Министерство образования и науки Российской Федерации
ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Среднее (полное) общее образование
Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.
Москва
2010
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.1
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объѐму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные
1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования, позволяющего обучающимся получить подготовку, необходимую и достаточную для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.
2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования.
3. Стандарт разработан с учѐтом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения среднего (полного) общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
доступности получения качественного среднего (полного) общего образования;
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, еѐ нравственные основы.
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования с учѐтом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
разработчиков примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;
сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для среднего (полного) общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников старшей школы;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
8. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;
3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооружѐнных Силах Российской Федерации;
4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания- науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учѐтом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.);
6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности;
9) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной
деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;
13) основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учѐтом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчѐта и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий);
4) готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования);
5) умение строить логическое доказательство;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;
8) умение понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры; знание роли и особенностей естественных, формализованных и формальных языков как средств коммуникации; использование языковых средств в соответствии с целями и задачами деятельности.
11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования устанавливаются на интегрированном (общеобразовательном), базовом и профильном уровнях, ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач.
Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся.
Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи
освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.
Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учѐтом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности и отражать:
11.1. Русский язык и Литература. Родной язык и Родная литература
Русская словесность (интегрированный (общеобразовательный) уровень):
1) сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; сформированность интереса к чтению художественной литературы;
2) понимание литературы как художественной модели мира (на материале выдающихся произведений отечественной и мировой литературы XIX – начала XXI в.);
3) знание образцов классических текстов русской и мировой литературы, помогающих школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль, обеспечение на этой основе культурной и национальной самоидентификации;
4) осознанное принятие гуманистических ценностей, утверждаемых лучшими произведениями отечественной и мировой литературы;
5) сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, готовности учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя в процессе восприятия литературного художественного произведения;
6) владение навыками квалифицированного читателя, сформированность читательского эстетического вкуса;
7) способность выявлять позицию автора и аргументировать своѐ мнение по поводу прочитанного; оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, расширив жанровый диапазон сочинений и устных выступлений;
8) владение речевой культурой, орфографической и пунктуационной грамотностью; коммуникативными умениями в социально-культурной, общественно-политической, учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
9) владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов;
10) сформированность умения точно и свободно выражать мысли и чувства разными способами в соответствии с условиями и сферой речевого общения;
11) владение навыками смыслового и эстетического анализа любого текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от текстов других функциональных стилей;
12) сформированность умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, нарисованную в литературном произведении, в единстве интеллектуального осмысления и эмоционального восприятия; применять в анализе текстов базовые историко- и теоретико-литературные знания;
13) сформированность представлений о стилях языка и стилях речи, об особенностях функциональных стилей современного литературного языка (научного, официально-делового, публицистического); понимание специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, а также в художественных текстах;
14) сформированность основ собственного речевого стиля.
Русский язык. Родной язык (базовый уровень):
1) сформированность представлений о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, самообразования и социализации;
2) сформированность понятий о всех типах норм русского литературного языка; применение знаний о нормах в речевой практике;
3) сформированность представлений о функциональных стилях современного русского языка;
4) сформированность навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
5) владение орфографической и пунктуационной грамотностью;
6) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
7) владение разными видами чтения, аудирования, говорения и письма, осуществление их выбора в зависимости от коммуникативной задачи;
8) владение умением анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов;
9) владение синонимическими средствами русского языка для точного и свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с условиями и сферой речевого общения.
Русский язык. Родной язык (профильный уровень) – требования к результатам освоения курса русского языка (родного языка) на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка, истории и культуры;
2) владение знаниями о языке как многофункциональной развивающейся системе; о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, еѐ функциях и вариантах; о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) сформированность представления о речевой деятельности, еѐ основных видах;
5) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
6) владение умением систематизировать и обобщать знания по орфографии и пунктуации;
7) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
8) овладение различными приѐмами редактирования текстов;
9) сформированность умений нормативного употребления языковых единиц, оценивания устных и письменных высказываний с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
10) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности.
