Музей-заповедник "Сталинградская битва" посвящен одному из решающих сражений Великой Отечественной войны. Он находится на том месте, где в 1942 году 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала А. И. Родимцева переправилась под огнем фашистских войск через Волгу.
Великолепный мемориальный комплекс состоит из двух уровней. На первом уровне находится собственно музей "Сталинградская битва", фондохранилище, административный корпус, кинозал, библиотека. А на втором - круговая панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом".
На центральной площади музея-панорамы размещается постоянная экспозиция образцов боевой техники.
На верхнем уровне находится макет истребителя Як-3. Но в Сталинградской битве (17 июля 1942 года - 2 февраля 1943 года) они участия не принимали, так как тогда еще не выпускались. В битве принимали участие в основном истребители Як-1.
Самолет Як-3 стал последним массовым истребителем советских ВВС, созданным в ОКБ А. С. Яковлева в годы Великой Отечественной войны. Уже весной 1944 года первые серийные фронтовые истребители Як-3 начали поступать в истребительные авиаполки ВВС.
Первые же боевые контакты Як-3 с немецкими истребителями показали их значительное преимущество. Высокая скорость, отличная скороподъемность, хороший потолок, маневренность и простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом советских летчиков-истребителей. Наиболее сильно превосходство Як-3 проявлялось в воздушных боях на высотах до 5 000 метров.
Из недостатков самолета Як-3 советские летчики отмечали только малый запас топлива. Як-3 стал самым легким и маневренным истребителем в мире для своего времени. Всего в 1944 - 1946 годах было выпущено 4848 самолетов Як-3 различных модификаций.
Макет легендарной фронтовой машины СУ-2. В Сталинградской битве СУ-2 сыграли особую роль в Великой Отечественной войне.
В боевых операциях принимали участие около 17 ближнебомбардировочных авиаполков, более 12 разведывательных и корректировочных эскадрилий и 18 звеньев, вооруженных самолетами Су-2.
Су-2 (ББ-1) - "Сухой два" - советский бомбардировщик времен Второй мировой войны Конструкторского бюро советского авиаконструктора Павла Сухого. От других советских самолетов данного класса отличался передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины.
Мы часто даже не задумываемся о том, а как вообще выживали жители Сталинграда? В городе бои не просто шли, а были настолько интенсивными, что зачастую один дом мог переходить из рук в руки по несколько раз в сутки. Как в этом месте умудрялись выживать мирные жители, ведь многие не успели эвакуироваться.
Ниже будут отрывки из воспоминаний живших тогда в Сталинграде...
"Вдруг мы увидели, как весь горизонт потемнел. На небольшой высоте, прямо на город, шли сотни тяжелых немецких самолетов. Раздался свист и вой падающих на город бомб и снарядов. Всюду взрывы. До блиндажа уже было не добежать. Мы бросились в дом, стены его все качались и сотрясались от взрывов. Меня, совсем тогда маленькую, затолкали под тяжелый деревянный стол. Повсюду сыпались щепки и битое стекло из окон. Бабушка с тетей закрывали меня собой и твердили "Мы свое пожили, тебе бы еще пожить".
"23 августа воскресенье было прохладным, но солнечным. Все городские жители занимались своими обычными делами - стояли в магазинах за хлебом, кто-то шел на работу. Но вдруг сирены завыли из-за воздушной тревоги. Люди уже привыкли к таким тревогам. Сначала все стали прятаться в укрытиях, но, спустя время, понемногу стали покидать блиндажи и подвалы, даже несмотря на то, что тревогу еще не отменили".
"Жили мы рядом с Мамаевым курганом. Когда стало немного тише и перестали бомбить, мы вышли наружу. На улице мы увидели, что наших соседей засыпало полностью землей. Всю семью - родителей и пятеро детей".
"В порту стоял пароход. Спустя три дня после первой бомбежки на нем из горящего Сталинграда пытались выбраться около тысячи беженцев. А город горел, бомбили его беспрерывно. Немцы сбросили бомбу и на этот пароход с беженцами, хотя там везде висели белые флаги и тряпки, они наверняка видели, что там много детей на палубе. Из тысячи человек в живых остались только 163".
