• Авторизация


Церетели З.К. 28-04-2025 09:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения AmAyfaar Оригинальное сообщение

zurabz195 (524x600, 73Kb)
Хочу подробнее рассказать о Зурабе Церетели.
Статьи проливают свет на отдельные его шаги по жизни и на его личность.
Личность большого масштаба.

Я увидела его колоссальную работоспособность и продуктивность как скульптора, монументалиста, живописца, мозаичиста, мастера декоративной пластики, коллекционера.

В его Галерее огромное количество скульптур и картин с ЛЮДЬМИ Грузии! Это простые люди, с национальным колоритом.

Церетели был собирателем Мира в Единое Целое (западного мира, восточного он не касался), он являлся послом Доброй воли ООН.

70f3aa623f078df6e3bd9d700c3a9f24 (700x521, 451Kb)

Он гений. Еще в такой сложной области, как установление нужных контактов с сильными мира сего, умение расположить к себе людей, был Харизматичной личностью.

Еще увидела - доброго и жизнерадостного Человека.

Не обнаружила в сети видео о контактах с его душой у видящих. Были ли у него "контракты"... Посмотрим.

*****************************************************************

1992147604cf0d804b1f0fd4b06ab8b5 (700x466, 438Kb)

2.
20de9ca25108c5575bbbd9894076e87f (700x575, 416Kb)

3.
7d9fcbbaff116413f561934e48adc1ca (497x700, 313Kb)


*****

В гостях у Зураба Церетели





3 года назад

*****
«Мастер делать деньги»: за что любили и ненавидели Зураба Церетели

22 апр 2025 в 18:30
Автор: Светлана Семенова

Скульптор Зураб Церетели, скончавшийся во вторник, 22 апреля, в возрасте 91 года, — знаковая фигура не только в российской, но и в мировой культуре. Он создал тысячи скульптур, памятников, произведений живописи, графики, был способен на нетривиальные художественные решения. Однако именно это всегда порождало неоднозначное отношение к его творчеству и к нему самому. NEWS.ru решил выяснить, за что любили и ненавидели знаменитого ваятеля.

Каким был путь к успеху Зураба Церетели

Зураб Церетели родился в грузинском городе Тифлисе в 1934 году, тогда это была территория Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Он был выходцем из семьи советских интеллигентов: отец Константин Георгиевич — инженер-строитель, мать Тамара Семёновна Нижарадзе — с неблагонадежной для того времени родословной: представительница старинного княжеского рода.

Дядя Зураба, живописец Георгий Нижарадзе, оказал большое влияние на формирование интересов мальчика, у которого с ранних лет обнаружились способности к рисованию. Он познакомил племянника с выдающимися художниками своего времени, у которых учился будущий знаменитый монументалист.

После окончания школы вопрос о том, где продолжить образование, не возникал — талантливый парень поступил на факультет живописи Тбилисской академии художеств, а после окончания вуза, с 1963 года, стал работать на профильных предприятиях грузинской столицы, возглавил секцию творческого союза, его активная деятельность была заметна в республиканском масштабе.

В 1964 году его направили во Францию на обучение у таких выдающихся мастеров, как Пабло Пикассо и Марк Шагал. В те времена ответственная должность и тем более пребывание за границей требовали определенного подтверждения благонадежности. В 1965 году Церетели вступил в КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза).

Уже в конце 1960-х его карьера стремительно понеслась вверх. Он сосредоточился на произведениях монументального искусства, работал по всему миру и в разных уголках СССР — в Великобритании, Франции, Испании, Италии, Бразилии, США, Японии, Грузии, Белоруссии, Литве.

Верховное руководство страны отмечало выдающиеся успехи молодого мастера, и в 1980 году ему доверили быть главным художником Олимпийских игр в Москве. Вскоре Церетели стал главным по монументально-декоративному искусству в Грузии, а затем занимал еще более ответственные посты. К 1990-м успешный скульптор стал президентом Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, в 1996-м его избрали послом доброй воли этой международной организации.

