ее дворянским происхождением. Какой была удивительная жизнь великой актрисы, - об этом читайте далее.

22 июня 1941-го, Рига. Советская актриса Любовь Орлова и ее не менее известный супруг, режиссер Григорий Александров приехали в латвийскую столицу как туристы. Отдохнуть не получилось - по многочисленным просьбам рижан, узнавших о визите звездной пары, пришлось запланировать в городе концерты. Уже успели дать два.

Когда по радио звучат страшные слова Вячеслава Молотова о нападении нацистской Германии на СССР, в гостиничном номере Орловой и Александрова - весь советский культурный бомонд. Многие приехали для подготовки декады латвийской культуры в Москве (празднования хотели приурочить к августовской годовщине присоединения прибалтийской страны к СССР). Александров успокаивает гостей: "Я говорил с Москвой. Всех нас переведут в Сигулду. Будем там жить, пока не кончится этот инцидент."

Но это был не инцидент. Так началась Великая Отечественная война. По воспоминаниям заслуженной артистки РСФСР Елены Тяпкиной, на вокзале уезжавшую в столицу Орлову окружили москвичи и ленинградцы. Им не хватало билетов, на станции царила паника. Звезда, отказать которой не смели даже в хаосе первых дней войны, без лишних слов пыталась помочь всем, кто к ней обратился: «Любовь Петровна ходила к начальнику вокзала, и ей он не мог отказать... И снова понадобился билет, и снова… Любовь Петровна захватила с собой большую корзину с продовольствием и все раздала по дороге».

Самые разные истории сопровождали Орлову всю жизнь - да и могло ли быть иначе у звезды, которую называли советской Марлен Дитрих?

02 (700x466, 437Kb)

Многие из этих историй связаны с добротой и великодушием артистки, которая легко могла позволить себе зазнаться, но против этого восставала вся ее благородная натура. Например, актрисы поймут широту этого поступка Орловой: однажды она пропустила поезд, чтобы внезапно сорваться в магазин за понравившейся ей шляпкой - но не для себя! Этот шедевр затем красовался на великой Фаине Раневской в фильме Александрова «Весна».

Впрочем, не все рассказы об Орловой были такими позитивными. По свидетельствам внука Григория Александрова, когда сотрудников «Мосфильма» эвакуировали из Москвы в Алма-Ату, звездную чету подселили в дом к местным жителям. Орлова возмутилась: «Чтобы два героя соцтруда делили жилье еще с кем-то?» И хозяев дома на время попросту выселили.

После одного из выступлений Орловой устроили бега, и она захотела прокатиться в коляске. Села, а лошадь понесла. Выбежал какой-то лейтенант, остановил лошадь. Она его покалечила. Так Орлова, выйдя из коляски, даже не посмотрела в его сторону...

Гриша Александров-младший рассказывал со слов деда. В фильме "Летят журавли« есть эпизод, когда одна дама в тяжелое военное время требует машину для увеселительной прогулки, хотя бы и медицинскую. Так вот этот эпизод »списали" с Орловой. Во время войны Орлова захотела слетать в Ленинград посмотреть на белые ночи. Было это то ли после Курской битвы, то ли после Сталинградской. И у маршала авиации затребовала под это дело самолет. Он возмутился. А она ему в ответ: «Вы хотите стать лейтенантом?!» И в итоге своего добилась.

Судьба Орловой полнится всевозможными слухами, неизменными спутниками популярности. Какой артистка была на самом деле?

03 (700x700, 417Kb)

«Сочетать искусство актера с искусством пения»


С детства для Любови Орловой были открыты все двери. Она родилась в январе 1902 года в богатой дворянской семье. Отец принадлежал к дворянству Полтавской губернии, из старинного рода происходила и мать. В роду у Любочки были потомственные офицеры. Говорят, родство Орловой можно было проследить до Льва Толстого - русский писатель даже подарил девочке одно из своих произведений с автографом.

Люба получила прекрасное образование: с ранних лет занималась музыкой, хореографией, пением и актерским мастерством, играла даже в детской оперетте в доме Федора Шаляпина, который, по легенде, после поклона расцеловал девочку (та играла Редьку) и заявил, что из нее выйдет настоящая артистка. В то время эта фраза едва ли была принята всерьез - для барышни из приличной семьи такая перспектива скорее могла показаться оскорбительной.