"После нескольких дней бомбежки нервы у мамы стали сдавать. Во время очередной из них, мама повела нас к железнодорожному вокзалу, прикрепив нам на шеи таблички с именами, на случай если потеряемся или нас настигнет бомба. Вдруг, уже почти у самого вокзала мы увидели, что прямо на нас падает бомба. И время совсем замедлилось, будто давая нам возможность рассмотреть ее полет. Но на этот раз нам каким-то чудом повезло, все выжили".
"Я никак не могла понять тогда и не пойму до сих пор, почему же нас так жестоко бомбили? Почему эти люди так ненавидели нас, что заставляли голодать, превратили нас, коренных жителей этого города, сталинградцев, в каких-то запуганных зверушек?"
Белый обелиск, который называют "штыком", выполнен в виде трехгранного штыка русской винтовки. Он облицован, как и ротонда панорамы, белым известняком. Высота обелиска - 75 метров, это один из самых высоких сооружений Волгограда.
"Единственным местом в городе, где можно было хоть чем-то разжиться, был элеватор. Бои за него были жестокие, он все время переходил из рук в руки, но, нас это не останавливало, голод был сильнее. Мы пробирались туда тайком, в основном ночью. По большей части оно было горелым, но все-таки, это было зерно, а значит, еда. Мама размачивала его, сушила, толкла, что только не придумывала из этого горелого зерна лишь прокормить нас хоть как-то".
"Ходить на элеватор стало для нас постоянным делом, но мы стремились туда не только за зерном. На нашем пути находилась библиотека, а точнее - то, что от нее осталось, потому как в здание попала бомба и полностью разворотила его. Но многие книги остались целы и валялись повсюду. Набрав зерна столько, сколько можно унести, мы садились там и читали. Горелое зерно, которое оттопыривало карманы, спасало от голода, а книги лечили нашу душу".
"Одно время недалеко от нас стояла фронтовая полевая кухня. Еду оттуда возили на передовую в специальных термосах. Они были большие, зеленого цвета снаружи и белого внутри. Часто бывало такое, что повар привозил еду обратно и говорил нам: "Ешьте детки, там кормить уже некого".
"У меня остались раны после одной из бомбежек. Со временем они стали совсем плохими и сильно болели. Моя сестра узнала, что в подвале соседнего дома находится немецкая санчасть. Тогда она повела меня туда, поцеловала на прощанье и спряталась, а я пошла внутрь. Я плакала от страха, но мне повезло – немецкий врач обработал мои раны и перевязал. Затем он вывел меня из подвала на улицу, посмотрел мне в лицо и сам заплакал".
"Мама смогла достать где-то немного зерна. Мы всеми вместе сидели около печи и ждали, когда испекутся лепешки. Но неожиданно в наше убежище нагрянули немцы. Они, как маленьких котят, швырнули нас к стене, достали из печи наши лепешки и хохоча над нами, стали их есть. Особенно мне запомнился толстый рыжий немец, который все время что-то говорил на нас и смеялся. Мы же в тот день остались голодными"
"Мы давно наблюдали за немцами, вели свою разведку. Однажды у них от болезни сгинула лошадь. Закопали они ее скрытно, но мы с ребятами видели куда. Когда стемнело, то мы пошли доставать ее. Затем разбежались по землянкам и избам с большими кусками мяса. Мама приготовила его, и это была тогда самая необыкновенная вкуснятина".
"Однажды нас от голода спасла крыса. Я увидела, как она смотрит на меня, и в зубах держит кусок хлеба. У меня даже возникла мысль отобрать его у нее. Но началась бомбежка, и крыса исчезла. На следующий день я снова пришла на это место и стала ждать, пока не увидела, как она вынырнула из сгоревшего сарая. Я сразу стала обследовать сарай и обнаружила там небольшой мешок с хлебными корками. Мы целую неделю жили с едой, благодаря этому мешку".
