Очень люблю китайскую живопись. 
 [640x610]
Китайская живопись настолько же древняя, как и история этой восточной цивилизации. Первые образцы китайской живописи появились еще в период неолита. В это время живопись использовалась для росписи ритуальных сосудов. Зачастую, на таких предметах изображались животные или птицы, растения или люди. Постепенно начинают украшаться не только глиняные сосуды, но и бронзовые предметы. А в период, вошедший в китайскую историю под названием Сражающихся царств, зарождается живопись на шелке. 
Первыми образцами такой живописи служат все те же ритуальные вещи. Правление династий Цинь и Хань ознаменовалось появлением фресковой живописи. Изображения стали появляться не только на погребениях, но и во дворцах императоров, и храмах. Пик своего развития роспись храмов достигла тогда, когда на земли Китая пришел буддизм. Начали появляться храмы Будды, где и работали китайские живописцы. В это же время получает расцвет строительство многочисленных пещер, стены которых украшались фресками, резными рельефными фигурами и цветными рисунками. 
Постепенно китайская живопись выходит на абсолютно новый уровень развития. Начинают появляться художники, занимающиеся теорией живописи, а также всевозможные школы и направления. В это время большее внимание уделяется именно пейзажной живописи. 
В первых столетиях нашей эры китайские живописцы главным образом используют для написания своих картин тушь. Таким способом пишутся иллюстрации к книгам и самые разнообразные картинки и альбомы. 
Китайская живопись резко отличается от изобразительного искусства других стран. Китайские художник рисовали полотна, придерживаясь уникальной манеры. Они большее внимание уделяли линиям и формам предметов, нежели их цветовой окраске. Писались же картины не только на бумаге, но и на шелке. При этом китайские художники использовали тушь и акварель, а также самые разнообразные кисти, виртуозное владение которыми считалось показатель мастерства художника. 
Мастерство китайского художника определялось по шести факторам. При написании картины главным образом следовало мастеру уловить гармонию его с окружающим миром, что позволит полно передать природу или человека. Все предметы, изображенные на картине должны были по формам и цвету соответствовать настоящим образцам. Высшим пилотажем считалось умение передавать движение человека и животных. Только достигнув всего этого, можно считаться настоящим художником.
 [626x498]
Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал " пользы бесполезного", то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, и древнюю идею вечной юности. Деревья, подобно камням, воспринимаются как живые. 
Особым разделом жанра "цветы и птицы" является живопись так называемых " четырёх благородных": орхидеи , дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа. В монохромной живописи бамбука заключается смысл конфуцианской этики и даосской философии. Орхидеи и хризантемы имеют более личный, сокровенный смысл. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. Хризантема - прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. Этот цветок - символ возвышенного одиночества. 
Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук - это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер. С популярностью бамбука может соперничать только изображение ветки с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа. Она также символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость, так как живые соки сохраняются в деревьях и в морозы. Цветок означает солнечное начало ян , а само дерево, ствол и ветки, наполненные соками земли, олицетворяют её силу инь. Символика мэйхуа конкретна: цветоножка-это абсолютное начало; чашечка, поддерживающая цветок, рисуется тремя штрихами , так как воплощает три силы - Небо, Землю и Человека. Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками. Все части , связанные с деревом, имеют чётное количество элементов, что отражает устойчивость - свойство Земли. 
Изображение "трёх друзей холодной зимы" (мэйхуа , бамбука и сосны) вместе с орхидеей, составлявших "четыре совершенных", символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания. Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись. Назовём ещё некоторые популярные символы в изобразительном искусстве: дракон и птица феникс - символы власти, могущества и силы, а дракон также символ императора, а сейчас Китая и мужского начала; феникс - императрица , женское начало; лев-символ мощи и благородства; тигр-защитник от злых духов; журавль, черепаха старые камни - символы долголетия; летучая мышь, сорока-символы счастливой вести; голубь-символ мира, появился недавно; селезень с уткой , две рыбки, две бабочки, два цветка лотоса на одном стебле - символы супружеского счастья; лотос - символ внутренней чистоты ; пион - символ человеческой красоты, богатства , изобилия , почести и пышности; персик - символ долголетия и бессмертия; рыба карп - символ пожелания счастья и успехов; гранат - символ пожелания большого мужского потомства; множество цветов - символ расцвета китайского искусства.
Источник: Культура Китая
 [632x617]
 [520x503]
 [525x698]
 [582x558]
 [450x588]
 [636x453]
 [637x640]
 [640x622]
 [480x375]
 [638x611]
 [400x503]
 [636x640]
 [627x640]
 [640x606]
 [640x514]
 [272x640]
 [640x611]
 [633x616]
 [252x640]
 [639x611]
 [638x615]
 [531x640]
 [640x639]
 [637x618]
 [640x310]
 [640x524]
 [640x600]