Но даже не революция решила судьбу Любочки - еще до известных событий отец-лудоман (игровая зависимость) разорил богатую семью.
Поэтому и за границу бежать им было не на что, да и незачем: большевики расправлялись с настоящими буржуями, а не с бывшими. Отец впоследствии даже шутил: хорошо, мол, что я семейное состояние еще до революции проиграть успел!

1917 год Орловы встретили без накоплений и без привилегий, зато с важными для голодного времени умениями экономить и выживать. Работали все, в том числе и маленькая Люба. В годы Гражданской войны, во время расцвета бандитизма и запрета на частную торговлю под угрозой расстрела, они со старшей сестрой Нонной ездили из имения Сватово в Москву, чтобы продавать молоко кормившей всю семью единственной коровы. Особенно трудно было везти тяжеленный бидон в город зимой: пригородные поезда не отапливались, окна в вагонах часто были разбиты.

Просвет в жизни наметился, когда Нонна вышла замуж за московского студента, инженера. Одну Любу возить молоко родители отпускать не решались, зато у девочки появился сестрин угол в Москве. В 1919 году Орлова поступила в Московскую консерваторию по классу фортепьяно. Учеба давалась ей легко, в консерватории она была на хорошем счету, поэтому хватало времени и на подработки. Помимо частных музыкальных уроков, 17-летняя девушка зарабатывала в кинотеатрах - в качестве таперши исполняла музыку на сеансах немого кино.

Впрочем, учеба быстро перестала удовлетворять амбиции Орловой - постигаемое ею искусство приносило хлеб на стол, но не признание и славу. Она оставила консерваторию и поступила на хореографическое отделение Московского театрального техникума имени Луначарского, которое, впрочем, тоже не окончила, зато к началу НЭПа получила полезную возможность подрабатывать еще и учителем танцев.

Уже тогда у Любы созрел план - она во что бы то ни стало стремилась попасть туда, где могла бы «сочетать на сцене искусство актера с искусством пения». Таким местом стал Музыкальный театр Немировича-Данченко, куда Орлова поступила сначала простой хористкой. Очень скоро ей досталась первая маленькая роль в спектакле, причем на сцену она выходила с молодым Сергеем Образцовым, будущим знаменитым кукольником, который тогда тоже пытался пробиться к известности в традиционном театре.

[700x525]

«Увидела голубоглазого и золотоволосого бога»


На дворе уже был 1926-й. Вскоре после поступления в театр Люба вышла замуж. Ее избранником стал Андрей Берзин, в свои 33 года уже работавший замначальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия. Этот состоятельный чиновник (как и Орлова, дворянских кровей), занятый в одном из самых престижных ведомств, и Любе, и всей ее семье, казалось, обеспечил уверенность в завтрашнем дне и долгожданную стабильность. Но скоро идиллии пришел конец.

В конце 1920-х постепенно набиравший ход каток репрессий успел проехаться по донецким промышленникам (так появилось «шахтинское дело»), а вскоре Сталин взялся и за аграрников, которые посмели выступить против коллективизации. Берзин, со времен революции сохранивший за собой наивную привычку критиковать решения партии и повсеместное насаждение совхозов неприкрыто осуждавший, был арестован и репрессирован.

Это случилось в феврале 1930-го. В музыкальном театре давали спектакль «Джонни» из западной жизни, в нем была занята и Люба. Когда она вернулась домой, то обнаружила в квартире чекистов. Ее мужа арестовали. Несмотря на слухи разной степени красочности, больше она его никогда не видела.

Орловы вернулись в свою старую квартиру и затаили дыхание. Но опасность миновала Орлову, бывшую дворянку, а теперь еще и жену «врага народа». Все произошедшее сделало ее только сильнее. Уже скоро у нее появился новый избранник - молодой австрийский импресарио, работавший в СССР по контракту. Всего через пару лет связи с иностранцами станут смертным приговором, но Любовь гуляла по острию ножа, забыв об осторожности, и не обращала внимания на слухи.

Тем временем на смену эпизодическим камео в театре пришли более серьезные роли второго плана. Параллельно Орлова штурмовала советскую эстраду. «Я мечтала найти форму исполнения, при которой зритель видел бы не стоящего на эстраде певца, а поющего и действующего в образе актера, - писала она потом в автобиографии. - Этой работой я увлекаюсь до сих пор».

Этот метод Любе потом довелось применить в одной из первых киноработ - «Петербургская ночь» режиссера Григория Рошаля, по мотивам повести Достоевского «Неточка Незванова». На 20-й минуте она ненадолго представала перед зрителями в роли провинциальной певицы Грушеньки. Впрочем, относительный успех в только еще начинавшем расправлять плечи кинематографе ее не очень интересовал - главным делом Орловой оставался театр.

