
Во время Великой Отечественной войны советскую пропаганду называли «третьим фронтом». Ее главной целью было сплотить народ против общего врага, и она ее выполнила блестяще. С первых дней войны она стала мощным и одновременно очень гибким психологическим оружием в борьбе с фашизмом. Наиболее доступным, ярким и эмоциональным средством агитации и пропаганды был плакат. Как художники вдохновляли советских людей на героический труд и боевой подвиг в годы Великой Отечественной войны?
«Горы, реки, леса и долины мы за зверем фашистским пройдем»
Пропаганда - мощный метод влияния на сознание людей. Как показывает мировая история, с помощью умелой и последовательной пропаганды можно сформировать общественное мнение любого толка. Сегодня, в условиях активного ведения информационной войны всеми государствами, понимание этого факта особенно актуально.
В предвоенные годы гитлеровская пропаганда справедливо считалась наиболее изощренной и эффективной - недаром же фашистам удалось заморочить головы миллионам людей. Во время Великой Отечественной с влиянием немецкой пропаганды напрямую столкнулся и советский народ. Целью ее было внушить противнику идею превосходства и непобедимости Великого рейха, бесперспективность и пагубность любого сопротивления, а также разобщить народы и социальные группы СССР и натравить их друг на друга.
Противостоять этому должна была советская и коммунистическая идейно-воспитательная работа, пропаганда и агитация, в чем за годы советской власти был тоже накоплен значительный опыт. Во время Второй мировой войны советскую пропаганду справедливо называли третьим фронтом.
[700x466]
Фронтовая почта, 1941 год
[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год
[700x466]
«Бой в Ибренском проливе 6 июля 1941 года кораблей и авиации Краснознаменного Балтфлота с фашистскими эсминцами и крейсером. В результате боя потоплены два вражеских эсминца и поврежден крейсер». Почтовая открытка, 1941 год
[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год
[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год
Из всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, именно Германия и СССР были в наибольшей степени идеологизированы. Но советская пропаганда оказалась более гибкой. Чтобы сплотить народ против общего врага, в СССР отказались от многих существовавших до тех пор идеологических установок в отношении религии, истории страны и идеи мировой революции.
Война с Германией характеризовалась уже не как классовая, а как всенародная - Отечественная. И это сыграло важнейшую роль во внедрении в сознание советских людей необходимости полной самоотдачи и перестройки всей жизни на военный лад. Пропаганда поднимала боевой дух советских воинов, заставляла их мужественнее сражаться, а тыл - работать на пределе сил.
Для наиболее эффективного ведения патриотической идейно-воспитательной работы изменилось отношение власти и партии к интеллигенции и представителям культуры. Был задействован весь культурный потенциал страны: печать, радио, кинематограф, литература, музыка, живопись.
Положение на фронтах быстро менялось, и пропаганде приходилось быть гибкой, менять темы и курс, подстраиваться под ситуацию на фронтах и внешнюю политику страны. Самыми быстрыми и популярными пропагандистскими средствами стали советские плакаты и листовки.
«Больше угля нарубишь - скорее фашиста погубишь»
В первые и самые тяжелые месяцы войны, когда немецкие войска стремительно наступали, а Красная армия терпела одно поражение за другим, было необходимо предотвратить панику и внушить бойцам и командирам, что с врагом можно бороться. Для поднятия боевого духа захватчики изображались максимально жалкими, беспомощными и смешными, а советские солдаты - наоборот, сильными и бесстрашными.
[510x700]
Сатирическая открытка, 1941 год. Художники И. Ершин и Н. Шишловский, стихи Демьяна Бедного
[485x700]
Сатирическая открытка, 1941 год. Художник В. Брискин.
[491x700]
Сатирическая открытка, 1941 год
[501x700]
Сатирическая открытка, 5 июля 1941 года. Художник П. Шухмин
[484x700]
Сатирическая открытка, 25 июля 1941 года. Художники В. и З. Правдины
Одним из основных лейтмотивов советской пропаганды первых месяцев войны стала низкая, нечеловеческая сущность врага - жалкого и бесчеловечного монстра. Такой немецкий солдат уже не воспринимался как сверхчеловек, его легче было убивать. В лозунгах и воззваниях громко звучали мотивы мести, вероломства, несправедливости, защиты самого дорогого - родного дома, родной земли.
Не менее важной темой пропаганды стала
ударная работа в тылу. Тысячи предприятий и миллионы людей были перемещены с захваченных врагом территорий на восток страны. Было необходимо быстро восполнить потери в танках, самолетах, артиллерии, бесперебойно производить боеприпасы. При этом больше половины рабочих военных предприятий составляли женщины и подростки. Работница со снарядом в руках стала ярким образом советской агитации в тылу.
