1 марта 2006 г., в день второго чтения в ГосДуме нового закона "О противодействии терроризму" и в преддверии очередной годовщины одного из самых "громких" терактов в истории Российской империи - покушения на Александра II 1881 г. в Москве "незамеченным" прошло еще одно важное событие, напомнить о котором необходимо и сегодня:
- 1 марта 2006 года, в годовщину казни народовольцами царя Александра II, Идеологической комиссией ЦК КПСС был проведен Круглый стол, посвященный теме терроризма в современном обществе и позиции партии по этому вопросу. Основным докладчиком на мероприятие был приглашен специалист по этому вопросу, ученый и публицист О.М. Хлобустов. Содокладчиком выступил А.В. Маныкин. Вел собрание Р.И. Косолапов.
В кратком вступительном слове Ричард Иванович охарактеризовал тему террора как идеологический козырь империализма, планомерно нагнетающего страсти вокруг полумифических международных организаций, в то время как постоянная нестабильность в ряде регионов мира возникла и поддерживается как раз благодаря тайным субсидиям из "цивилизованных стран".
Международный терроризм выступает в роли пугала, имея которое США в любой удобный для них момент объявляют то или иное лицо, организацию или целую страну "проводниками" и "спонсорами", обосновывая тем самым необходимые им внешнеполитические шаги вплоть до прямой военной агрессии. Обстановка в мире заметно накаляется. При этом весьма удобная для внешнего употребления "террористическая калька" небезуспешно переносится во внутренние дела. Присвоив себе монопольное право определять, что и кто относится к терроризму, буржуазные режимы получают в свои руки "законное" средство для неограниченного подавления политических противников.
В центре внимания основного докладчика оказался политический террор, преимущественно левый. Коснувшись истории вопроса в конце XIX - начале XX веков, Олег Максимович провел четкую грань между народовольческим и эсеровским взглядами на организованный террор как метод революционной борьбы с одной стороны и большевистским с другой(в № 1 "Коммуниста" за этот год помещена большая статья по этому вопросу).
Как известно, большевики решительно отказывались от террора как программной установки. Они видели в нем незрелую форму индивидуальной борьбы, характерную для стихийного движения, и ни в коей мере не способствующую, и даже противоречащую главной задаче социалистов: сплочению просвещенного пролетариата для организованной классовой борьбы.
Коснувшись террористических организаций, действовавших во второй половине XX века в Италии, Испании, Ирландии, ФРГ, О.М. Хлобустов указал на то, что ни одна из них не стояла на коммунистических позициях. Все они закономерно вошли в противоречие с коммунистической идеологией, ибо борьба за победу социализма ничего общего с взрывами супермаркетов и автобусов не имеет.
В ходе последующих выступлений и возникшего обмена мнениями, участники Круглого стола констатировали, что взгляд на терроризм исключительно как на динамитную борьбу фанатиков-смертников, финансируемых секретными исламскими организациями, сознательно насаждается буржуазной властью. В интерпретации СМИ давно стирается грань между радикализмом, экстремизмом и терроризмом, что в свете неизбежного в ближайшие годы обострения социальной борьбы и включения в нее все более широких масс молодежи, чревато причислением реальных коммунистических организаций к террористическим. Очевидно, основная роль в этой схеме отводится стремительно и успешно проходящему всевозможные инстанции закону "О противодействии террористической деятельности". В свою очередь нам следует делать упор на раскрытие роли буржуазного государства - реального организатора и проводника политики классового террора по отношению к трудящимся, который выражается в насильственном понижении уровня благосостояния, условий жизни, самой ее продолжительности для мил-лионов простых людей.
Б. Иванов "Красная Москва", 2006, № 2
Парадоксально, но факт, что олицетворение Ленина как идеолога революционного террора встречается как у наиболее радикальных противников большевизма, так и у представителей крайне левых политических фракций современной России. В этой связи исследование этого предмета представляет, на наш взгляд, вопрос не только восстановления исторической справедливости, но и имеет важное общественное значение. А его ложные интерпретации вряд ли отвечают интересам общества и обеспечения его безопасности.
Встречаются, подчас, и противоположные точки зрения. Например, в статье Л. Криштаповича "Что такое терроризм?", в частности, содержится утверждение о том, что терроризм "...по природе своей - это западное явление"([5. Политическое просвещение - М. - 2003 - N 2(14) - с. 15.)].
Как будет показано далее, это отнюдь не безобидная ошибка.
(Подробнее о ленинском отношении к терроризму см.:
БОЛЬШЕВИКИ И ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ
Приводимая далее весьма пространная цитата из ЦО (Центрального органа) РСДРП однозначно свидетельствует об отрицательном отношении будущих большевиков ...
http://blogs.mail.ru/community/newhistory/18CE65E268ED7B22.html · 200 КБ · 26.11.2006
Лениниана
Хлобустов, О.М. В.И. Ленин и терроризм в России (19 кб) · 6 КБ · 18.09.2006 - именно эта статья и была опубликована вжурнале "Коммунист" № 1 за 2006 год).
Поскольку нередко и сегодня доводится слышать и о том, что, якобы, коммунисты в последующие годы "героизировали" террористов-эсеров. Для опровержения подобных суждений и утверждений представляется необходимым обратиться к главному историко-идеологическому документу 30-х - 50-х годов прошлого века - так называемому "Краткому курсу истории ВКП(б)".
В нем подчеркивалась ошибочность политического терроризма исторических предщественников социал-демократов, его бесполезность: "Убийством отдельных лиц нельзя было свергнуть царское самодержавие, нельзя было уничтожить класс помещиков. На месте убитого царя появился другой - Александр III, при котором рабочим и крестьянам стало жить еще хуже. Избранный народниками путь борьбы с царизмом посредством отдельных политических убийств, посредством индивидуального террора был ошибочным и вредным для революции"( Выделено мной - О.Х.)[17].
На наш взгляд, в этих словах прослеживается сходство с антитеррористической аргументацией, ранее представленной в цитируемых работах Л.А.Тихомирова.
Далее в этом учебнике вновь подчеркивалось, что "Ленин в ряде своих работ этого периода(конца XIX - начала XX века - О.Х.) подвергал критике те средства политической борьбы народников, которыми пользовалась основная группа народников - народовольцы, а позднее - продолжатели народников - эсеры, в особенности тактику индивидуального террора. Ленин считал ее вредной для революционного движения, так как она подменивала борьбу масс борьбой одиночек-героев. Она означала неверие в народное революционное движение"[18. 17. См. Истории ВКП(б). Краткий курс - М. - 1938 - с. 12. Учитывая, что данное издание является библиографическим раритетом, отметим также, что все указываемые нами положения присутствуют на тех же самых страницах репринтного воспроизведения "стабильного издания 30-х - 40-х годов" История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. - М. - 1997.
18. Там же - с. 21].
Предпринятый нами исторический экскурс показывает, что проблемы терроризма и борьбы с ним не только волновали, но и широко обсуждались в российском обществе еще в конце позапрошлого и начале прошлого века. К сожалению, содержание этой дискуссии оказывается актуальным для нашей страны и сегодня. Вот почему анализ воззрений идеологов большевизма на роль и место терроризма в общественной жизни страны не утратил своей злободневности и сегодня.