В 2003 году за особые заслуги Церетели получил российское гражданство, был назначен на высокие должности, у него появилась своя мастерская, два завода — один в Москве, другой в Ленобласти, его называли другом Лужкова и говорили, что это «человек, близкий к власти». Он открыл множество памятников в Москве и российских городах, обладал не только выдающимся художественным даром, но и другими важными качествами, в том числе дипломатическими способностями. В окружении его любили.

За что любили Зураба Церетели

Пабло Пикассо высоко ценил художественный талант Церетели. Он был бесконечно дорог друзьям, близким — всем, кто с ним работал. Возможно, мэтра побаивались, поскольку понимали весомость его мнения, но все главным образом отмечают его ум, одаренность, преданность делу, внимательность к людям, щедрость, хлебосольность. Коллеги ценили скульптора и за его человеческие, и профессиональные качества.

«Ушла целая эпоха, он 30 лет руководил академией, замечательный человек, великий, а что касается разного отношения к нему, к его творчеству — можно ругать, можно не ругать, но с его смертью закончилась эра. Кто-то недавно сказал о нем — историческая личность», — поделился мнением с NEWS.ru руководитель творческой мастерской РАХ в Санкт-Петербурге Александр Иванов.

Яркое впечатление от общения с мастером осталось у режиссера и писателя Олега Шиловского, который проводил съемки с мастером. В беседе с NEWS.ru он вспоминает:

«Мне повезло быть режиссером программы о Зурабе Церетели и лично пообщаться с ним. Он сразу произвел впечатление человека весомого, мудрого, мнение которого беспрекословно. Мне очень импонировало его спокойствие и ощущение, что он никуда не спешит, хотя постоянно находился в делах и разъездах.

Интересно то, что ни одна его минута жизни не оставалась не заполненной. Даже в пути он все время был занят: перьевой ручкой он постоянно делал эскизы и наброски для своих будущих скульптур, барельефов, памятников. И прямо по этим эскизам изготавливались пробные изделия. Например, во время наших съемок произошла одна забавная ситуация с бюстом Юрия Гагарина.

Было это так: наша съемочная бригада неотступно следовала за Зурабом Константиновичем, и мы прибыли на окраину Санкт-Петербурга, на завод, где работала его бригада. В торжественной обстановке перед мастером с бюста Гагарина сняли белое покрывало. Церетели немного помолчал, подумал и негромко сказал, обращаясь к рабочим: „Все хорошо, мне нравится. Только фуражку снимите“, и неспешно пошел дальше в сопровождении своей свиты. А под финал посещения завода для всех сотрудников был накрыт стол с настоящим грузинским изобилием».

Художник Михаил Шемякин в одном из интервью своеобразно раскрыл гений Церетели.

«Мастер делать деньги. Считаю его гениальным бизнесменом, интересным человеком. И я один из первых, кто защищал его Петра Первого. Ненавижу, когда все на одного, и знаю, какой труд был затрачен на эту громадную скульптуру. Кто-то кричит, что это был Колумб… Что бы ни было сделано, это громадная работа целого ансамбля», — рассказывал Шемякин.

Кто мог ненавидеть Зураба Церетели и за что

Такой ошеломительный успех, который сопутствовал Церетели на протяжении всей его жизни: бесчисленные высокие звания, благоволение властей, богатство, молодая жена — все это, конечно, не могло не вызывать зависть и раздражение определенной категории людей. Некоторые из обывателей его просто ненавидели, считая, что он обласкан судьбой благодаря деньгам и связям. Однако сложно себе представить, насколько творец был трудолюбив. Просыпаясь утром, он сразу принимался за эскизы и проводил в делах весь день. Возможно, большей частью именно в этом кроется секрет его огромных достижений.

Многие его работы вызывали неоднозначную реакцию, вокруг них было много споров. Призывали демонтировать Петра Первого в Москве, композицию «Трагедия народов» на Поклонной горе прозвали «зомби», критиковали «Аллею правителей», памятник папе римскому Иоанну Павлу II и многие другие изваяния.

Творчество художника всегда вызывало противоречивые чувства. Общественное мнение обычно разделялось напополам: одни были за, другие — против. Со стороны недоброжелателей прослеживалась тенденция отрицать заслуги скульптора-монументалиста. Один из ведущих Telegram-канала после смерти Церетели написал: «А он был жив? А кто это?» Некоторые в Сети откровенно злорадствуют по поводу ухода из жизни смелого художника.