Благодаря героической работе тыла, потери вооружения в первых месяцах войны были восполнены, а темпы производства ВПК постоянно росли. Когда весной 1942 года разведка доложила Гитлеру, что советские танковые заводы выпускают по тысяче танков в месяц, он не поверил и сказал, что разведка ошибается. Немецкая разведка действительно ошибалась: в это время на востоке выпускали уже по две тысячи танков в месяц.
[700x466]
Фронтовая почта, 1943 год
[700x466]
«Больше самолетов, танков, пушек и снарядов!» Почтовая открытка, 1943 год
[700x466]
«Героическому тылу привет с фронта!» Фронтовая почта, 1944 год
[485x700]
«За Родину! За Сталина!»
Плакаты с агитационными целями посылались на фронт наравне с патронами и снарядами. Их клеили на стенах домов, в клубах и военкоматах, несли домой. Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. Обычно рядом с плакатом писали:
"Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат делает предательское дело."
Военные советы и политуправления фронтов выделяли специальные самолеты и даже целые эскадрильи для распространения агитационных материалов на территории, оккупированной противником. Для заброски агитматериалов за линию фронта применялась даже артиллерия. Так, специальный гаубичный 152-миллиметровый снаряд вмещал около одного килограмма листовок.
[700x466]
«За родину! За Сталина!» Почтовая карточка. 1943 год
[700x466]
Фронтовая почта, 1945 год
[700x466]
Фронтовая почта, 1942 год
[700x466]
Фронтовая почта, 1941 год
[700x466]
Фронтовая почта, 1941 год
Важной частью идеологической работы стало патриотическое оформление почтовой корреспонденции, идущей с фронта в тыл и обратно. Стандартные бланки для солдатских писем и открытки оформлялись лучшими советскими художниками и сопровождались лаконичным и экспрессивным текстом. Изображение и лозунг должны были легко запоминаться и создавать уверенность в непременной победе над врагом.
[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год
[700x466]
Фронтовая почта, 1943 год
[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год
[700x466]
Почтовая карточка. 1942 год
[700x466]
«Жди меня и я вернусь!». Почтовая карточка, 1943 год
«Бей штыком, гранатой бей, бей чем хочешь, но убей!»
Расскажем подробнее о художниках, оставивших яркий след в жанре патриотического плакатного искусства в годы Великой Отечественной войны.
Уже на второй день войны, 23 июня 1941 года, появился самый известный и многотиражный плакат Великой Отечественной -
«Родина-мать зовет». На нем на фоне штыков русская женщина, олицетворяющая образ Отчизны, держит в руках текст военной присяги. Ее взгляд полон решимости, а лицо выражает одновременно боль и надежду.
Автор шедевра -
Ираклий Тоидзе. По рассказу художника, утром 22 июня 1941 года он работал над иллюстрациями к поэме «Витязь в тигровой шкуре». Неожиданно в мастерскую с криком «война!» вбежала его жена. Пораженный выражением ее лица, художник тут же принялся делать наброски.
Только в первые недели войны было отпечатано 5 млн. плакатов «Родина-мать зовет!»
Огромной популярностью пользовались сатирические плакаты «Окна ТАСС», продолжавшие традиции революционных карикатур «Окон сатиры РОСТА» (1919 год). Инициаторами создания «Окон ТАСС» стали
Кукрыниксы.
[565x700]
Сатирическая открытка. Изд. Искусство, 1941 год. Художники Кукрыниксы
[506x700]
Сатирическая открытка. Изд. «Искусство», 1941 год. Художники Кукрыниксы
[459x700]
Сатирическая открытка. 1941 год. Художники Кукрыниксы
[469x700]
Сатирическая открытка. «Окно ТАСС» № 534, 1942 год. Художники Кукрыниксы
Под сложной аббревиатурой скрывались три художника: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, из начальных букв фамилий которых и получилось ставшее быстро популярным слово Кукрыниксы.
Как только репродукторы объявили о начале войны, все трое поехали в редакцию газеты «Правда» и сразу же приступили к работе. Уже через несколько часов были готовы первые эскизы.
Остроумные и злые карикатуры Кукрыниксов сопровождались простыми, легко запоминающимися рифмованными текстами и никого не оставляли равнодушным. Люди с нетерпением ждали выхода очередных карикатур. Смех давал им силы для дальнейшей борьбы.
В 1942 году художники были удостоены высшей награды - Сталинской премии. Потом их будет еще четыре, а также Ленинская и Государственная премии.