Все изменилось весной 1933-го, когда Люба познакомилась с Гришей Александровым. В прошлом красноармеец, он уже успел поработать и теснейшим образом подружиться с режиссером Сергеем Эйзенштейном, ассистентом которого был на первых легендарных фильмах классика. Словом, и Гриша, и Люба к моменту знакомства уже были самостоятельными творческими единицами. И они влюбились друг в друга без памяти.

"Я увидела голубоглазого золотоволосого бога. И все было кончено."

(Любовь Орлова)
На самом деле если что и было кончено, то только отношения с безымянным австрийцем. Все остальное в жизни Орловой только начиналось.

«Широка страна моя родная»


В 1934-м Александров снимает Орлову в главной роли в первой своей музыкальной комедии, пестрой буффонаде «Веселые ребята». Фильм по сути был госзаказом: Сталин потребовал от кинематографиста, три года за счет государства путешествовавшего по Европе и США вместе с Эйзенштейном, снять большую советскую комедию. Широчайший прокат и большой успех картине был гарантирован. А ее звезде Любови Орловой была обеспечена народная популярность, а потом и международная - когда «Веселые ребята» прогремели за рубежом. Фильм публично расхваливал Чарли Чаплин, с которым Александров подружился во время заграничных путешествий.

04 (700x466, 450Kb)

Роль Анюты, которую играла Орлова, сначала задумывалась как второстепенная, но по мере съемок (и по мере того, как Александров все сильнее в нее влюблялся) для нее дописывали все больше и больше сцен. Вскоре режиссер начал резать эпизоды с другими артистами ради того, чтобы дать больше хронометража возлюбленной.

С первого совместного проекта режиссер начал конструировать вокруг Любы образ, который покорил сердца советских зрителей. Образ был позаимствован у фильмов с главным секс-символом первой половины XX столетия - немецкой актрисой Марлен Дитрих.

В следующем фильме Александрова «Цирк» 1936 года Орлова играла героиню по имени Марион Диксон, а цилиндр, в котором она появлялась в центральном номере, и вовсе недвусмысленно отсылал к тому, что был на Дитрих в знаменитой сцене из «Голубого ангела».

Так начался путь Любы на советский кинематографический олимп. Если «Веселые ребята» были лентой исключительно развлекательной, то в «Цирке», тоже визуально легком, уже присутствовала серьезная идеологическая нагрузка (главная героиня в исполнении Орловой бежит в СССР из расистского общества США с маленьким чернокожим сыном). Картина, в финале которой звучит ставшая знаменитой «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»), получила гран-при на Международной выставке в Париже.

Именно после «Цирка» у Любы появились даже не поклонники, а, как сейчас сказали бы, стэны: возле театров и концертных площадок, где она выступала, собирались такие толпы, что милиции приходилось перекрывать улицы, а для безопасного сопровождения артистке требовалось по меньшей мере полсотни здоровых мужиков. Сергей Эйзенштейн после выхода фильма прозвал Александрова «орловским рысаком» - настолько большую службу сослужила эта картина Любе.

Режиссер же, поймав волну успеха, уже обдумывал следующую киноленту.

«Удивительный вопрос: почему я - водовоз?»


В следующем фильме Александрова «Волга-Волга» Люба уже не напоминала никаких иностранных секс-символов. Ее героиня - простая девушка, письмоносица по прозвищу Стрелка. Соцреалистический бурлескный мюзикл о достижениях СССР (в том числе об открытии построенного силами заключенных канала Волга - Москва) стал большим хитом, песни из которого («Удивительный вопрос: почему я - водовоз?», «Старый дедовский квас» и другие) моментально стали народными. Говорят, что именно эта лента была любимым фильмом Сталина.

05 (700x466, 444Kb)

А еще говорят, что весной 1938 года Сталин пригласил Александрова с супругой в Кремль, и на приеме Орлова спросила у вождя о судьбе своего первого мужа. Спустя время актрису вызвали в НКВД, где рассказали, что Берзин находится в ГУЛАГе за контрреволюционную деятельность. Орловой дали понять, что дальнейшие вопросы могут не лучшим образом отразиться на судьбе артистки и ее нынешнего супруга.

Тогда царило самое страшное время кровавых репрессий, которые разве что чудом не задели Орлову и Александрова.

