Михаил Юрьевич Лермонтов
Сегодня, 15 октября, исполняется 198 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Лермонтова. Произведения одного из ключевых деятелей отечественной литературы любят и ценят представители всех поколений, его творчество олицетворяет целую эпоху в русской поэзии. Сегодня мы вспоминаем некоторые из лучших стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященных женщинам, оставившим след в его судьбе.
Михаил Врубель. "Григорий Печорин на диване"
***
Оставь напрасные заботы,
Не обнажай минувших дней;
В них не откроешь ничего ты,
За что б меня любить сильней!
Ты любишь — верю — и довольно;
Кого — ты ведать не должна,
Тебе открыть мне было б больно,
Как жизнь моя пуста, черна.
Не погублю святое счастье
Такой души и не скажу,
Что недостоин я участья,
Что сам ничем не дорожу;
Что всё, чем сердце дорожило,
Теперь для сердца стало яд,
Что для него страданье мило,
Как спутник, собственность иль брат,
Промолвив ласковое слово,
В награду требуй жизнь мою;
Но, друг мой, не проси былого,
Я мук своих не продаю.
***
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
Михаил Врубель "Тамара и Демон"
***
Зови надежду сновиденьем,
Неправду — истиной зови,
Не верь хвалам и увереньям,
Но верь, о, верь моей любви!
Такой любви нельзя не верить,
Мой взор не скроет ничего;
С тобою грех мне лицемерить,
Ты слишком ангел для того.
***
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Михаил Врубель "Голова Демона на фоне гор"
***
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Михаил Врубель "Свидание Тамары и Демона"
***
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня.....!
— И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам;
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи.
Он жег ее. — Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал
Неотразимый, как кинжал.
Увы! злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было все: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой,
И безнадежное прощанье —
Прощанье с жизнью молодой.
Михаил Врубель "Демон сидящий"
Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником.
Рисунки, картины Лермонтова
Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г. | |
| |
![]() | Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835 г. |
![]() | Портрет молодой женщины (В. А. Лопухина?). Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832—34 г. |
![]() | Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). Акварель М.Ю. Лермонтова. 1830—31 г. |
![]() | Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835—38 г. |
![]() | Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). Акварель. |
![]() | Юнкер Л.Н. Хомутов. Карандаш. 1832—34 г. |
![]() |
|
![]() | Скачущий всадник и наброски мужских голов. Перо, чернила. 1832—34 г. |
![]() | Эпизод из маневров в Красном Селе. Сепия. (Утрачена в 1941 году) 1834—35 г. |
![]() | Дуэль. Перо, чернила. 1832—34 г. |
![]() | Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Перо, чернила. 1840—41 г. |
![]() | Портрет офицера в шинели. Карандаш. 1832—34 г. |
![]() | Конногренадер. Перо, чернила. 1832 г. |
![]() | Карикатуры на офицеров. Карандаш. 1832—34 г. |
![]() | Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. 1837 г. |
![]() | Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837 г. |
![]() | Сцена из кавказской жизни. Масло. 1838 г. |
![]() | Крестовый перевал. Масло. 1837—38 г. |
![]() | Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш. 1837 г. |
![]() | Тифлис. Карандаш. 1837 г. |
![]() | Вид Тифлиса. Масло. 1837 г. |
![]() | Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). Масло. 1837—38 г. |
![]() | Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.) 1837—38 г. |
![]() | Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г. |
![]() | При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840 г. |
![]() | Вид горского селения. Итальянский карандаш. 1840—41 г. |
![]() | Перестрелка в горах Дагестана. Масло. 1840—41 г. |
![]() | Кавалерийская схватка. Сепия. 1830—32 г. |
![]() | Офицер верхом и амазонка. Карандаш. 1840—41 г. |
![]() | Вид Пятигорска. Масло. 1837 г. |
![]() | Столыпин А. А. (Монго) в костюме курда. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1841 г. |
![]() | Черкес. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г. |
![]() | Воспоминания о Кавказе. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г. |
Герцен А.И. - Из статьи "Русская литература: Михаил Лермонтов"
Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник, потомок одного из виднейших родов русской аристократии1. Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им на смерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения. Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии. Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу. Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, — доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться от личных переживаний, впечатлений, раздумий. Подобные натуры обычно появляются в периоды упадка устоявшихся форм общественной жизни, в переходное время, когда в обществе господствует скептицизм и нравственное разложение. Кажется, что в такие времена в них одних находят убежище чистейшие идеалы человечества; только их устами они провозглашаются. Они клеймят пороки общества, обнажая свои собственные раны, ошибки и внутреннюю борьбу, и в то же время они искупают и исцеляют этот прогнивший мир, раскрывая красоту и совершенство человеческой натуры, в тайны которой может проникнуть только гений. В их творчестве слиты воедино эпос и лирика, действие и размышление, повествование и сатира. Барбье и более всего Байрон представляют этот тип поэта; оба они, как и Пушкин, оказали на Лермонтова немалое влияние. Пушкин научил его тайнам русского стиха; подобно Байрону он глубоко презирал общество; у Барбье он учился сатире и чеканным формам ее выражения. Но влияния эти ни в малейшей степени не подавили его самобытности, скорее, напротив, они лишь усилили и отточили ее. Что, однако, особенно примечательно в творчестве Лермонтова — это реализм, который, как мы уже говорили в нашей статье о Пушкине, составляет, пожалуй, наиболее характерную черту русской литературы вообще. Обладая живой и впечатлительной натурой, громадной наблюдательностью, удивительной способностью впитывать в себя впечатления других, русские обладают, по-видимому, всеми необходимыми свойствами, чтобы реализм — эта несомненная основа сегодняшнего искусства — получил широкое развитие в их литературе. Лермонтов, куда бы он ни обращал мысль, всегда остается на твердой почве реальности, и этому-то мы и обязаны исключительной точности, свежести и правдивости его эпических поэм, равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое зеркало его души. |
Источник: http://lermontov.info/
[показать]Выхожу один я на дорогу