Макханчор (Макхан Чора).
Макханчора - Имя Кришны, означает "Воришка масла". Макхан - масло, чора - вор.
А теперь история.
Жил в Индии вор. Увидел он однажды группу паломников. "Так," - подумал вор. - "Я вижу они путешествуют долго, наверняка у них есть при себе что-нибудь ценное".
Надев шафрановые одежды святых садху и взяв в руки четки, громко повторяя святые Имена Хари, он смешался с ними. Весь день он размышлял о том, есть ли и где спрятаны золото и деньги в скромных узелках паломников: "Значит так, стукну камнем по голове этого паломника ночью, когда он пойдет справлять нужду, того - задушу, третьего утоплю в реке во время утреннего омовения; а этого доходягу сброшу с пальмы, когда мы с ним полезем за бананами. Святые они или не святые, деньги мне нужны..." Пока он так размышлял, его сморил сон и он заснул.
Утром вор проснулся от громкого пения бхаджанов, которые пели паломники прославлявшие Кришну. Затем настало время обсуждения священных писаний. И хотя его не интересовала тема обсуждения, вор был вынужден притворятся и оставаться со всеми слушать, играя свою роль "паломника". Святой садху рассказывал о Кришне, Верховной Личности, из которого исходит всё: сила, слава, красота, знания, отречение и богатства, но который живет простой деревенской жизнью в семье пастухов и наслаждается играми с такими же как он мальчиками-пастушками.
Как только вор услышал, что есть кто-то, кто владеет несметными сокровищами, сердце его забилось, руки затряслись, губы задрожали , а глаза округлились. Он поднял руку и в нетерпении перебил рассказчика: "Где живет Кришна?" Ему ответили, что Кришна живет в краю под названием Вриндаван. Его называют по-разному, поэтому у него много Имен, он носит в волосах перо павлина, в руке держит флейту, а на груди сверкает прекрасный камень Каустубха с изображением теленка.
"Ага!" - подумал вор. - "Этот богач Кришна живет простой жизнью в деревне пастухов. У него много имен. Но я-то знаю, для чего ему это нужно - маскироваться, конспирироваться, чтобы не узнали как он баснословно богат. М-да, видимо, важная птица этот Хари, он же Кришна".
И хотя садху все еще продолжал расказывать истории о восхитительном Кришне и его играх, вору, который видел в своем воображении сияющий камень Каустубха на своей груди, было не до этого. Он выбросил свою одежду паломника - теперь ему не хотелось притворяться святым. Сосредоточенно размышляя о Кришне, властелине всех богатств, он отправился во Вриндаван. Он был полон решимости, чтобы достичь своей цели и готов был пройти через любые испытания, поэтому долгий путь во Вриндаван преодолел достаточно легко.
Придя в край Вриндавана, он увидел перед собой обычную деревушку, в которой жизнь текла мирно и спокойно. Был вечер; там и здесь на вершинах деревьев он видел множество светлячков, которые сверкали как фонарики. И вору подумалось, что эти светлячки - предвестники того, что он скоро найдет сокровища. Он вошел влес Вриндавана, Прекрасный лес был полон спелых фиников, плодов манго, разных ягод и других фруктов.
В том лесу паслись разноцветные коровы, украшенные гирляндами из цветов. У коров из вымени капало молоко, орошая и без того влажную после дождя землю. И вор подумал, что это множество наряженных коров своей красотой указывают ему на сколько богат Кришна.
Журавли, цапли, розовые фламинго и разноцветные утки бродили по заросшим мангровым рощами берегам озер и рек. Вор подумал, что здесь он будет жить как Индра в раю. Солнце уже закатилось и вся красота Враджа скрылась в темноте ночи. Вор, вдохнув полной грудью ароматный воздух Вриндавана, крепко заснул.
Утром он проснулся с мыслями о том, что ему во что бы то ни стало нужно найти великолепного Хари, Кришну. Через пол-часа он встретил по-пути священника и стараясь разговаривать с ним естественно и непринужденно, пытался разузнать у него как можно больше о Кришне. Однако нетерпение выдавало его чрезмерную заинтересованность. И когда он узнал, что Кришна - это маленький мальчик-пастушок, его радости небыло предела: "Это всего лишь маленький мальчик, который беззаботно пасет коров своего любимого папочки Нанды!" - ликовал мошенник. - "Боже мой, какое милое дитя! Он в лесу, со своими маленькими друзьями-пастушками, пасет телят! Что за прелесть этот ребенок!"
Вор был не в меру впечатлительным, поэтому, забравшись в колесницу своего ума, тут же отправился в страну своих мечтаний. Но скоро он почувствовал на своем плече руку собеседника, и, ни слова больше не говоря от досады, что ему помешали мечтать, ринулся прочесывать леса Вриндавана в надежде найти там свое сокровище.
[720x540]
Прошло несколько дней усиленного поиска, но ни маленького пастушка, ни его коров вор так и не нашел. Разочарование сменилось гневом. Не разбирая дороги он отправился к тому самому человеку, который отправил его на эти бесплодные поиски. Вор обвинил его в обмане, ведь он прочесал каждый уголок Вриндавана, прошел его вдоли и поперек, но никого похожего не обнаружил. Он сказал священнику, что нехорошо, мол, святому человеку обманывать простых и честных людей.