«Лают обычно собаки, когда умирает лев», — заметил в ответ на такую информацию скульптор Александр Иванов.
https://news.ru/show-business/sostavlen-spisok-zve...kotorye-rasstalis-v-2025-godu/
*****

Грузия прощается с Зурабом Церетели. Его творчество – отражение местных традиций

Mir24.TV25 апреля, 11:02

В Грузии прощаются с народным художником СССР Зурабом Церетели. Похоронят мастера в субботу в Дидубийском пантеоне. Это некрополь в Тбилиси, где упокоены известные писатели, артисты, ученые и национальные герои Грузии, рассказывает корреспондент «МИР 24 Михаил Робакидзе.

Прощание с Зурабом Церетели проходит в центре Тбилиси, на проспекте Руставели, в Музее современного искусства. Этот музей Зураб Константинович открыл в 2011 году. С тех пор здесь экспонируются и его работы, и работы коллег, как начинающих, так и всемирно известных.

Зураб Церетели попросил своих детей и внуков похоронить его в Тбилиси. Мечтал обрести вечный покой здесь, в родной Грузии. Его творчество отражение местных традиций, колорита и культуры. Даже в любимых подсолнухах художник видел малую родину.

«Для него подсолнухи это солнце Грузии. И это воспоминание, солнечность передавали любовь к родине, отметил внук Зураба Церетели Василий Церетели.

Из Грузии в Москву Зураб Константинович переехал в конце 1980-х. Часто принимал у себя друзей и коллег из родной страны, а также помогал молодым художникам сделать свои первые шаги в мире искусства.

«Есть известные люди, которые даже благожелателей не хотят принимать, а он всех принимал, всем улыбался, всем комплименты делал и с улыбкой разговаривал. Он был изумительный человек. Очень любил Россию. Откровенно подходил к вопросам и говорил, что Грузии нужно продолжить свое существование вместе с Россией.

«Это большая утрата для всей планеты и для нашей маленькой Грузии. Мы почти 60 лет дружили. Вместе были в экспедициях, когда Зураб работал в Институте этнографии. Он делал зарисовки, которые передавали атмосферу древности. Этот уникальный стиль он использовал в своих работах.

Монументы, стеллы и исторические комплексы в Тбилиси десятки работ мастера. Каждая из них культурное наследие страны. Последний подарок городу Музей современного искусства. Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/community/54570273/?utm_co...=read_more&utm_source=copylink

*****

Известные работы легендарного художника-монументалиста Зураба Церетели: впечатляющие фото

Скульптуры выдающегося художника-монументалиста Зураба Церетели, ушедшего из жизни сегодня, 22 апреля в возрасте 91 года, можно увидеть по всему миру. Его произведения находятся в России, Грузии, США, Израиле, а также в Великобритании, Франции и Испании…

Галерея самых известных произведений и других работ Зураба Константиновича Церетели – в нашем репортаже.


4.
bca8cec448e2f5380b9cdaa75708dcf1 (440x700, 324Kb)

5.
К 300-летию Российскогоф лота (700x466, 164Kb)

10.
85aefaabce25dee7c8a18c458f65243d (700x525, 506Kb)

11.
cddc9d7279e80d8963aa44858fbaaffd (700x525, 435Kb)

14.
Обелиск победы Поклонная гора (700x524, 313Kb)

15.
dc18752b11593c47d7730051da8bb997 (521x700, 284Kb)

16.
dd5a8390af81e83b93cbe95286a4fc8d (700x466, 384Kb)

17.
c4c87ea2934414e1e60cba12e900d5ec (525x700, 493Kb)

18.
c4f551d175b2eccf4a48305cd1aae01c (663x700, 584Kb)

19.
3790969bec9c91e8b0be7752050d1003 (548x700, 281Kb)

20.
af8944e1ad68366a251bf7156c614805 (700x466, 386Kb)

21.
7ae15b313922f2268d37214cf9f7885b (466x700, 405Kb)

