Дмитрий Б. Ломоносов's Journal
Вступая в дискуссии с участниками интернет-форумов по темам, касающимся истории Отечественной войны, я иногда с горечью обнаруживаю, что я, как бы, участвовал не в той войне…
Предметом обсуждения, обычно, является намерения и действия военачальников, соотношение сил воюющих сторон, оружие и способы его применения, передвижения войск, результаты столкновения противоборствующих сторон «на театре военных действий» (этот термин применительно к бесчеловечной жестокости войны всегда вызывал у меня отвращение, как и термин «военное искусство») и пр..
Я – рядовой солдат войны, как и миллионы моих соратников, ко всему этому не имел никакого отношения. Мой удел был – совершать многокилометровые переходы с грузом оружия и снаряжения, бежать под пули и мины, повинуясь приказу, во-время упасть куда придется, совершив перебежку, успеть выкопать ямку, насыпав перед ней бугорок земли и, если предоставится возможность, расширить ее и углубить, превратив в окоп. И все это при ежеминутном ожидании того, что обязательно должно случиться рано или поздно с каждым солдатом переднего края фронта….
Это – удел миллионов солдат, наполняющих батальоны, полки, дивизии, армии и фронты, перемещением которых на театре военных действий занимаются военачальники всех рангов от комбата до маршала.
Каждый солдат в отдельности никакого влияния на исход сражения или войны в целом оказать не может, а сведенные в батальоны, полки, дивизии, армии и фронты, они превращаются в послушные инструменты в руках тех же военачальников, от профессионализма которых зависит и успех отдельного боевого столкновения, и исход войны в целом, и жизнь каждого солдата.
Концепция, которой руководствовались наши военачальники всех уровней – достижение успеха любой ценой, невзирая на потери, сводила цену отдельной человеческой жизни к близкой к нулю.
Ничтожность цены своей жизни солдат не ощущать не мог, и никакие проникновенные речи замполитов и парторгов, никакие лозунги и призывы не могли затмить это ощущение.
В обширной художественной литературе о войне почти ничего не найти об этой малогероической ее особенности, разве что в отдельных книгах В. Быкова, Астафьева, Кондратьева. И в большинстве кинофильмов основные персонажи – офицеры, а бегущие среди разрывов солдаты – лишь фон, на котором они действуют. Рядовой солдат всплывает на экране лишь тогда, когда закрывает собой амбразуру ДОТа, или когда швыряет связку гранат под гусеницу танка, неизбежно погибая при этом.
Я призываю: вспомните о рядовых солдатах, вынесших на своих плечах основную ношу войны, выстеливших своими телами поля былых сражений и берега рек у переправ «на подручных средствах», десятки, а может быть и сотни тысяч их костей догнивают не найденные и не захороненные…
В настоящее время этим занимаются на добровольных началах поисковые отряды, от нужд которых отмахиваются власти, да еще, так называемые, черные копатели.
Говоря о солдатах, я не исключаю из их числа тех членов офицерского корпуса, которые делили с солдатами и окаменевший сухарь, и свой офицерский «доппаек», и все прочие тяготы переднего края фронта – командиров взводов и рот, от них, как и от рядовых солдат, мало что зависело в боевой обстановке.
Особый, больной и острый вопрос: история тех, кого называют «Проклятые солдаты» (название книги С. Чуева), миллионов тех, кто оказался по воле судьбы или по собственному выбору на стороне противника.
Об этом, о собственном понимании этой проблемы, надеюсь, мне удастся поведать дальше.
http://lomonosov.livejournal.com/ - ссылка на дневник