• Авторизация


Третий фронт. 06-05-2025 21:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Во время Великой Отечественной войны советскую пропаганду называли «третьим фронтом». Ее главной целью было сплотить народ против общего врага, и она ее выполнила блестяще. С первых дней войны она стала мощным и одновременно очень гибким психологическим оружием в борьбе с фашизмом. Наиболее доступным, ярким и эмоциональным средством агитации и пропаганды был плакат. Как художники вдохновляли советских людей на героический труд и боевой подвиг в годы Великой Отечественной войны?

«Горы, реки, леса и долины мы за зверем фашистским пройдем»


Пропаганда - мощный метод влияния на сознание людей. Как показывает мировая история, с помощью умелой и последовательной пропаганды можно сформировать общественное мнение любого толка. Сегодня, в условиях активного ведения информационной войны всеми государствами, понимание этого факта особенно актуально.

В предвоенные годы гитлеровская пропаганда справедливо считалась наиболее изощренной и эффективной - недаром же фашистам удалось заморочить головы миллионам людей. Во время Великой Отечественной с влиянием немецкой пропаганды напрямую столкнулся и советский народ. Целью ее было внушить противнику идею превосходства и непобедимости Великого рейха, бесперспективность и пагубность любого сопротивления, а также разобщить народы и социальные группы СССР и натравить их друг на друга.

Противостоять этому должна была советская и коммунистическая идейно-воспитательная работа, пропаганда и агитация, в чем за годы советской власти был тоже накоплен значительный опыт. Во время Второй мировой войны советскую пропаганду справедливо называли третьим фронтом.

[700x466]
Фронтовая почта, 1941 год

[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год

[700x466]
«Бой в Ибренском проливе 6 июля 1941 года кораблей и авиации Краснознаменного Балтфлота с фашистскими эсминцами и крейсером. В результате боя потоплены два вражеских эсминца и поврежден крейсер». Почтовая открытка, 1941 год

[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год

[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год


Из всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, именно Германия и СССР были в наибольшей степени идеологизированы. Но советская пропаганда оказалась более гибкой. Чтобы сплотить народ против общего врага, в СССР отказались от многих существовавших до тех пор идеологических установок в отношении религии, истории страны и идеи мировой революции.

Война с Германией характеризовалась уже не как классовая, а как всенародная - Отечественная. И это сыграло важнейшую роль во внедрении в сознание советских людей необходимости полной самоотдачи и перестройки всей жизни на военный лад. Пропаганда поднимала боевой дух советских воинов, заставляла их мужественнее сражаться, а тыл - работать на пределе сил.

Для наиболее эффективного ведения патриотической идейно-воспитательной работы изменилось отношение власти и партии к интеллигенции и представителям культуры. Был задействован весь культурный потенциал страны: печать, радио, кинематограф, литература, музыка, живопись.

Положение на фронтах быстро менялось, и пропаганде приходилось быть гибкой, менять темы и курс, подстраиваться под ситуацию на фронтах и внешнюю политику страны. Самыми быстрыми и популярными пропагандистскими средствами стали советские плакаты и листовки.

«Больше угля нарубишь - скорее фашиста погубишь»


В первые и самые тяжелые месяцы войны, когда немецкие войска стремительно наступали, а Красная армия терпела одно поражение за другим, было необходимо предотвратить панику и внушить бойцам и командирам, что с врагом можно бороться. Для поднятия боевого духа захватчики изображались максимально жалкими, беспомощными и смешными, а советские солдаты - наоборот, сильными и бесстрашными.

[510x700]
Сатирическая открытка, 1941 год. Художники И. Ершин и Н. Шишловский, стихи Демьяна Бедного

[485x700]
Сатирическая открытка, 1941 год. Художник В. Брискин.

[491x700]
Сатирическая открытка, 1941 год

[501x700]
Сатирическая открытка, 5 июля 1941 года. Художник П. Шухмин

[484x700]
Сатирическая открытка, 25 июля 1941 года. Художники В. и З. Правдины


Одним из основных лейтмотивов советской пропаганды первых месяцев войны стала низкая, нечеловеческая сущность врага - жалкого и бесчеловечного монстра. Такой немецкий солдат уже не воспринимался как сверхчеловек, его легче было убивать. В лозунгах и воззваниях громко звучали мотивы мести, вероломства, несправедливости, защиты самого дорогого - родного дома, родной земли.

Не менее важной темой пропаганды стала ударная работа в тылу. Тысячи предприятий и миллионы людей были перемещены с захваченных врагом территорий на восток страны. Было необходимо быстро восполнить потери в танках, самолетах, артиллерии, бесперебойно производить боеприпасы. При этом больше половины рабочих военных предприятий составляли женщины и подростки. Работница со снарядом в руках стала ярким образом советской агитации в тылу.