"Мы жили в Дубовском детском доме. Когда нам объявили, что наши перешли в наступление и погнали немцев, радости нашей не было предела. И воспитатели в тот день нам ничего не запрещали. Мы скакали от радости по кроватям, разорвали все подушки и белый пух летал по комнате как снег. Утром к нам во двор вошли люди все в белом и на лыжах. Это были наши солдаты. Они были похожи на ангелов"...
Перед нападением фашистов на Сталинград сюда прибыло много беженцев из близлежащих населенных пунктов, большая часть мирных жителей не успела эвакуироваться, и население города составляло, по разным источникам, около 700 тысяч человек.
Сталинградская битва длилась долгих 200 дней и ночей. Только в первый день бомбардировки, 23 августа 1942 года, погибло около 40 тысяч человек. Из 700 тысяч человек, к концу Сталинградской битвы, 2 февраля 1943 года, в городе официально оставались 32 181 человек в южной части и всего 7 человек в центральной...
Музей-панорама "Сталинградская битва"
Он находится вблизи набережной города-героя Волгограда, на историческом месте высадки 13-й гвардейской стрелковой дивизии, форсировавшей под ураганным огнем врага Волгу в сентябре 1942 года. Музей представляет собой грандиозную экспозицию, которая посвящена одной из наиболее значительных баталий Великой Отечественной войны - битве за Сталинград.
Монументальное белое здание выглядит как стилизованная средневековая крепостная башня, но более сложной формы. Огромное трехуровневое внутреннее пространство музея включает в себя мемориальный и триумфальный залы, а также тематические залы, где представлены военные коллекции, макеты-декорации и видеоинсталляции сражений.
Всего в фондах этого музея хранится около 4000 бесценных экспонатов - стрелковое и холодное оружие, военная техника времен Великой Отечественной, художественные материалы в виде живописи, графики, скульптур, плакатов, коллекции отечественных орденов и медалей, фотографии военных корреспондентов.
Каждый из восьми залов имеет свое название и посвящен отдельной теме войны. К сожалению, у нашей группы не было достаточно времени, чтобы не спеша обойти все залы, сделать в каждом снимки. Поэтому здесь много фотографий, которые найдены в интернете.
Символический вечный огонь, он отлит на старейшем заводе города "Красный октябрь".
Витрина стилизована под окоп, в нем собраны фрагменты стрелкового вооружения и боевой техники защитников Сталинграда.
1000-килограммовая немецкая фугасная бомба. Серые плиты в ее основании напоминают крышу дома. На них выгравирована дата - 22 июня 1941 - день, когда захватчики напали на СССР.
Экипировка красноармейцев.
Экипировка немецких солдат.
Схема плана "Барбароса", выполненная в срезе гильзы снаряда 800-мм немецкой пушки "Дора".
В музее находится военная техника, документы, оружие, планы сражений и многое другое.
Каждый экспонат музея - неумолимый факт из истории кровопролитнейшей битвы человечества.
Коктейль Молотова. В бутылку вставлялась капсула со сложной химической жидкостью, которая легко воспламенялась при физическом воздействии и доступе к кислороду.
Полководцы Великой Отечественной войны, портреты военачальников.
Таким хлебом кормили рабочих.
Сильное впечатление производит интерактивный макет "Разрушенный город", где наглядно показано, что произошло с городом в ходе уличных боев. Начинается с обычного дня, светит солнце, по улицам ездят машины, зеленый город.
На 30-ти метровый макет центра города накладывается цветное изображение, картинки сменяются друг за другом, и перед нами разворачивается пугающее событие.
Тень самолета, полетели бомбы, дома загораются один за другим, и через минуту весь город в огне. И дальше день за днем разворачиваются уличные бои, разбитые кварталы гаснут, как будто город по частям исчезает. Под бомбардировками с воздуха в Сталинграде не уцелела ни одна постройка, город был полностью разрушен.
Когда город подвергается нападению, а его дома разрушаются, то руины могут служить хорошим укрытием для защищающей город армии. Каждый дом превращается в бункер, щель или пост, из которых обороняющих твердыню людей выбить практически невозможно. Здесь, в этих страшных руинах, произошел один из решительных переломов войны.