На самом деле во всем Советском Союзе не нашлось бы пары, которая чувствовала бы себя увереннее в столь тревожный период: в начале 1938-го звездная чета переехала в новую четырехкомнатную квартиру в Глинищевском переулке (первый советский небоскреб) и начала строительство грандиозного особняка на полученном от властей гектаре земли во Внуково.

После "Веселых ребят" Александрову и Орловой дали гектар земли. Дачу им строили по проекту шведского архитектора. Внизу был смотровой зал, где крутили кино, стоял прекрасный рояль, в углу комнаты был красивый камин. Второй этаж был разделен как бы на две половины - женскую и мужскую. Женская - комната-будуар с камином, ванной и туалетом. Мужская - с умывальником и камином. На втором этаже была предусмотрена танцевальная терраса, но она по назначению никогда не использовалась.

Весь дом был спроектирован только для двоих. Внизу располагались кухня и комната для прислуги. В доме была своя котельная и телефон. Орлова не любила людей, гостей и друзей. Она никого не любила. И хотя в доме хватало места, переночевать гостям было негде. Иногда доходило до маразма. Приезжали люди по делам - сценарий обсудить, музыку к кинофильму, сидели, разговаривали. Вдруг где-то через час, Орлова, посмотрев на часы, говорила: «Через пять минут Григорию Васильевичу пора обедать». Все вставали и молча уходили. Она им даже чаю никогда не предлагала.

(По свидетельствам внука Григория Александроваю)

Актрису наградили орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина, а чуть позже им с Гришей вручили по Сталинской премии первой степени. В годы сталинского террора они беспрепятственно путешествовали - вплоть до самого начала Великой Отечественной войны.

06 (700x466, 454Kb)

Вскоре Орлова и Александров в составе киностудии были эвакуированы в Алма-Ату, однако там они не задержались - здоровье Григория резко ухудшилось, и по рекомендации врачей им пришлось переехать в Баку. Там в 1943 году режиссер снял фильм «Одна семья», в котором снялась и Орлова. Вскоре пара вернулась в Москву, где Александров возглавил «Мосфильм» в качестве худрука. Во время войны Орлова продолжала и гастрольную деятельность, выступала со своими шлягерами на фронте перед солдатами, участвовала в съемках «Боевых киносборников». Последний ее военный концерт состоялся в июне 1945 года в Праге.

После войны


Первый послевоенный фильм с участием Орловой - «Весна», снятая, конечно же, Александровым, - вновь заявил о ней как о главной актерской гордости СССР. Любови уже было 45 лет, а играла она персонажей, как правило, вдвое моложе.

Актриса неоднократно задумывалась о возвращении на театральную сцену, где зрителям было не так просто увидеть морщинки на ее лице. На съемках «Весны» она познакомилась с сотрудниками театра Моссовета, которые уговорили ее сыграть главную женскую роль в спектакле по пьесе Константина Симонова «Русский вопрос».

Великая Отечественная война завершилась, но тихо и незаметно разгоралась другая холодная война, противостояние сверхдержав, которое шло, помимо прочего, и по линии спецслужб. Геополитические темы и шпионские мотивы надолго поселились и в советском кинематографе. Поддержала тренд и главная звездная чета Советского Союза: следующим фильмом Александрова стал пропагандистский военный детектив «Встреча на Эльбе», одну из главных ролей в котором - американскую разведчицу Джанет - сыграла, конечно же, Орлова.

Казалось, время для Орловой застыло. По крайней мере именно такой нарратив раз за разом звучал в критике, расхваливавшей актрису не только за убедительную игру, но и за неизменную красоту. Сколько приходилось работать над собой 50-летней звезде, чтобы играть в кадре 20-летних, история умалчивает. Известно, что вопрос возраста Орловой волновал не только критиков и зрителей, но и ее саму. Так или иначе, магия кино скрашивала многие изъяны внешности советского секс-символа и в следующих фильмах, посвященных русским композиторам, - «Мусоргский» Рошаля и «Композитор Глинка» Александрова.

«Мое творчество известно всем, моя личная жизнь не касается никого», - сказала однажды Любовь Петровна. И действительно, о многом, что происходило с великой советской актрисой за пределами камер, остается только догадываться. К счастью, у Орловой были и родственники, и друзья, которые в свое время охотно делились подробностями биографии кинозвезды.