Благодаря героической работе тыла, потери вооружения в первых месяцах войны были восполнены, а темпы производства ВПК постоянно росли. Когда весной 1942 года разведка доложила Гитлеру, что советские танковые заводы выпускают по тысяче танков в месяц, он не поверил и сказал, что разведка ошибается. Немецкая разведка действительно ошибалась: в это время на востоке выпускали уже по две тысячи танков в месяц.

[700x466]
Фронтовая почта, 1943 год

[700x466]
«Больше самолетов, танков, пушек и снарядов!» Почтовая открытка, 1943 год

[700x466]
«Героическому тылу привет с фронта!» Фронтовая почта, 1944 год


[485x700]

«За Родину! За Сталина!»


Плакаты с агитационными целями посылались на фронт наравне с патронами и снарядами. Их клеили на стенах домов, в клубах и военкоматах, несли домой. Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. Обычно рядом с плакатом писали:

"Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат делает предательское дело."

Военные советы и политуправления фронтов выделяли специальные самолеты и даже целые эскадрильи для распространения агитационных материалов на территории, оккупированной противником. Для заброски агитматериалов за линию фронта применялась даже артиллерия. Так, специальный гаубичный 152-миллиметровый снаряд вмещал около одного килограмма листовок.

[700x466]
«За родину! За Сталина!» Почтовая карточка. 1943 год

[700x466]
Фронтовая почта, 1945 год

[700x466]
Фронтовая почта, 1942 год

[700x466]
Фронтовая почта, 1941 год

[700x466]
Фронтовая почта, 1941 год


Важной частью идеологической работы стало патриотическое оформление почтовой корреспонденции, идущей с фронта в тыл и обратно. Стандартные бланки для солдатских писем и открытки оформлялись лучшими советскими художниками и сопровождались лаконичным и экспрессивным текстом. Изображение и лозунг должны были легко запоминаться и создавать уверенность в непременной победе над врагом.

[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год

[700x466]
Фронтовая почта, 1943 год

[700x466]
Фронтовая почта, 1944 год

[700x466]
Почтовая карточка. 1942 год

[700x466]
«Жди меня и я вернусь!». Почтовая карточка, 1943 год


«Бей штыком, гранатой бей, бей чем хочешь, но убей!»


Расскажем подробнее о художниках, оставивших яркий след в жанре патриотического плакатного искусства в годы Великой Отечественной войны.

Уже на второй день войны, 23 июня 1941 года, появился самый известный и многотиражный плакат Великой Отечественной - «Родина-мать зовет». На нем на фоне штыков русская женщина, олицетворяющая образ Отчизны, держит в руках текст военной присяги. Ее взгляд полон решимости, а лицо выражает одновременно боль и надежду.

Автор шедевра - Ираклий Тоидзе. По рассказу художника, утром 22 июня 1941 года он работал над иллюстрациями к поэме «Витязь в тигровой шкуре». Неожиданно в мастерскую с криком «война!» вбежала его жена. Пораженный выражением ее лица, художник тут же принялся делать наброски.

Только в первые недели войны было отпечатано 5 млн. плакатов «Родина-мать зовет!»
Огромной популярностью пользовались сатирические плакаты «Окна ТАСС», продолжавшие традиции революционных карикатур «Окон сатиры РОСТА» (1919 год). Инициаторами создания «Окон ТАСС» стали Кукрыниксы.

[565x700]
Сатирическая открытка. Изд. Искусство, 1941 год. Художники Кукрыниксы

[506x700]
Сатирическая открытка. Изд. «Искусство», 1941 год. Художники Кукрыниксы

[459x700]
Сатирическая открытка. 1941 год. Художники Кукрыниксы

[469x700]
Сатирическая открытка. «Окно ТАСС» № 534, 1942 год. Художники Кукрыниксы


Под сложной аббревиатурой скрывались три художника: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, из начальных букв фамилий которых и получилось ставшее быстро популярным слово Кукрыниксы.
Как только репродукторы объявили о начале войны, все трое поехали в редакцию газеты «Правда» и сразу же приступили к работе. Уже через несколько часов были готовы первые эскизы.

Остроумные и злые карикатуры Кукрыниксов сопровождались простыми, легко запоминающимися рифмованными текстами и никого не оставляли равнодушным. Люди с нетерпением ждали выхода очередных карикатур. Смех давал им силы для дальнейшей борьбы.

В 1942 году художники были удостоены высшей награды - Сталинской премии. Потом их будет еще четыре, а также Ленинская и Государственная премии.

«А вот еще ублюдок жуткий. Се - помесь пса с фашистской уткой»


В блокадном Ленинграде работали художники-карикатуристы творческого объединения «Боевой карандаш», основанного художником-графиком Николаем Муратовым. С первых дней войны Николай Евгеньевич стал бойцом ПВО. Нес службу на крыше выставочного зала Ленинградского союза художников, тушил зажигательные бомбы и одновременно продолжал работать над созданием агитационных плакатов. Часть из них была издана в виде открыток.