На таком станке печатали военную газету.
Подарочная скульптура с Ялтинской конференции.
В музее находится наградной меч, украшенный драгоценными металлами и камнями. Выкован по специальному указу короля Великобритании Георга VI в знак восхищения британского народа мужеством, проявленным советскими защитниками Сталинграда. Вручен 29 ноября 1943 года премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.
Меч получился поистине впечатляющим - 122 см общая длина, длина клинка из шеффилдской стали - 91,4 см. Рукоять украшена золотой проволокой, а на вершине выполнено в виде золотой розы Тюдоров из горного хрусталя. Ножны из красной кожи украшены посеребренным королевским гербом, короной и вензелем и накладками с рубиновыми пятиконечными звездами в золотой оправе.
Триумфальный зал. Это светлый, торжественный, праздничный зал, стены выполнены из белого мрамора.
По кругу парадного зала списки и флаги подразделений советской армии, которые участвовали в Сталинградском сражении.
Свод зала украшает высший полководческий орден "Победа".
Поднимаемся выше на этаж. Здесь сейчас проходит выставка "Победа - одна на всех". Проект повествует о боевом содружестве народов, самоотверженности воинов разных национальностей Советского Союза.
Его создатели поставили своей целью показать героизм народов нашей страны, их готовность к самопожертвованию, проявленные в ходе битвы на Волге.
Настало время, когда нашу группу пригласили для посещения панорамы. Для этого надо будет подняться наверх по лестнице.
История создания панорамы
Грандиозное полотно "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" - главная музейная жемчужина в Волгограде.
На его подготовку ушло два года. Самое крупное полотно России размером 16х120 метров, весом порядка 2 тонн и предметного плана площадью около 1000 кв. метров смотрится очень впечатляюще.
Создание панорамы было поручено художниками Студии им. М. Б. Грекова. Подготовительная работа велась с 1958 по 1964 годы. Авторы панорамы ответственно подошли к поставленной задаче: изучали архивный материал, воспоминания участников боя, фронтовые рисунки и документальные киноленты, консультировались с маршалами Советского Союза и другими военными, побывали на полевых учениях.
Для натурных зарисовок на вершине Мамаева кургана была построена мастерская, завезена военная техника, привлечены солдаты Волгоградского гарнизона в качестве моделей для позирования. В результате были созданы тысячи эскизов, этюдов и круговой цветовой эскиз в 1/3 натуральной величины.
Далее помещаю свои снимки, на них запечатлены фрагменты панорамы. А пока будете смотреть, вставлю материал о том, как создавалась панорама.
Завершилась Сталинградская битва. Город лежал в руинах. Вполне понятно было желание людей видеть возрожденный Сталинград прекрасным, богатым памятниками, центром науки и культуры. Одним из таких памятников могла стать художественная панорама великого сражения.
Первоначально панораму "Разгром немецко-фашистских войск в Сталинграде" предполагалось строить на Мамаевом кургане - там, где сейчас Зал Воинской Славы. Но автор памятника-ансамбля Евгений Вучетич в последний момент не согласился. Многие тогда его не поняли, но время показало - это решение было правильным.
Льняное полотно будущей картины было привезено в Волгоград из Пензенской области, с Сурской суконной фабрики, в августе 1980 года. Но его надо было еще скроить по необходимым размерам и сшить!
В недостроенном Дворце пионеров полотно разложили в спортзале. Его сшивали специальными иголками с нитками на особой швейной машинке с электроприводом. Сшивали фактически так же, как в старину сшивали паруса морских судов.
После этого внушительных размеров полотно перевезли в строящееся здание панорамы. Лестниц в нем еще не было, и поднимали полотно наверх по шатким деревянным лестницам-времянкам.
А там солдаты Волгоградского гарнизона посредством особых канатов расправляли его по стенам, придавая ему нужное расположение. И вот в зале панорамы поднялось огромное полотно!
