Кабир, Кабир Дас (Святой Кабир Сахиб) (1440 г. Бенарес, Пенджаб - 1518, Индия)
Кабир — средневековый индийский поэт-мистик, поэт-святой, выдающийся реформатор движения Бхакти, классик индийской литературы. Основоположник учения Сурат Шабда Йоги.
В истории развитя движения Кришна-Бхакти Кабир занимает уникальное и своеобразное место. Для хинду он бхакта-святой, для мусульман — пир, для сикхов — бхагат, для членов ордена Кабир-пантх, имеющего в настоящее время более милиона последователей — он Аватара, воплощение бога, так же как для миллионов Гаудий воплощением, Аватарой бога был Шри Чайтанья Махапрабху. Так же как во Имя Гауранги-Чайтаньи, во имя Кабира сооружены храмы, главный из них «Кабир чаура матх» в Бенаресе.
Кабир, поэт-реформатор, открытый враг брахманизма и кастовых различий, института неприкасаемых и всех форм социальной дискриминации, воспевал равенство всех живых перед богом.
Гимны Кабира, как бриллиантовые изречения истины включены в священную книгу сикхов «Адигрантх», или «Гуру Грантх Сахиб" наряду с поэзией Мира Баи, Тукарама и других святых поэтов-бхакт.
Родился Кабир в семье ткачей, по другой версии он был приёмным сыном. Есть легенда, которая повествует, как вдова бенаресского брахмана вступила в связь с молодым аскетом. Когда родился мальчик, мать бросила его на обочине дороги. Ткач мусульманин Ниру нашёл этого ребёнка и вместе с женой Нимой вырастили, воспитали, дали ему мусульманское имя Кабир, что значит «Великий». Это была семья из низкой касты, и всю жизнь Кабир занимался ткацким ремеслом.
Низшие касты, чтобы избавиться от гнёта кастового индуизма, порывали как с индуизмом, так и с исламом, устанавливали свою независимую религиозную традицию. Во времена Кабира такую форму индуизма представляла традиция натхов и йогов, основанная Горакхом. Эта традиция оказала сильное влияние на религиозные представления Кабира и ранней Кабир-пантхи. Этих йогов мусульмане и хинду называли «неверными».
Кабир видел путь к спасению не в соблюдении обрядов и выполнении изощрённых психофизических упражнениях, а в духовной чистоте, искренней любви к божеству. Личность божества находится в центре внимания Кабира:
Отказываясь от внешних проявлений богопочитания, Кабир отдаляется и от йогов, признавая лишь опыт отношений с богом основанного на любви (Према Бхакти) и приближается к учению Кришна Бхакти, бхакт-вишнуитов и суфиев.
За мятежные стихи против Кабира ополчились все — и брахманы, и муллы, и дервиши, и йоги. Об этом в индийском народе живёт много легенд, — одна из них о том, как правитель Дели Сикиндар Лоди приказал бросить поэта под ноги слону. Но слон отпрянул прочь.
По наущению богословов, гуру и священников различных верований Кабир был изгнан из Бенареса Сикандаром Лоди. Особое недовольство окружающих вызывало то, что Кабир не желает жить ни как благочестивый индус, ни как мусульманин, но утверждает, что Бог обитает в каждом сердце, и что для Пути к Нему не нужны посредники.
Поэтическое наследие Кабира делится между устной и письменной. К устной традиции относятся в первую очередь те стихи-гимны поэта, которые бытуют в среде его последователей — членов ордена Кабир-пантх. Сюда же относят афоризмы и изречения Кабира, распространившиеся далеко за рамки ордена в широких массах Северной Индии, и в какой-то мере слившиеся с фольклором. Эти произведения невелики по объёму и довольно многочисленны.
В письменную традицию входят собрания изречений Кабира — «Биджак», «Кабир Грантхавали», а также гимны вошедшие в священные книги различных традиций, как например, включённые в священную книгу сикхов «Адигрантх». Самым важным собранием Кабира является «Биджак», который является важнейшим объектом поклонения и священной книгой Кабир-пантха.
Один из главных мотивов в стихах Кабира — возвышение человека благодаря бхакти - любви к богу. Настоящая вера заключается не в формальном соблюдении религиозных обрядов и предписаний, а в «очищении сердца».
Особое место в творчестве Кабира занимает лирическая символика любви, связанная с разлукой — «вираха». Концепция разлуки, в основе которой лежит идея страстного желания соединиться с Божеством, нашла яркое отражение в традиции бхактов и суфиев. Квинтэссенцию стихов и жизни Кабира составляет идея любви к Богу, равной и всеобъемлющей. Святой поэт учил, что человек не раб божий склоняющийся перед ним, а любящий друг, который видит в нём свою опору. По взглядам Кабира, настоящая вера заключается не в строгом соблюдении религиозных обрядов и предписаний, а в очищении сердца. Вера в то, что душа достигает совершенства в служении Богу, находящемуся в сердце каждого человека, является основой его поэзии.
О смерти Кабира существует легенда. Когда Кабир почувствовал приближение смерти, он стал собираться в Магхару. Ирония в том, что по преданиям все умершие в священном для индуистов городе Бенаресе, где он прожил всю жизнь, обретают спасение, но святой, проповедовавший действенность только личных качеств, не считал зазорным умирать в обычном городке. Ученик Кабира король Бирсингх, узнав о том, что учитель идёт в Магхару, собрал своё войско и пошёл ему навстречу. Правитель Магхары, мусульманин Биджли Хан, тоже с нетерпением ожидал прихода Кабира.
Святой пришёл в Магхару в сопровождении тысяч своих последователей и учеников. Кабир поселился в маленькой хижине на берегу реки Амии. Войдя в неё, он попросил принести ему два покрывала и цветы лотосов, велел закрыть двери и оставить его в покое. Однако скоро вломился король Бирсингха и стал умолять учителя дать разрешение после его смерти совершить обряд по всем законам индуизма, то есть предать тело огню. Но тут явился мусульманский наваб Биджли Хан и завопил:
«Похоронить учителя по обряду хинду! Лучше все мои воины лягут костьми на этой земле! Я похороню учителя, как заповедовал пророк Мухаммед!».
Кабир почувствовал, что ученики готовы схватиться за оружие и пролить кровь не только свою, но и двух армий, воскликнул:
«Будьте осторожны! Не обсуждайте этот вопрос между собой и не беритесь за оружие!»
Ученики, пристыженные, удалились. Когда, спустя время, люди вошли в хижину, они не обнаружили тела Кабира. На смертном одре лежали лишь два покрывала с разбросанными на них цветами. Индусы взяли одно покрывало с цветами и предали сожжению. Пепел этого покрвала сохраняют до сей день в резиденции ордена Кабирпантх в Бенаресе. Второе же покрывало мусульмане захоронили в Магхаре. Впоследствии там были выстроены два белоснежных надгробия: одно индусское, другое — мусульманское. Теперь это место служит местом паломничества для индусов и мусульман.
Хотя, несомненно, ученики Кабира так и не смогли преодолеть религиозные различия своих общин и полностью поверить в равенство всех перед богом в любви, тем не менее, творческое наследие Кабира способно предоставить людям, мучимым раздорами, утешение и возвысить их до любви к лотосоокому господу Кришне.
Надеюсь, смогу перевести некоторые его стихи в ближайшее время.