[464x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1942 год. Художник Н. Муратов

[491x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1942 год. Художник Н. Муратов

[475x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1942 год. Художник Н. Муратов


Еще одним членом содружества «Боевой карандаш» был замечательный художник-график и карикатурист Владимир Гальба. С ним произошел следующий случай.

Как-то Гальба, приехав к бойцам Ленинградского фронта, на радость солдатам нарисовал шаржи на главарей рейха. Бойцы долго смеялись, а потом, по приказу политрука, разбили эти рисунки на квадратики и пропорционально перенесли краской на огромные куски марли. Ночью разведчики растянули эти полотна на линии электропередачи перед немецкими окопами.

Когда рассвело, из наших окопов раздался дружный хохот. Захохотал и неприятель. Но вскоре смех противника сменился беспорядочной стрельбой по карикатурам. Пули пробивали марлю, не причиняя ей серьезного вреда. Чтобы убрать позорившие фюрера и его окружение карикатуры, немцы организовали атаку, но были отбиты с большими потерями. Художник вспоминал:

"Это был тот случай, когда смех убивал в буквальном смысле слова. Недаром же слова умора и мор одного корня!"

[465x700] [472x700] [476x700] [494x700] [474x700] [500x700] [500x700] [486x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1943 год. Художник В. Гальба

Шаржи на главарей рейха и их сателлитов вышли в 1943 году в виде серии открыток. За свои «художества» Владимир Александрович был зачислен в личные враги фюрера. Список приговоренных к повешению ленинградцев наши разведчики обнаружили у одного из убитых офицеров СС.

В «Окнах ТАСС» осажденного Ленинграда работал выдающийся советский художник Николай Кочергин, книжный график, плакатист, стоявший у истоков искусства советского политического плаката и агитационного искусства. Весной 1942 года тяжело больной Николай Михайлович был вывезен из города по льду Ладожского озера.

«С ним рядом чумные микробы - не мор, а божья благодать»


Любопытна история русского и советского художника графика, карикатуриста, одного из основоположников советского политического плаката Виктора Денисова, подписывавшего свои работы псевдонимом Дени.

[484x700]
Сатирическая открытка. Ленинград, 1942 год. Художник Н. Кочергин

[506x700]
Сатирическая открытка. Изд. «Искусство», июль 1941 года. Художник В. Дени. Текст Демьяна Бедного


В 1917 году выходец из обедневшего дворянского рода Дени (род. в 1893 году) был ярым противником большевиков и рисовал на них злые карикатуры. Так, в журнале «Бич» он изобразил Ленина в образе Иуды, получающего мешочек с сребрениками от кайзера Вильгельма, с подписью: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин... Тридцать сполна».

После революции художнику припомнили его шуточки в адрес вождя мирового пролетариата. Перепуганный Дени прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Она показала рисунки Владимиру Ильичу и стала защищать художника, рассказывая, как хорошо работает Дени в газете «Правда». На что Ленин ответил:

"Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени, чтобы оставили этого Дени в покое." В дальнейшем раскаявшийся в своих заблуждениях художник честно служил советской власти, а в 1932 году ему было даже присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Крым наш!


Разгром фашистов под Москвой стал точкой отсчета активного наступательного характера советской пропаганды. Все чаще в наглядной агитации использовалось слово «победа». Темами плакатов и открыток стали освобожденные советские города: Сталинград, Одесса, Киев, Минск, победные салюты над Москвой, боевая дружба союзников по антигитлеровской коалиции.

[558x700]
«Крым освобожден от врага!» Фронтовая почта, 1944 год

[476x700]
Почтовая карточка. 1945 год

[569x700]
Салют Москвы Красной армии - освободительнице! Фронтовая почта, 1944 год

[468x700]
Почтовая карточка. 1945 год

[492x700]
Почтовая карточка. 1945 год


[578x700]

Вместе с Красной армией советские художники дошли до Берлина и свои последние военные рисунки и росписи оставили на стенах Рейхстага.

В посте использованы почтовые карточки, конверты и карикатуры из собрания Петра Каменченко
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
GALZIMA 07-05-2025-05:15 удалить
Благодарю! С наступающим праздником Днём Победы!
Какие реликвии того времени. Хорошо, что сохранили
izogradinka 08-05-2025-08:25 удалить
С Днем Победы!!!
Сколько лет уж прошло, с той поры,
Как горела земля под ногами,
Многих нет ветеранов войны,
Но, мы помним о них, они с нами!


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Третий фронт. | Только_для_женщин - Клуб "Только для женщин" | Лента друзей Только_для_женщин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»