«А вот еще ублюдок жуткий. Се - помесь пса с фашистской уткой»
В блокадном Ленинграде работали художники-карикатуристы творческого объединения «Боевой карандаш», основанного художником-графиком
Николаем Муратовым. С первых дней войны Николай Евгеньевич стал бойцом ПВО. Нес службу на крыше выставочного зала Ленинградского союза художников, тушил зажигательные бомбы и одновременно продолжал работать над созданием агитационных плакатов. Часть из них была издана в виде открыток.
[464x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1942 год. Художник Н. Муратов
[491x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1942 год. Художник Н. Муратов
[475x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1942 год. Художник Н. Муратов
Еще одним членом содружества «Боевой карандаш» был замечательный художник-график и карикатурист
Владимир Гальба. С ним произошел следующий случай.
Как-то Гальба, приехав к бойцам Ленинградского фронта, на радость солдатам нарисовал шаржи на главарей рейха. Бойцы долго смеялись, а потом, по приказу политрука, разбили эти рисунки на квадратики и пропорционально перенесли краской на огромные куски марли. Ночью разведчики растянули эти полотна на линии электропередачи перед немецкими окопами.
Когда рассвело, из наших окопов раздался дружный хохот. Захохотал и неприятель. Но вскоре смех противника сменился беспорядочной стрельбой по карикатурам. Пули пробивали марлю, не причиняя ей серьезного вреда. Чтобы убрать позорившие фюрера и его окружение карикатуры, немцы организовали атаку, но были отбиты с большими потерями. Художник вспоминал:
"Это был тот случай, когда смех убивал в буквальном смысле слова. Недаром же слова умора и мор одного корня!"
[465x700]
[472x700]
[476x700]
[494x700]
[474x700]
[500x700]
[500x700]
[486x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1943 год. Художник В. Гальба
Шаржи на главарей рейха и их сателлитов вышли в 1943 году в виде серии открыток. За свои «художества» Владимир Александрович был зачислен в личные враги фюрера. Список приговоренных к повешению ленинградцев наши разведчики обнаружили у одного из убитых офицеров СС.
В «Окнах ТАСС» осажденного Ленинграда работал выдающийся советский художник
Николай Кочергин, книжный график, плакатист, стоявший у истоков искусства советского политического плаката и агитационного искусства. Весной 1942 года тяжело больной Николай Михайлович был вывезен из города по льду Ладожского озера.
«С ним рядом чумные микробы - не мор, а божья благодать»
Любопытна история русского и советского художника графика, карикатуриста, одного из основоположников советского политического плаката
Виктора Денисова, подписывавшего свои работы псевдонимом Дени.
[484x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1942 год. Художник Н. Кочергин
[506x700]
Сатирическая открытка. Изд. «Искусство», июль 1941 года. Художник В. Дени. Текст Демьяна Бедного
В 1917 году выходец из обедневшего дворянского рода Дени (род. в 1893 году) был ярым противником большевиков и рисовал на них злые карикатуры. Так, в журнале «Бич» он изобразил Ленина в образе Иуды, получающего мешочек с сребрениками от кайзера Вильгельма, с подписью: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин... Тридцать сполна».
После революции художнику припомнили его шуточки в адрес вождя мирового пролетариата. Перепуганный Дени прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Она показала рисунки Владимиру Ильичу и стала защищать художника, рассказывая, как хорошо работает Дени в газете «Правда». На что Ленин ответил:
"Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени, чтобы оставили этого Дени в покое." В дальнейшем раскаявшийся в своих заблуждениях художник честно служил советской власти, а в 1932 году ему было даже присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Крым наш!
Разгром фашистов под Москвой стал точкой отсчета активного наступательного характера советской пропаганды. Все чаще в наглядной агитации использовалось слово «победа». Темами плакатов и открыток стали освобожденные советские города: Сталинград, Одесса, Киев, Минск, победные салюты над Москвой, боевая дружба союзников по антигитлеровской коалиции.
[558x700]
«Крым освобожден от врага!» Фронтовая почта, 1944 год
[476x700]
Почтовая карточка. 1945 год
[569x700]
Салют Москвы Красной армии - освободительнице! Фронтовая почта, 1944 год
[468x700]
Почтовая карточка. 1945 год
[492x700]
Почтовая карточка. 1945 год
[578x700]
Вместе с Красной армией советские художники дошли до Берлина и свои последние военные рисунки и росписи оставили на стенах Рейхстага.
В посте использованы почтовые карточки, конверты и карикатуры из собрания Петра Каменченко