Смотрите ранее: Куба. Знакомство, пляж, отель, еда * Едем в Гавану!
Ретро-авто.
Попав на Кубу, вы как будто переноситесь в прошлое на машине времени. Ретро-автомобили в первые дни поражают. Авто пятидесятых годов прошлого века, по большей части американские, рядом с ними и наши копейки-пятерки...

Все они уже тысячу раз перекрашены, переделаны, выглядят уморительно, и поначалу кажется, что все это понарошку, что вас разыгрывают. Вперед в прошлое?

Надо сказать, что кубинцы ничуть не стесняются всей этой рухляди, на трассах такие тачки, в которые порой набиваются человек по восемь-девять, выглядят весьма боевито, 80 запросто делают, а быстрее там никто и не ездит.

Ретро-автомобили повсюду! Иногда казалось, что кроме них на дорогах ничего и нет, только начищенные, сверкающие красочные морды пухлых ретро-авто, в салонах которых с широкой улыбкой проносятся туристы в соломенных шляпках. Каждый раз они так и норовят нам подмигнуть и сказать: "Ну, что! Еще не созрели прокатиться с ветерком?"

Гавану американские древние красавицы, прекрасно отреставрированные, нарядные, просто украшают, создают дух города. Они толпятся вокруг Капитолия, где их водители, такие же стилизованные и важные, заманивают туристов.

В результате политики Фиделя Кастро Куба превратилась в настоящий музей антикварных автомобилей, в основном американских. Некоторые туристы приезжают сюда специально для того, чтобы увидеть автоклассику своими глазами.

Одни сверкают и выглядят как новенькие, другие нуждаются в серьезном ремонте, но все равно умудряются оставаться в строю.

Многие экземпляры так выразительны и будто наделены своим неповторимым характером, что хочется немедленно приступить к съемкам ремейка.

Автомобили передаются по наследству. Это одно из средств выживания и заработка кубинцев. Ретро-автомобили не просто стоят и пылятся в каком-нибудь музее, а продолжают выполнять свое главное предназначение – работать, удивлять и перевозить.

Высокая концентрация старинных автомобилей на Кубе стала итогом запрета на коммерческие сделки с автомобилями, введенного в 1959 году.

С того самого времени импорт новых авто на Кубу почти прекратился. На остров просачивались лишь небольшие партии советских машин. Они лишь немного разбавили отнятые перед изгнанием с острова американских буржуев их классические американские авто.

Не так давно многолетний запрет на торговлю автомобилями на Кубе был снят, и, согласно новому закону, рядовые кубинцы получили возможность покупать и продавать автомобили без каких бы то ни было разрешений властей.

На узких улочках старой Гаваны встречаются не только легковые автомобили, но и грузовики.


Все старые авто на Кубе используются как такси. Еще бы, туристам это нравится! Конечно, ретро-автомобили часто ломаются, но поскольку электроники в них нет, то все чинится просто руками. В большинстве автомобилей "начинка" заменена полностью, родными остались только кузова. Несмотря на древность бегают великолепно.

Будучи на Кубе, наш сатирик Михаил Задорнов спросил у одного кубинца, как они умудряются эти "полумумии" поддерживать в "живом" состоянии? К примеру, как они их ремонтируют? Ведь запчастей с тридцатых и пятидесятых годов, наверняка, не сохранилось. Кубинец ответил замечательно: "Мы их не ремонтируем. Мы их сочиняем. Из того, что попадается под руку!"

Цвет является источником радости для кубинцев. Именно этим объясняется такая огромная цветовая палитра местных авто, отчасти компенсирующая их преклонный возраст. Непрекращающийся авто-карнавал на улицах города!

Гавана – настоящий рай для ценителей ретро-автомобилей. Многим ретро-машинам уже за пятьдесят. Их конфисковали у американцев, перед тем, как изгнать с острова.

Старые, грохочущие, но сверкающие самыми яркими красками ретро-автомобили дополняют неповторимый дух Кубы, который ощущается во всем.

По Гаване бегают коко-такси, это мопед с кабиной, в которой могут поместиться три пассажира.

Называются они так потому, что напоминают по форме кокос. На них удобно ехать по узким улочкам старого города.

Коко-такси появились на Кубе в середине 90-х. Если повезет, можно проехать по столице Кубы и на этом экологическом транспортном средстве.

Имеются здесь и обыкновенные такси.

Вот такие тоже.

Автобусы – единственный общедоступный способ перемещения кубинцев как в Гаване, так и в других областях страны.

В Гаване мечтали построить метро. Но за неимением денег пока ограничились транспортным метробус или "верблюд". Полуприцепы вместимостью до 200 человек крепятся к магистральному тягачу и так колесят по улицам.

Специальный туристический двухэтажный автобус, он курсирует по городу с посещением самых известных достопримечательностей Гаваны.

Лошадь на кубинских дорогах – абсолютная норма жизни, хоть сейчас она уже встречается не так часто, как автомобиль или скутер.

Однажды любая машина, даже самая шустрая и резвая, как любой живой организм, устанет. От бесконечных ремонтов и чужих запчастей. От постоянного надрыва из последних сил доставить клиента по адресу. Да просто от старости. Устанет, и останется доживать свой век где-нибудь в гараже. Но пока покой этим машинкам только снится.
Борьба на свободу.
Остров Свободы, маленькое по территории государство шестьдесят с лишним лет противостоит могущественной северной империи, Соединенным Штатам Америки. Не ломается и не "падает на колени" перед самым сильным государством мира.