22.
d0355a7c1670c741a11e4158111f3ec2 (441x700, 432Kb)

23.
a7eae5baac31a01cc3a48013bbbca84e (700x519, 508Kb)

24.
0fb6011fc4122f9c93d845255937cc69 (485x700, 491Kb)

23.
b351109c43585c31d7195c7ac0b0390e (700x525, 369Kb)

24.
bef4fa2e4cee302332f4db575ce725ec (601x700, 504Kb)

25.
432f7f2bbf334b531d77cdd790fa1177 (619x700, 476Kb)


https://www.mk.ru/photo/gallery/52996-1042565.html
************************************************************************

Нужно упомянуть, что Церетели принимал участие в воссоздании ХХС.

Вчера, 25 апреля 2025 года занималась в Доме Культуры ГЭС (https://ges-2.org/) и утром и вечером проходила мимо ХХС.

Вокруг ХХС и на Патриаршем мосту стоят декоративные композиции, которые соответствуют празднику воскрешения. Многочисленные искусственные белые и розовые цветущие деревья (яблони?) и цветочные композиции в корзинах.

*************************************************************************
Хра́м Христа́ Спаси́теля, или Храм Рождества Христова, — кафедральный собор Русской православной церкви, расположенный в центральной части Москвы на улице Волхонке.

Существующее здание, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, разрушенного в 1931 году[2]. Самый большой православный храм России. Храм находится на возвышении, окружён небольшим парком с комплексом зданий и сооружений религиозного и светского назначения. В комплекс храма входят также два малых храма: каменный храм Покрова Божией Матери и бревенчатый храм-часовня Державной иконы Божией Матери — предтеча современного храма Христа Спасителя.

Решение о возведении первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном было принято императором Александром I сразу же, закладка храма во имя Христа Спасителя по проекту архитектора Александра Витберга состоялась 24 (12) октября 1817 года на Воробьёвых горах. Однако в 1825 году работы были остановлены, а архитектор с другими членами комиссии по строительству были обвинены в финансовых растратах[3].

Автором нового проекта был назначен архитектор Константин Тон. 10 (22) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка собора на Волхонке. Строительство началось фактически за 2 года до того и было завершено в 1860 году, после чего создавался интерьер и внутреннее убранство; 26 мая (7 июня) 1883 года первый храм был освящён.


Здание храма было разрушено 5 декабря 1931 года в результате сталинской реконструкции Москвы. Площадку планировалось отдать под строительство Дворца Советов, но в итоге на этом месте был создан бассейн «Москва». Здание храма воссоздано на цоколе с использованием других строительных материалов в 1994—1999 годах.

Храм имеет статус патриаршего подворья и является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов[2].

Идея создания

Идея строительства храма в честь победы в Отечественной войне впервые была высказана в декабре 1812 года генералом Петром Кикиным, сподвижником Александра I[4]. Он писал ревнителю старинных традиций адмиралу Александру Шишкову: «Война сия, по-видимому, долженствовавшая решить судьбу России, потрясти основания гражданских и политических связей ея, и даже самой Веры, не есть обыкновенная; почему и памятник должен быть таковой же — Провидение Божие помощью веры и народного духа спасло нас. Ему благодарность, и памятник Ему же принадлежит»[5][6].

Кикин хотел возродить древнерусскую традицию обетных храмов. Такие сооружения возводились в честь победы над противником, а также в память о погибших во время боевых действий. Вероятнее всего, традиция храмов-памятников существовала ещё в домонгольский период: по позднему (и спорному) преданию, Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор на месте битвы с печенегами. Также предполагается, что после Куликовской битвы строились храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы, потому что праздник совпал со сражением русских войск с Мамаевой Ордой. В честь военных побед в столице возвели храм Василия Блаженного и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади[7][8].

25 декабря 1812 года, после изгнания войск Наполеона из России, император Александр I подписал Высочайший манифест о строительстве в Москве храма во имя Христа Спасителя.

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершённое в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в своё время.

Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

— Александр I[5]
Храм на Воробьёвых горах
Проект Витберга

Проект Карла Витберга, 1817 год
Возводимый храм, по мысли Александра, должен был отличаться величием и грандиозностью духовной идеи[9]. Вскоре провели открытый международный конкурс с участием 38 архитекторов. Среди них были такие известные зодчие, как Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Василий Стасов и другие[10]. В 1813 году архитектор Воронихин представил не менее семи вариантов проекта храма, ни один из которых не был принят. Специалисты выделяют несколько основных типов, преобладавших в представленных проектах. Первый вариант — это круглый храм с одним куполом классического типа. Второй — храм, напоминающий древнерусский пятиглавый крестообразный в плане собор[11]. В 1814 году проектное задание уточнили: собор планировалось построить в течение следующих 10-12 лет. В этом первом конкурсе победил проект 28-летнего художника и масона Карла Витберга. В плане этот храм обладал высотой 240 метров и был втрое больше современного. Он включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн, выполненных из трофейных пушек, а также памятники правителям и видным полководцам. Ради утверждения проекта Витберг перешёл в православие[12]. В качестве местоположения для храма были выбраны Воробьёвы горы, которые император Александр I часто называл «короной Москвы». Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьёвский дворец. Выбор местоположения был также обусловлен исторически: путь к храму располагался между Смоленской и Калужской дорогами к Москве, по одной из которых войска Наполеона вошли в город, по другой — его покинули[13].

Для Витберга, не бывшего профессиональным архитектором, строительство имело в первую очередь символическое значение — он замыслил возвести новый Соломонов храм, или, как он нередко называл его в своих записках, Храм Премудрости[14]. В основе этого проекта лежали масонские идеи, а его автор стремился найти «вселенский первопринцип, лежащий в основе Бога, природы и мышления», и воплотить его в архитектуре.

Я вообразил себе Творца точкою. Назвав её единицею, Богом, поставил циркуль и очертил круг, коего центр эта точка; эту периферию назвал множественностью-творением. Итак, я имел единицу и множественность, Творца и творение. Как эта точка может соединяться с перифериею, наблюдая за черчением я видел, что расходящиеся ножки циркуля делают прямую линию, коих бесконечное множество составляют круг и которые все, пересекаясь в центре, составляют кресты; а следственно крестом соединяется с Творцом природа. Таким образом, я получил три формы: линию, крест и круг, составляющие одну таинственную фигуру, совершенно успокоившую меня; и с этой минуты я постиг сию тайну.

— Воспоминания Карла Витберга[15]
Храм во имя Христа Спасителя по проекту Витберга должен был выражать связь человека с Богом и состоять из трёх ярусов. Витберг считал, что этот храм должен обладать прямоугольной формой в виде гроба, быть высечен в скале и содержать катакомбы. Сооружение служило бы местом поминовения убитых воинов в войне 1812 года. Нижняя часть называлась «Храмом тела» и олицетворяла хтонический, потусторонний мир или могилу. В алтаре нижнего яруса предполагалось установить изображение Рождества и барельеф в память о смерти Христа и апостолов. «Храм тела» соединялся со вторым ярусом — душевным или моральным, расположенным на земле. Его крестообразная форма символизировала одухотворённость и жизнь. Средний храм планировалось освятить во имя Преображения Господня — соответствующую сцену собирались поместить в алтаре, а по стенам расположить барельефы. Согласно плану, третий ярус представлял собой божественный храм и был посвящён духовной ипостаси человека. Храм состоял из «чистого круга, следствия креста», в его алтаре изображалось Воскресение. Верхняя часть должна была стать источником света для других помещений, а плафон купола — ярко освещён окнами[16][17].

