Вчера я за много лет посетила театр. Так сказать устроила себе в выходной культурную программу.
Мне посчастливилось побывать в театре "Эрмитаж" на спектакле "Золотой теленок, или Возвращение в Одессу", в который я попала впервые. Я не пожалела, что пошла туда! Время провела отлично, получила массу удовольствия, от самого театра, от спектакля, а главное от игры исполнителей ролей.
Теперь немного о театре и самом спектакле.
Я слыхал такое выражение: «Лови момент!». Легко сказать, но трудно сделать. И действительно, нельзя призывать к невозможному.
Говорю я это с полной уверенностью, потому что сам на себе всё испытал.
Я ловил момент, но не поймал его и только сломал часы. Теперь я знаю,
что это невозможно. Так же невозможно «ловить эпоху», потому что это
такой же момент, только побольше.
Другое дело, если сказать: «Запечатлевайте то, что происходит в этот момент».
На снимке Александра Иванишина — наша труппа в конце 2009 года, перед юбилеем.
Раз, два три… Момент запечатлён!
Как его назвать?
Историческим — нескромно.
Скромным — неисторично.
А ведь некоторые скажут, обязательно скажут: «Ну вот, опять. Опять НИЧЕГО НЕ ПРОИЗОШЛО».
Будем точны: уже произошло, 25 декабря 2009 года.
А перед вами — момент ожидания, предчувствия приятного события.
Естественный и нарочитый, серьёзный и шутливый одновременно.
Театру
«Эрмитаж» исполнилось полвека, и по такому поводу актёры условились
предстать перед объективом в костюмах из разных спектаклей текущего
репертуара.
Смешение красок, стилей, жанров — праздничное всегда, а не только по праздникам, — это мы, театр Михаила Левитина: пёстрая компания в своём репертуаре!
Что такое праздник театра, повседневный и необычайный, к которому стремится Левитин?
Поскольку моментам, как и эпохам, свойственно улетучиваться, постольку театру — искусству мимолётностей — подобает искать опору в самом движении воздуха.
Опору в необычайном, невероятном.
Каждый день театр взывает к борьбе за торжество невероятного. Или — говоря словами Хармса — к тому, чтобы жизнь неизвестным нам способом одержала победу над смертью.
13 сентября 1959 года
основан Московский театр миниатюр
(под руководством Владимира Полякова).
В октябре того же года
театр показал первую премьеру —
«Итак, мы начинаем!».
28 лет спустя, в октябре 1987-го,
театр — всё то же юридическое,
но
уже совсем другое художественное
лицо
(под руководством Михаила Левитина) —
переименован в «Эрмитаж».
С тех пор прошло 22 года.
Считаем:
28 + 22= 50.
Так называется знаменитый
«увеселительный сад» в Каретном ряду,
где мы располагаемся все эти полвека.
Его основатель, Я. В. Щукин (1856 — 1926),
прошедший путь от буфетчика и ресторатора
до импресарио и мецената,
заимствовал это название
у своего предшественника,
М. В. Лентовского (1843 — 1906),
фигуры колоритнейшей и яркой.
Актёр, антрепренёр,
а главное — фантазёр,
устроитель диковинных феерий,
Лентовский был основателем русского шоу-бизнеса.
Заметим попутно: Левитин
(даром что шоу-бизнес — не его бизнес)
в кипучей и расточительной энергии Лентовского
почувствовал что-то родственное себе
и сделал его персонажем
одного из ранних своих спектаклей —
«Чехонте в Эрмитаже».
Сегодня сад —
со своими ресторанами,
аттракционами
и прочими массовыми затеями —
средоточие индустрии «культуры и отдыха». Неразборчивые люди причисляют к ней и театры
(кроме нашего, здесь находятся ещё два —
«Сфера» и «Новая опера»).
Нам такой подход не по душе;
искусство, поставленное на поток,
отупляет и развращает.
Вот почему театр-дом, сформированный Левитиным,
не забывает первоначального значения слова “ermitage”:
уголок отшельника, место уединения.
Обитатели нашего дома
(уголка)
Всё-таки ближе к отшельникам,
чем к массовикам-затейникам.
Мы не «обслуживаем» праздных соглядатаев,
но коллекционируем своих зрителей,
чтобы уединяться с ними
в другой реальности.
Реальность настоящего театра всегда другая.
Она сулит (хотя не гарантирует)
возможность
проникнуть в сущность бытия,
а не скользить по его поверхности.
Если мы и отшельники, то не аскеты.
Наш театр менее всего похож на келью
или на лабораторию многозначительных однодумов.
Недаром «Эрмитаж»
(пожалуй, единственный из русских драматических театров)
называют «школой клоунов».
Это школа эксцентрического —
в своём высшем выражении чаплинского —
мировосприятия.
Здесь изучают и демонстрируют
Крайности человеческого духа,
их неразрывную связь
и вечную борьбу между собой.
«Всё
крайнее сделать очень трудно. Средние части даются легче. Самый центр
не требует никаких усилий. Центр — это равновесие. Там нет никакой
борьбы».
Так говорит Хармс.
Золотой теленок, или Возвращение в Одессу
В. Семеновский по Ильфу и Петрову
[200x214]
© Евгений ЛюлюкинНовая
неожиданная версия охоты «великого комбинатора» Остапа Бендера
на скромного бухгалтера и тайного миллионера Александра Корейко
по роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок».
В спектакле звучит музыка Дариуса Мийо, Чарли Чаплина и Альфреда Шнитке.
Премьера — 7 декабря 2007 г.
постановкаМихаил ЛевитинхудожникГарри Гуммельхудожник по костюмамКсения Шимановскаяхудожник по светуАлександр Панасюкдизайн программки и плакатаЕвгений ДобровинскийхореографЛеонид ЛебедевпомрежЕкатерина ВарченкоДействующие лица и исполнители:Остап, командорАрсений КовальскийСпутники командора
БалагановСергей ОлексякПаниковскийБорис РомановКозлевичВладимир Жорж,
Дмитрий ЖаровЗося, нежная и удивительнаяОльга Левитина,
Александра Володина-ФроленковаА.И. Корейко, подпольный миллионерЕвгений КулаковСеврюгов, лётчикСтанислав СухаревВарвара, женщина с фантазиейДарья БелоусоваЛоханкин, лишний человекАлександр ПожаровПтибурдуков, нелишний человекСергей ЩепачевФунт, подставное лицоЮрий АмигоПолыхаев, ответственное лицоГеннадий ХрапунковСерна Михайловна, секретарь ответственного лицаЕкатерина ТенетаСкумбриевич, полуответственное лицоЕвгений ФроленковБезответственные лица
БомзеВиктор НепомникЛапидус-младшийПетр КудряшовБерлага, мнимый больнойАлексей ШулинЛюция Францевна Пферд, домашняя хозяйкаИрина БогдановаГигиенишвили, домашний хозяинОлег ЗаболотныйМитрич, неустановленная личностьАлександр ЛивановПряхин, деклассированный типВладимир ГусевФемиди, энтузиастАлександр АндриевичДевушкаЛариса Панченко,
Виктория Тарасова
[400x272]
© Елена Сальтевская
Вот пожалуй и всё! Другие снимки, сделанные мной лично, будут позже.