Грунтовали его уникальным составом. Сначала нанесли два слоя спецклея из плавательных пузырей осетровых рыб. А затем положили поверх три слоя специальной водоэмульсионной краски.
Предстояло расписать живописный холст площадью около 2000 кв. метров и создать около 1000 кв. метров декораций. Летом 1980 года художники приступили к переносу рисунка на холст, а затем - к его росписи. Одновременно велись работы по созданию предметного плана.
Для художников-грековцев было очень важно не придумывать, как и что выглядело в пору Сталинградской битвы, а увидеть все это воочию. Например, чтобы изобразить разбитое орудие, им требовалось взорвать пушку на полигоне, и лишь затем нарисовать ее.
Надо изобразить немецкое военное кладбище - рисовали его только по реальным фотографиям военного времени. А чтобы изобразить убитого красноармейца, клали на снег солдата, одетого в армейский полушубок.
Солдаты Волгоградского гарнизона, прикомандированные в те дни к строящейся панораме, чем могли, помогали художникам - выдавливали краски на палитры, подавали ведра. Они же зачастую и позировали авторам.
По мере того, как роспись полотна панорамы приближалась к концу, работа коллектива отдела все больше приобретала научно-исследовательское направление: проводилось первое описание полотна, определялись границы и количество секторов для экскурсионного показа, готовился первый предварительный текст экскурсии по панораме.
Сотрудники отдела исследовали и отобрали музейные предметы и материалы: фрагменты оружия, осколки, ящики для снарядов для предметного плана.
В процессе этой работы стало ясно, что для такого большого предметного плана не хватает элементов реквизита. Научные сотрудники с киностудии "Мосфильм" и привезли обмундирование советских солдат и противника, стропы парашюта, ранцы, каски, макеты оружия, которые до этого использовались во время съемок многих известных фильмов о войне.
Все эти предметы очень пригодились мастерам при оформлении предметного плана панорамы.
Художники для создания полотна провели титанический труд, здесь можно увидеть в том числе настоящие предметы: укрепления, траншеи, снаряды, бревна, землянки, порубленную снарядами землю - настоящий ад войны с горящими танками, самолетами, взрывами и ранеными бойцами.
Работа над гигантским полотном велась в специальном павильоне на Мамаевом кургане, художники изучили немыслимое количество фото- и кинодокументов, документов и исторической литературы, много раз встречались с участниками кровопролитных боев.
Феноменально сделан переход от предметного плана к вертикальному холсту. На панораме представлена завершающая фаза битвы за Сталинград, операция "Кольцо".
Основной сюжет – соединение 21-й и 62-й армий Донского фронта на Мамаевом Кургане 26 января 1943 года, что привело к разделению окруженных немецких войск на две части. Зритель находится как бы на вершине Мамаева Кургана и обозревает его окрестности.
Художникам удалось показать разницу между советскими и немецкими войсками с помощью визуальных эффектов: отряды наших солдат в любой сцене полотна освещены солнцем, отряды фашистов - всегда в глубокой тени, от этих участков картины веет холодом и обреченностью. В некоторых местах создается абсолютная иллюзия объемности.
Это масштабно, это нужно видеть, и это вызывает искренние чувства, которые наполняют нас уважением и почтением к людям, не просто людям, а героям, смелость и отвага, какое страшное время им пришлось пережить, какой ценой нам досталась победа!
8 июля 1982 года создание панорамы было завершено. При большом стечении народа панорама в Волгограде была торжественно открыта.
Огромное количество людей стремилось прийти в панораму. Она не могла вместить всех желающих. Ради билета люди стояли ночи напролет.
В апреле впервые посетили Волгоград. Очень интересные экскурсии. Были и на панораме. Нам не повезло с экскурсоводом. Или ему с нами Такой отличник, который долдонит зазубренное. А на вопросы ответов не знает. Интерактивная карта всей битвы впечатляет.
Ответ на комментарий GALZIMA #
Волгограду:
Любимый город, город вечной славы!
Гордимся мы историей твоей.
Достойный сын своей родной державы,
Ты жил всегда в величии идей!