Строительство

Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах

Закладка храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах, 1817 год
12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, на Воробьёвых горах состоялась закладка первого храма в присутствии Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны, великого князя Николая Павловича, прусского принца Вильгельма и архиепископа Августина[18]. Окончательная смета строительства, составленная Витбергом, была утверждена императором в 1820 году. Для контроля учредили особую комиссию под председательством Московского митрополита Серафима и московского военного генерал-губернатора. В 1821 году комиссия дала разрешение на начало земляных работ. В первые годы стройка шла энергично: по некоторым данным, для работ было приобретено более 20 тысяч подмосковных крепостных крестьян[19]. В 1825 году Высочайшим повелением было приказано соединить Волгу и Москву-реку для доставки каменных материалов к строительной площадке. По данным Мостовского, комиссия потратила порядка 278 тысяч рублей на «устройство судоходства по верховью Москвы-реки и улучшение водоотводного канала», на строительство барок ушло около 292 тысяч, а на соединение двух рек — ещё 123 тысячи рублей. Несмотря на грандиозные затраты, темпы работ постоянно снижались. В течение семи лет строителями не был завершён даже «нулевой цикл»[20]. Строительными работами руководил сам Витберг, не имевший практического опыта руководства: он не вёл должных учёта и контроля, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился излишне доверчиво. Завершить проект Витбергу не удалось[21].

Возведение собора приостановилось по восшествии на престол Николая I в 1825 году. Согласно официальной версии, это было связано с ненадёжностью почвы на Воробьёвых горах. Для обсуждения проекта долгостроя был сформирован другой комитет под председательством инженера-генерала Карла Оппермана. В состав организации входили такие опытные профессионалы, как инженеры Лев Карбонье и Пьер-Доминик Базен, а также архитекторы Карл Росси, Василий Стасов, Андрей Михайлов и другие. 17 февраля 1828 года императору был предоставлен отчёт комитета:

На избранном месте строить столь огромного здания нельзя, потому что части Храма и его фундамента углублялись бы ниже крепкого и глинистого слоя <…> Если же, несмотря на величайшие затруднения, всё-таки нужно строить Храм на предполагаемом месте, то, чтобы преодолеть эти затруднения, потребуются издержки, превышающие возможность, так как нужно прорыться сквозь все песчаные слои, простирающиеся до неопределённой глубины, чтобы дойти до крепкого материка не могущего осаждаться[22].

Из документов Комиссии по строительству храма следует, что на реализацию проекта государство потратило более четырёх миллионов рублей ассигнациями. Всего же Комиссия израсходовала порядка 16 миллионов рублей. В 1827 году строительная комиссия была расформирована, а Витберга и руководителей стройки обвинили в растратах и отдали под суд. Процесс длился восемь лет[23]. В 1835-м «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесённые казне» причастных к делу оштрафовали на миллион рублей. Самого Витберга сослали в Вятку, а всё его имущество конфисковали[24]. Среди историков существует мнение, что Витберг был виновен не в растратах, а лишь в неосмотрительности и доверчивости. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии проекты Витберга использовались при постройке православных соборов в Перми и Тифлисе[10].

Храм на Волхонке Проект Тона

Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838
Новый конкурс не проводился, в 1831 году Николай I назначил архитектором Константина Тона, который работал в близком императору русско-византийском стиле. По мнению исследовательницы Е. Н. Малеевой, воплощение идеи храма-памятника, изначально задуманного Александром I, означало для нового императора династическую преемственность[25].

Император также выбрал новое место на Волхонке, которая в то время носила название Чертолье; находившиеся там постройки были скуплены и снесены, в том числе и Алексеевский женский монастырь — памятник XVII века, впоследствии переведённый в Красное Село. В народе сохранилось предание, что игуменья, недовольная сносом исторических построек и переносом Алексеевской обители, прокляла строителей и предрекла: «Сему месту быть пусту»[26].

План нового храма был одобрен и утверждён 10 апреля 1832 года, и вскоре назначили новую «Комиссию для построения в Москве Храма во имя Христа Спасителя» под председательством московского генерал-губернатора, князя Дмитрия Голицына[27]. В отличие от первого, второй храм строился практически полностью за казённый счёт[28].

Идея создания
Идея строительства храма в честь победы в Отечественной войне впервые была высказана в декабре 1812 года генералом Петром Кикиным, сподвижником Александра I[4]. Он писал ревнителю старинных традиций адмиралу Александру Шишкову: «Война сия, по-видимому, долженствовавшая решить судьбу России, потрясти основания гражданских и политических связей ея, и даже самой Веры, не есть обыкновенная; почему и памятник должен быть таковой же — Провидение Божие помощью веры и народного духа спасло нас. Ему благодарность, и памятник Ему же принадлежит»[5][6].