На пути к славе Орловой пришлось согласиться на манипуляции со внешностью, и это как раз не сплетни. Известно, что для роли в ленте «Веселые ребята» Александров велел Любови перекраситься в блондинку и отправиться к стоматологу за голливудской улыбкой - актрисе тогда поставили виниры. А вот разговоры про удаленные у Орловой ребра только слухи.

Сталин, которому приписывают любовь к звезде «Веселых ребят», не был впечатлен во время их первой и единственной встречи.
«Сталин был разочарован, увидев ее. Она была маленькая, бледная, и, как показалось Сталину, худенькая. Он спросил Александрова: «Григорий Василич, вы что, не кормите Любовь Петровну?» «Ну как же не кормлю, кормлю». «Учтите, кормить не будете - мы вас повесим». «За что?» «За шею, товарищ Александров, за шею», - вспоминал исследователь наследия Орловой Михаил Куницын.

07 (700x466, 455Kb)

А потом произошло событие, которого все ждали и боялись: умер Сталин.

В середине 1950-х для некогда звездной четы наступили десятилетия творческого затишья. Александров продолжал снимать фильмы, но это были идеологически верные и не особенно интересные широкой публике байопики «Ленин в Польше», «Ленин в Швейцарии», «Перед Октябрем». В 1960-м режиссер и его верная муза попытались вернуть былую славу комедией «Русский сувенир», но та, не оправдав завышенных ожиданий уже куда более утонченной публики, была разгромлена советской прессой, названа худшей лентой года и в конечном счете снята с проката.

Не помогло даже вступление Александрова в партию. Орлова тем временем играла в Театре Моссовета. Последним ее сценическим бенефисом стала ведущая роль в «Странной миссис Сэвидж» - ее, по слухам, добровольно отдала давней подруге Фаина Раневская.

В 1974 году Александров и Орлова тряхнули стариной еще раз, создав шпионский детектив «Скворец и Лира» - и опять провалились. В картине советская дива вновь играла героиню не по годам - почти 70-летняя, она изображала 30-летнюю шпионку. Кинолента обросла массой злобных слухов, но на экраны так и не вышла. По одним воспоминаниям, запретили фильм из-за перемен во внешней политике СССР (Брежнев как раз сделал шаг навстречу США, и картина о засилье советских шпионов за рубежом оказалась не к месту), по другим - это было желание Любови Орловой, возненавидевшей свой экранный образ.

Совсем скоро, в конце января 1975 года Орлова ушла из жизни из-за рака поджелудочной железы. Григорий Васильевич пережил супругу на 8 лет. Но без нее он стал стремительно угасать...

10 (700x467, 331Kb)
Любовь Орлова с мужем Григорием Александровым в Вене. 1962 г.

***
В судьбе Любови Орловой было много противоречий. Можно сказать, ее жизнь была невероятной, даже невозможной в России XX столетия. Представительница дворянского рода, она прославилась при власти, уничтожившей ее сословие, играя в кино и на сцене рабочих и крестьянок. Оставшись ни с чем, она поднялась до уровня секс-символа чуть ли не для половины планеты. Она танцевала на острие ножа и радостно пела в самое мрачное время.

Конечно, вспыхнуть так ярко у Орловой не получилось бы без ее верного спутника, любящего супруга, создателя ее экранного образа. Они встретились уже в зрелом возрасте, но их тандем оставался нерушимо прочным более четырех десятков лет. Любовь и Григорий не оставили детей, но породили нечто куда более грандиозное.

08 (700x466, 449Kb)

Благодаря их фильмам имя Любови Орловой в Советском Союзе было известно так же хорошо, как Мэрилин Монро в США и Марлен Дитрих в Германии. Она была одной из первых актрис, бросивших вызов старению, - впоследствии в эту безумную гонку вступит почти каждый киноартист мира. Она была символом советской эпохи и ее главной звездой, которая угасла незадолго до угасания и самой страны, ее породившей.



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Elena_ARVIK 23-07-2025-21:14 удалить
Звездная элита во все времена одинакова
-Juliana- 23-07-2025-21:44 удалить
Спасибо за интересный пост. Любопытна пара. Но что ни говори, её муж и поднял Орлову на пьедестал. А мне она не нравится. Я очень часто пересматриваю старые фильмы, люблю их, но никогда нет желания пересмотреть "Весёлые ребята" или "Цирк"... И если бы не Александров, не видать ей этой "звёздности", как своих ушей.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Наша дива. | Только_для_женщин - Клуб "Только для женщин" | Лента друзей Только_для_женщин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»