Литература. Родная литература (базовый уровень):
1) понимание литературы как художественной модели мира на материале выдающихся произведений отечественной и мировой литературы XIX – начала XXI в., аналитического восприятия художественной интерпретации литературной классики в произведениях современного искусства (театр, кино, изобразительное искусство);
2) знание классических текстов русской и мировой литературы, помогающих школьнику осмыслить их непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль, обеспечение на этой основе культурной и национальной самоидентификации;
3) сформированность коммуникативно-эстетических представлений о возможностях родного языка в образцовых с нравственно-эстетической точки зрения художественных текстах, осознание их как культурного феномена, объединяющего различных по своим взглядам и убеждениям носителей одного языка;
4) сформированность ценностной сферы, развитие качеств гражданина, патриота, нравственной и толерантной личности, морально ответственной в своих мыслях, действиях и поступках на основе осознанного усвоения гуманистических ценностей, утверждаемых лучшими произведениями отечественной и мировой литературы;
5) сознательное отношение к чтению и изучению литературы, понимание важности этого процесса для своего дальнейшего интеллектуального и социокультурного развития и успешного самообразования и социализации;
6) сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом, общения с культурой;
7) умение актуализировать в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
8) владение техникой грамотного и осмысленного чтения; развитие культуры читательского восприятия художественного текста и его понимания с учѐтом авторской позиции, конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, способности аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; создавать развѐрнутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
9) владение умениями коммуникации, межличностного общения; способность понимать и ценить культуры разных народов и эпох, пользоваться словом для понимания, взаимодействия, сотрудничества в процессе общения в социуме;
10) владение навыками смыслового и эстетического анализа любого текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от текстов других функциональных стилей; осознание художественной картины жизни, нарисованной в литературном произведении, в единстве эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления;
11) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; формирование основ собственного стиля и применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Литература. Родная литература (профильный уровень) – требования к результатам освоения курса литературы (родной литературы) на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) осознание значимости литературы в мировом культурном процессе;
2) понимание и осмысленное использование в читательской и интерпретационной деятельности понятийного аппарата современного литературоведения;
3) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста (в том числе произведений современной отечественной и мировой литературы);
4) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы, стиля эпохи, литературного направления (или течения, школы) и индивидуального авторского стиля; формирование основ собственного стиля;
5) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-литературного и теоретико-литературного характера;
6) умение анализировать художественный уровень трактовки литературного произведения представителями других видов искусства (графика и живопись, театр, кино, музыка);
7) сформированность представлений об особенностях поиска решений «вечных» проблем (человек и общество, человек и государство, человек и природа, преемственность поколений, духовные поиски, проблема смысла жизни) литературой разных эпох и направлений;
8) сформированность представлений о принципах основных направлений русской литературной критики.
Иностранный язык. Второй иностранный язык (базовый уровень):
1) сформированность устойчивой мотивации к овладению иностранным языком как элементом общей культуры для осуществления межличностного и межкультурного общения в современном поликультурном мире; сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации, становления и самореализации;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своѐ речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) сформированность национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважительного отношения к личности, к ценностям семьи; умение выражать средствами иностранного языка свою личностную позицию, проявляя ответственность за происходящее в своей стране и мире;
4) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения (уровень владения вторым иностранным языком должен быть также не ниже порогового);
5) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Иностранный язык (профильный уровень) – требования к результатам освоения курса иностранного языка на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность умения использовать стилистические ресурсы иностранного языка и строить своѐ речевое и неречевое поведение, в том числе в ситуациях делового (профессионального) общения в соответствии с полученными знаниями;
2) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый в общеобразовательных учреждениях (в том числе в образовательных учреждениях с углублѐнным изучением иностранного языка), позволяющего выпускникам применять сформированные речевые умения и языковые навыки для профессиональных целей;
3) сформированность умений перевода с иностранного на русский язык профессионально ориентированных текстов в русле выбранного профиля;
4) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.
11.2. Общественные науки
Россия в мире:
1) сформированность целостного, многоаспектного образа России в разные периоды истории на основе синтеза обществознания, истории, географии, культурологи и пр.;
2) сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития как определяющего компонента формирования российской идентичности;
3) сформированность взгляда на мир глазами гражданина России с точки зрения еѐ национальных интересов;
4) сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа;
5) сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
6) сформированность способности противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам России;
7) сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников; владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на еѐ основе вариантов дальнейшего развития России.