Кикин хотел возродить древнерусскую традицию обетных храмов. Такие сооружения возводились в честь победы над противником, а также в память о погибших во время боевых действий. Вероятнее всего, традиция храмов-памятников существовала ещё в домонгольский период: по позднему (и спорному) преданию, Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор на месте битвы с печенегами. Также предполагается, что после Куликовской битвы строились храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы, потому что праздник совпал со сражением русских войск с Мамаевой Ордой. В честь военных побед в столице возвели храм Василия Блаженного и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади[7][8].

25 декабря 1812 года, после изгнания войск Наполеона из России, император Александр I подписал Высочайший манифест о строительстве в Москве храма во имя Христа Спасителя.

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершённое в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в своё время.

Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

— Александр I[5]

Затем, ХХС был снесён и заново восстановлен.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Христа_Спасителя

Разбор храма

Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов[51]. 13 июля 1931 года прошло заседание ЦИК СССР под председательством Михаила Калинина. На заседании постановили возвести Дворец на территории храма Христа Спасителя[52][53]: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) от 5 июня 1931 года[54]. Спустя 11 дней была принята резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:

Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК[55].

Несколько месяцев проводились спешные[источник не указан 388 дней] работы по разборке здания храма, останки которого в итоге было решено взорвать. 5 декабря 1931 года произвели два взрыва, после первого были снесены купола и верхние ярусы храма, сам остов устоял. По воспоминаниям очевидцев, от прогремевших взрывов содрогнулись близстоящие здания, а взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких кварталов. На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло почти полтора года. В 1937 году снятая с храма облицовка была использована для отделки здания Совета труда и обороны и строящихся станций Сокольнической линии метрополитена[56].

Рытьё котлована будущего дворца началось в 1935 году, а к 1939-му был завершён фундамент высотной части здания. На бетонное кольцо уложили 280 стальных плит, служивших основанием для стальных башмаков, на которые должны были опираться колонны каркаса. С началом Великой Отечественной войны от проекта временно отказались. Часть металлических конструкций Дворца пошла на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы. Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание было полностью разобрано. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году[57]. А в 1960 году на месте фундамента был закончен открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года[58].

Строительство

Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым[66] и другими. Хотя восстановление храма было поддержано многими общественными группами, его строительство сопровождалось протестами и обвинениями городских властей в коррупции[67][68]. Вскоре Денисов отошёл от работ, а его место занял Зураб Церетели, который окончил строительство. Скульптор изменил первоначальный проект, утверждённый московскими властями, и ввёл во внешнее оформление храма новые детали. При Церетели белокаменные стены были украшены мраморными композициями (оригиналы хранятся в Донском монастыре) и бронзовыми горельефами, которые, однако, были раскритикованы как несоответствующие оригиналу. Роспись интерьеров храма провели рекомендованные Церетели художники, однако культурная ценность этих росписей также стала предметом спора. Первоначальная белокаменная облицовка была заменена на мраморную, а золочёная кровля крыш, кроме куполов, была сделана на основе нитрида титана.

Эти изменения, внесённые в исторический проект, повлияли на смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную. В 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя было принято решение поднять на него бронзовые медальоны. В связи с быстрыми темпами строительства медальоны не были готовы в срок, вместо них на фасады установили точные копии из полимерного материала белого цвета. Бронзовые медальоны были изготовлены и хранились в мастерских вплоть до 2010 года, когда были наконец установлены[69].

На сайте Академии художеств сообщается, что, согласуясь с историческими материалами, Церетели восстановил шесть крестов, 16 врат и большие люстры собора. Под руководством народного художника России Юрия Орехова над скульптурным убранством нового храма работали мастера Иулиан Рукавишников, Владимир Цигаль, Татьяна Соколова, Александр Белашов, Михаил Дронов и другие[70]. Для помощи в работе отечественных специалистов был организован фонд «Скульптор»[65].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Христа_Спасителя
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Церетели З.К. | Visionary_Art - Visionary_Art | Лента друзей Visionary_Art / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»