Большую часть истории она была испанской колонией, а после тяжкой борьбы вместо желанной независимости попала в зону интересов куда более сильной империи - США. До революции 1959 года Куба фактически была колонией Соединенных Штатов, островитяне жили бедно и бесправно. Куба пыталась выжить в условиях американской блокады.


В истории Кубы был свой жесткий тиран - преступник Фульхенсио Батиста. Он активно сотрудничал с американской мафией, которая помогла ему стать президентом.
Начавшееся после прихода к власти Батиста время можно назвать вакханалией. Он приостановил действие существующей конституции и создал в апреле 1952 года свою.
Он открыл дорогу для казино, а туристический бизнес и азартные игры отдал под контроль американской мафии.
Батиста спускал с рук бандам то, что они похищали девушек и заставляли их заниматься проституцией, причем в таких условиях, что работницы публичных домов умирали в течение 7 лет, редко проживали дольше из-за побоев, голода и антисанитарии.
За короткий срок его правления 70% экономики Кубы перешло под контроль американских монополистов. За годы режима Батисты американские компании вывезли с Кубы не менее 800 миллионов долларов чистой прибыли.
Земля же почти полностью стала принадлежать латифундистам: у крестьян ее не было вообще, а почти половина обрабатываемых хозяйств перешла под контроль 7% землевладельцам.
Естественно, сам Батиста получал за это "подношения" от мафии, исчисляемые миллионами, и до такой степени разбогател, что даже туалет у него был из серебра.
Бандит нагрел руки в финансовых махинациях при строительстве дорог, отелей, увеселительных заведений и т.д.

Процветали коррупция и казнокрадство, спекуляция, общество расслоилось на очень богатых и очень бедных.

При этом безработица к 1958 году достигла 40%, люди стали умирать от голода. Использовалась политика репрессий, прежде всего, в отношении коммунистов.
Все это привело к настоящей революции.
Первая попытка свергнуть кубинское правительство оказалась неуспешной из-за поддержки Батисты армией. Через 6 лет однако справедливость восторжествовала.

1 января 1959 года Батиста сбежал, выкрав большую часть золотовалютных запасов Центрального банка Кубы. В США, где у него была роскошная вилла в Майами, дали понять, что собьют самолет диктатора, едва он пересечет американское воздушное пространство. Так очередная американская марионетка была выброшена, как ненужная половая тряпка, которая "выработала свой ресурс".

Возглавивший революцию Фидель Кастро был представителем местной элиты, сыном крупного землевладельца. Он получил отличное образование, обладал высоким интеллектом, мог сделать карьеру юриста и имел все возможности прожить красивую жизнь обычного представителя высшего класса.
Но Фидель выбрал иной путь. Он стал защитником обездоленных, выступил за социальную справедливость. В результате кубинский команданте стал настоящим народным вождем, легендой, олицетворением борьбы с несправедливостью и хищным капитализмом для всего мира.
Первыми важнейшими действиями нового правительства стали: аграрная реформа в интересах крестьянства; создание народной милиции и арест контрреволюционеров; национализация крупных предприятий и банков, принадлежавших иностранному капиталу (в основном американскому).

Были организованы судебные процессы, в результате которых были казнены сотни человек. Попытки США свергнуть революционное правительство не увенчались успехом. В 1965 году была создана Коммунистическая партия Кубы, а Фидель избран Первым секретарем ЦК партии.

Социалистическая Куба стала важнейшим союзником СССР в регионе. Россия оказала огромную помощь в становлении кубинского социализма.

Куба пережила распад СССР и социалистического лагеря. Маленькая островная страна и Фидель Кастро не сдались даже, когда Россия перестала помогать Кубе. Образы свободной Кубы и Фиделя Кастро вошли в мировую историю как символы борьбы народа за свободу и справедливость.

Простые кубинцы боготворили своего правителя, ведь он освободил их от тирана и обеспечил вполне хорошее, по их меркам, существование. Люди в стране по сей день почитают своих освободителей. На улицах городов можно встретить музыкантов, распевающих песни о революции и своих славных правителях.

Американцы объявили Кубе экономическую блокаду, когда Куба экспроприировала собственность американских граждан и корпораций. В 1962 году санкции были ужесточены до уровня почти полного эмбарго.

Чтобы поддерживать дружественное государство на плаву, СССР начал поставлять ему оружие, технику, сырье и рабочую силу.

СССР готовил кубинских военных специалистов и вооружал армию, а в 1962 году разместил на Кубе баллистические ракеты.

После введения санкций Куба осталась без рынков сбыта своих товаров, которые раньше экспортировались в США. Выпавшие объемы экспорта взяла на себя Москва, став закупать у кубинцев сахар и цитрусовые.

Кубинская экономика не только устояла под американскими санкциями, но и активно развивалась при помощи СССР. Наша страна поставляла на Кубу нефтепродукты, технику, продовольствие и многое другое. Советские специалисты модернизировали 156 и построили 9 новых сахарных заводов.

Кроме того, СССР выделил Гаване кредит на крупную по тем временам сумму – 100 миллионов долларов.