• Авторизация


К дню рождения Михаила Юрьевича Лермонтова 15-10-2012 18:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение

К дню рождения Михаила Юрьевича Лермонтова


[показать]



Михаил Юрьевич Лермонтов



Сегодня, 15 октября, исполняется 198 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Лермонтова. Произведения одного из ключевых деятелей отечественной литературы любят и ценят представители всех поколений, его творчество олицетворяет целую эпоху в русской поэзии. Сегодня мы вспоминаем некоторые из лучших стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященных женщинам, оставившим след в его судьбе.           



[показать]



Михаил Врубель. "Григорий Печорин на диване"



***



Оставь напрасные заботы,

Не обнажай минувших дней;

В них не откроешь ничего ты,

За что б меня любить сильней!

Ты любишь — верю — и довольно;

Кого — ты ведать не должна,

Тебе открыть мне было б больно,

Как жизнь моя пуста, черна.

Не погублю святое счастье

Такой души и не скажу,

Что недостоин я участья,

Что сам ничем не дорожу;

Что всё, чем сердце дорожило,

Теперь для сердца стало яд,

Что для него страданье мило,

Как спутник, собственность иль брат,

Промолвив ласковое слово,

В награду требуй жизнь мою;

Но, друг мой, не проси былого,

Я мук своих не продаю. 



***



Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.



[показать]



Михаил Врубель "Тамара и Демон"



***



Зови надежду сновиденьем,

Неправду — истиной зови,

Не верь хвалам и увереньям,

Но верь, о, верь моей любви!



Такой любви нельзя не верить,

Мой взор не скроет ничего;

С тобою грех мне лицемерить,

Ты слишком ангел для того. 



***



Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.



Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.



Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.



[показать]



Михаил Врубель "Голова Демона на фоне гор"



***



За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.



[показать]



Михаил Врубель "Свидание Тамары и Демона"



***



Я опущусь на дно морское, 

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное —

Люби меня.....!



— И он слегка

Коснулся жаркими устами

Ее трепещущим губам; 



Соблазна полными речами

Он отвечал ее мольбам.

Могучий взор смотрел ей в очи.

Он жег ее. — Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал



Неотразимый, как кинжал.

Увы! злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный, ужасный крик



Ночное возмутил молчанье.

В нем было все: любовь, страданье,

Упрек с последнею мольбой,

И безнадежное прощанье —

Прощанье с жизнью молодой.



[показать]



Михаил Врубель "Демон сидящий"



Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником.



Рисунки, картины Лермонтова



















































































































































[показать]



Пейзаж с двумя березами. 

Акварель М.Ю. Лермонтова. 

1828—1832 г.


[показать]




Тройка, выезжающая из деревни. 

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 

1832 - 1834 г.



[показать]

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 

Акварель М. Ю. Лермонтова. 

1835 г.

[показать]

Портрет молодой женщины (В. А. Лопухина?). 

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш.

1832—34 г.

[показать]

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). 

Акварель М.Ю. Лермонтова.

1830—31 г.

[показать]

Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). 

Акварель М. Ю. Лермонтова.

1835—38 г.

[показать]

Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). 

Акварель.

[показать]

Юнкер Л.Н. Хомутов. 

Карандаш.

1832—34 г.

[показать]


Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар. 

Карандаш.

1832 - 34 г.



[показать]

Скачущий всадник и наброски мужских голов. 

Перо, чернила.

1832—34 г.

[показать]

Эпизод из маневров в Красном Селе. 

Сепия. (Утрачена в 1941 году)

1834—35 г.

[показать]

Дуэль. 

Перо, чернила.

1832—34 г.

[показать]

Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. 

Перо, чернила.

1840—41 г.

[показать]

Портрет офицера в шинели. 

Карандаш.

1832—34 г.

[показать]

Конногренадер.

Перо, чернила.

1832 г.

[показать]

Карикатуры на офицеров. 

Карандаш.

1832—34 г.

[показать]

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. 

Масло.

1837 г.

[показать]

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. 

Карандаш.

1837 г.

[показать]

Сцена из кавказской жизни. 

Масло.

1838 г.

[показать]

Крестовый перевал. 

Масло.

1837—38 г.

[показать]

Пляска грузинок на плоской кровле. 

Итальянский карандаш.

1837 г.

[показать]

Тифлис. 

Карандаш.

1837 г.

[показать]

Вид Тифлиса. 

Масло.

1837 г.

[показать]

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). 

Масло.

1837—38 г.

[показать]

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.

Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)

1837—38 г.

[показать]

Эпизод из сражения при Валерике. 

Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 

1840 г.

[показать]

При Валерике. Похороны убитых. 

Акварель.

1840 г.

[показать]

Вид горского селения. 

Итальянский карандаш.

1840—41 г.

[показать]

Перестрелка в горах Дагестана. 

Масло.

1840—41 г.

[показать]

Кавалерийская схватка. 

Сепия.

1830—32 г.

[показать]

Офицер верхом и амазонка. 

Карандаш.

1840—41 г.

[показать]

Вид Пятигорска. 

Масло. 

1837 г.

[показать]

Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда. 

Акварель М.Ю. Лермонтова. 

1841 г.

[показать]

Черкес. 

Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 

1838 г.

[показать]

Воспоминания о Кавказе. 

Картина М. Ю. Лермонтова. 

Масло. 

1838 г.


Герцен А.И. - Из статьи "Русская литература: Михаил Лермонтов"









  Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник, потомок одного из виднейших родов русской аристократии1. Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им на смерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. 

  Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения. Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии. 

  Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу.

  Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, — доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться от личных переживаний, впечатлений, раздумий. 

  Подобные натуры обычно появляются в периоды упадка устоявшихся форм общественной жизни, в переходное время, когда в обществе господствует скептицизм и нравственное разложение. Кажется, что в такие времена в них одних находят убежище чистейшие идеалы человечества; только их устами они провозглашаются. Они клеймят пороки общества, обнажая свои собственные раны, ошибки и внутреннюю борьбу, и в то же время они искупают и исцеляют этот прогнивший мир, раскрывая красоту и совершенство человеческой натуры, в тайны которой может проникнуть только гений. В их творчестве слиты воедино эпос и лирика, действие и размышление, повествование и сатира. Барбье и более всего Байрон представляют этот тип поэта; оба они, как и Пушкин, оказали на Лермонтова немалое влияние. Пушкин научил его тайнам русского стиха; подобно Байрону он глубоко презирал общество; у Барбье он учился сатире и чеканным формам ее выражения. Но влияния эти ни в малейшей степени не подавили его самобытности, скорее, напротив, они лишь усилили и отточили ее. 

  Что, однако, особенно примечательно в творчестве Лермонтова — это реализм, который, как мы уже говорили в нашей статье о Пушкине, составляет, пожалуй, наиболее характерную черту русской литературы вообще. Обладая живой и впечатлительной натурой, громадной наблюдательностью, удивительной способностью впитывать в себя впечатления других, русские обладают, по-видимому, всеми необходимыми свойствами, чтобы реализм — эта несомненная основа сегодняшнего искусства — получил широкое развитие в их литературе. Лермонтов, куда бы он ни обращал мысль, всегда остается на твердой почве реальности, и этому-то мы и обязаны исключительной точности, свежести и правдивости его эпических поэм, равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое зеркало его души.


Источник: http://lermontov.info/



[показать]Выхожу один я на дорогу

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник К дню рождения Михаила Юрьевича Лермонтова | Dvaglazza - Дневник Dvaglazza "Что в голове, что на душе, чем сердце успокоится" | Лента друзей Dvaglazza / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»