Однако, чуть поостыв, вор заметил, что этот священник загадочно улыбался. Поэтому вор горячо и в тоже время смиренно начал умолять его рассказать, где найти Хари, на сей раз понимая, что в одиночку маленького Кришну не найти. Священник был рад видеть такое горячее желание найти Господа. Он сказал вору, что Кришну увидеть не так-то просто, нужно стать достойным.
Перебивая, вор то и дело пытался выразить свою готовность выполнить любое условие. И тогда священник дал ему следующие наставления: посещать все службы и проповеди в храме, принимать освященную пищу от божеств и постоянно повторять святые имена Кришны. Вдохновленный речами священника, вор с решимостью взялся за дело. Он сильно любил деньги и надеялся, что в скором времени своего добьется.
Местные старейшины храмов уже и не помнили, что бы кто-то еще когда-либо так усердно занимался духовной практикой. Каждый день, с утра пораньше, задолго до утренней службы можно было слышать его сосредоточенное бормотание Харе Кришна мантры. Местные жители приходили с семьями и с восторгом наблюдали, как этот человек поглощает просто невероятное количество прасада. День и ночь этот неугомонный искатель сокровищ взывал: "Кришна! Кришна, где же ты? Я хочу увидеть тебя! Пожалуйста, приходи ко мне!"
Дни складывались в недели, недели - в месяцы, месяца - в годы, но Кришна не появлялся. И вот вор припал к стопам своего наставника, жалуясь ему, что, несмотря на все усилия, Кришна, единственный, кого ему хочется видеть, так и не появляется. Тогда священник дал вору следующее указание: ежедневно, в любую погоду, обходить холм Говардхан, повторяя имена Кришны, а также омываться в священном озере Радха кунды, которое не отлично от Шри Радхи - возлюбленной Кришны. Вор с решимостью следовал этому совету в течение многих лет.
И вот однажды, сидя на берегу Радха кунды, вор взывал к Кришне, его головы коснулась чья-то ручонка. "Ты кто такой?" - спросил вор, очарованный красотой смуглого мальчика. Тот ответил, что Его зовут Даку Бхагаван и что Он ворует масло у деревенских женщин, поэтому его еще зовут Макханчором - воришкой масла.
Вор был очень рад такой встрече, ведь он столько лет не общался с коллегами, и вот наконец, у священного озера, на берегах которого живут возвышенные души, вдруг появился этот смугленыш, с которым можно поговорить на знакомые до боли темы! "Явно рука Провидения",- подумал вор. - "Мальчик послан мне в пособники свыше, наверняка он знает всех своих односельчан. Чует мое сердце, я скоро заполучу этот камень Каустубха". Взяв дело в свои руки, вор пообещал мальчику научить его воровать куда более ценные вещи, чем какое-то масло, и Макханчор, лукаво улыбнувшись, согласился стать его учеником.
Они составили план действий. Вор спросил, знает ли он пастушка Кришну, который носит на груди красуется драгоценный камень Каустубха? Макханачор, задумавшись, как-бы припоминая, ответил, что слыхивал о таком. Тяжело дыша, вор продолжал расспрашивать обо всем, что касается Кришны и его окружения, ему нужно было знать, как и с какой стороны к нему лучше будет подойти и выманить драгоценности, а может быть даже навесить подзатыльников и отобрать все сокровища, и, в первую очередь, Каустубху. Но как только вор заикнулся о девушках-пастушках, подружках Кришны, Макханачор начал лить слезы, но вор, ничего не понимая, обозвал своего юного приятеля сентиментальным, дурачком и нытиком.
Каждый день на дороге вокруг холма Говардхана и у озера Радхи можно было видеть две фигуры: взрослого человека и его маленького друга. С их стороны то и дело доносились веселые разговоры, смех и пение, а иногда они затихали, то многозначительно переглядываясь. Малыш частенько подносил к своим губам небольшую флейту и начинал играть, лаская слух нового друга, который пытался сдержать подступавшие к горлу слезы, не понимая, что с ним происходит. Снова и снова вор ловил себя на том, что его взгляд просто прикован к этому очаровашке-пастушку с флейтой.
В один прекрасный день, повторяя имена Кришны, вор смотрел на Макханчора, и вдруг этот очаровательный мальчик исчез. Вор попытался найти и вернуть его, но не мог найти Макханчора нигде. Разлука глубоко захватило его; в смятении, со слезами на глазах и дрожью в голосе он неистово звал маленького воришку масла, умоляя вернуться. Пытаясь найти Кришну, он то бежал куда глаза глядят, то, увидев в пыли его следы, катался в ней; он то смеялся, то застывал в оцепенении. Похожий на сумасшедшего, он переживал глубокую любовь к Богу в облике Макханчора.
Хари - причина всех причин, но ему в радость подчиняться своему бхакте, который связывает его своей любовью. Наконец, Кришна появился перед глазами святого вора, чьи глаза покраснели и опухли от слез. Эти слезы - тот самый бальзам любви, без которого невозможно увидеть Хари. Макханчор протянул искателю трансцендентных сокровищ камень Каустубха. "Так это ты, Кришна!",- воскликнул вор, - "Ты тот самый Хари, владелец драгоценного камня! Ты обманул меня! Но я благодарю тебя за это! Теперь мне не нужно никакого богатства. Мне нужно только одно: позволь мне всегда видеть тебя, быть рядом с тобой и видеть твой чудесный облик. Мой дорогой Макханчор, я люблю Тебя!"