В этнографической литературе по изучению языческих верований коренных поволжских народов как мордва, чуваши (некрещеные) и пришлых русских старообрядцевчасто описывается ритуальное применение некоторых предметов из бересты и коры (туеса для ритуальной пищи и корзины для даров). ( Гаген-Торн, Мельников-Печерский)
Эти признаки применения предметов такого рода не только в качестве утилитарных, но и обрядовых дают основания для выделения на фоне остальных выше перечисленных промыслов (обработка пеньки, смолокурение, изготовление кулей и технических тканей) берестяной и лубяной промысел, характерный для народов Самарской губернии данного периода.
Особенно интересно отметить, что форма лаптей по способу плетения уникальна и отличается от других вариантов плетения. Например, чувашские лапти отличаются треугольным носком, который напоминает по форме ичиги татар. Это объясняется более древними скотоводческими традициями народа, хозяйственный тип которых, в период конца XIX- начала XX выделяется исследователями, как земледельческий.
Практически все, что способна дать береза, находит применение в медицине: целебный сок утоляет жажду и выводит почечные камни, березовый гриб (чага) помогает при головных болях и даже при раке и т.д. Не случайно круглогодично используются березовые веники в банях, - почки и листья способствуют заживлению ран.
В день Максима и Ясона (Иасола) – 28 апреля / 11 мая начинали собирать березовый сок из верхней части ствола. Добывание сока обставлялось магическими обрядами и строго регулировалось, чтобы не повредить дереву. Именно в этот день березовый сок обладает наибольшими целебными свойствами.
Обряд «заплетания березы» в семицко-троицкой обрядности скреплял девичью дружбу. Береза, посаженная рядом с домом, зло отпугивает и от молнии оберегает.Что касается особенности березы отпугивать зло, это связано с ее белым цветом и преданиями: некогда березка укрыла от непогоды Богородицу и Иисуса, а в другой раз спрятала в своих ветвях от нечистой силы святую Пятницу, потому и пользуется покровительством всех троих. Одно из объяснений может крыться и в предании, что на Троицу в березовые ветви вселяются души умерших родственников, которые помогают оставшимся в живых.
Береза - особое для многих народов дерево, оно включалось и в разнообразные магические обряды дохристианских времен.
/из ст.Художественная обработка древесины в жизни народов Поволжья и Приуралья. Румянцева Т. В., методист, педагог дополнительного образования Самарского Дворца детского и юношеского творчества, ред. Ведерникова Т.И.к.и.н., зав. каф. культурологии Самарской Государственной Академии Культуры и Искусств/.
Берестяные солонки-утицы
Tехнология
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Лапти- • лычники (из лыка), • ивняки, • берестяники, • коренники (из корней); • курпы, крутцы, чуни, шептуны (из веревок); • из конских грив и хвостов (волосяники); • из соломы- соломенники. пятерики - из 5 лык; семерики – из 7 лык; девятерики – из 9 лык. Лапти без оборников- • капцы, • какаты, • коверзни, • чунки, • бахоры, • ступни, • босовки, • топыги. На Северном Урале непромокаемые лапти из бересты ( выше лодыжки) назывались берестяники, они лучше защищали ноги, чем мелкие лычники, поэтому Петр Первый такие лапти заказывал для строителей Санкт- Петербурга.
Части лаптя- • головашка - передняя часть, носок; • курочка - треугольные «глазки» - украшение на носовой части лаптя; • плетень- ступня, дно, подошва; • правая и левая проушины – петли для вставления оборы; • пятка с запятником; • обора – веревка для завязывания лаптя к онучу. (сост. по материалам журнала «Наука и жизнь» №1, 2001, С.Т. Редичев)
Лапти – мужская и женская обувь крестьян, обувь, плетеная из коры или луба. Название восходит к праславянскому lapъtь в значении «нога». Первое письменное упоминание относится к X веку в «Повести временных лет» (средневек. И.И. Слов. Древнерус. яз. Т.2,ч.1, м.89,с.7), но инструмент для плетения лаптей и других изделий археологи обнаружили в поселениях раннего железного века. (Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.. В сб. Древняя одежда народов восточной Европы, М.:1986, С.49)
В конце XIIX- нач. XXвв. Лапти были только крестьянской обувью, но в древности их носили и плели также в городах. Плетение лаптей считалось только мужским занятием. Лапти были столь характерны для русского населения, что описаны во многих работах.
У В.И. Даля читаем: «Лычный лапоть делается в 5 – 12 строк, пучков на колодке, кочедыком, коточиком (железный крючок, свайка) и состоит из плетня (подошва), головы, головашек (перед), ушника, обушника (каймы с боков) и запятника, но плохие лапти, в простоплетку, без обушника; и непрочны, обушник или кайма сходиться концами на запятнике, и связываясь, образует оборник, род петли, в который продеваются оборы.
Иногда лапоть еще подковыривают, проходят по плетню лыком или паклею, а писаные лапти украшаются узорною подковыркою. Лапти обуваются на портяные и шерстяные подвертки и подвязываются оборами накрест в переплет до колена.
Лапти носились недолго – чуть больше недели зимой и 3-4 дня летом. «В дорогу идти – пятеро лаптей сплесть».
На русском Севере предпочитают для лаптей светлую бересту, в центральных районах- липовое лыко желтоватого цвета, а в южных областях - темный дуб или вяз.
Чтобы продлить их службу вплетали: • петельку, • веревку, • полоски кожи. Лапти обычно плели на одну ногу. (Р.Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре в ХIIX – пер. половине XX в. (опыт энциклопедии под ред Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова, научн. из-во БРЭ, М.1995)
[662x505]
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||