История (базовый уровень):
1) сформированность представлений о современной исторической науке, еѐ специфике и роли в решении задач развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории развития России и человечества в целом, закономерностях и особенностях развития отдельных стран и народов;
3) владение представлениями о различных методологических основах исторического познания;
4) сформированность умений применения исторических знаний в социальной среде, общественной деятельности, межкультурном общении;
5) владение умениями проводить исторические исследования с привлечением различных источников информации;
6) владение умением вести диалог и участвовать в дискуссии по историческим вопросам, в общественных обсуждениях, историко-культурных мероприятиях;
7) сформированость потребности приобретения исторических знаний на протяжении всей жизни как средства определения своего места в истории Родины и всего мира.
История (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения курса истории на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин; представлений об историографии;
2) владение системными историческими знаниями, пониманием места истории России в мировой истории, основами историзма как метода познания прошлого и современности;
3) владение приѐмами работы с историческими источниками, их комплексного контекстного и сопоставительного анализа и критики, опытом первичного исторического исследования;
4) сформированность умений проведения научной экспертизы различных исторических версий, в том числе способности противостоять фальсификациям истории в ущерб интересам России.
Обществознание (интегрированный (общеобразовательный) уровень):
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных тенденций и возможных перспектив общественного развития; умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
2) сформированность понимания специфики социального познания, овладение элементами методологии изучения социальных явлений и процессов;
3) владение опытом использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных ситуаций, связанных с выполнением
типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, потребитель);
4) владение умениями самостоятельно моделировать социальные ситуации по заданным параметрам, выявлять возможные мотивы действий в определѐнных ситуациях, анализировать мотивацию собственных поступков и действий; 5) сформированность умений извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать еѐ, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс.
География (базовый уровень):
1) владение представлениями о современной географической науке, еѐ участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использования карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению еѐ условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
География (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения курса географии на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;
2) владение умениями использования географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
4) владение умениями проведения учебных исследований, в том числе и использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
5) владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
6) владение умениями работы с геоинформационными системами;
7) владение первичными умениями проведения географической экспертизы разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;
8) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Экономика (профильный уровень):
1) понимание роли экономики в человеческой истории, особенно в истории XX–XXI вв.: экономика как условие воплощения мечты человечества о свободном времени; противоречие между экономическими и социальными интересами общества; глобализация экономики и еѐ возможные последствия для России; место этики и нравственных категорий в экономике;
2) владение логикой основных разделов экономической науки и навигацией по еѐ предметному полю с помощью электронных информационных ресурсов; усвоение основных идей, принципов и закономерностей этой науки, особенностей поведения еѐ акторов и умение найти свою успешную и честную «игру» в тех ролях, которые необходимо играть в условиях рыночной экономики;
3) сформированность способности выпускника школы к рефлексии на получаемую из СМИ и других источников экономическую и политическую информацию, к формированию своих суждений об эффективности действий экономических субъектов – государства, экономических агентств, фирм, банков и др.; сохранению им устойчивого интереса к накоплению полученных знаний;
4) умение самостоятельного поиска вспомогательной информации из отечественных и зарубежных источников (специализированных газет и журналов, справочников и т.д.) для выполнения заданий, эссе, рефератов, проектных работ;
5) способность анализировать экономические события на уровне мировоззренческих идей и абстрактных обобщений, касающихся долгосрочных тенденций развития обществ, государств, коалиций стран, глобальной экономики и глобальных институтов;
6) умение вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения;
7) понимание особой важности правового порядка для успешного функционирования экономики, фактора доверия в экономических взаимодействиях, открытости и ответственности бизнеса перед социумом и государством, обеспечивающим правопорядок, права частной собственности, свободы экономики от государства и подчинѐнности еѐ праву, понимание того, что сегодня не столько традиция индивидуальной морали, сколько этика институтов (социальная этика) консолидирует народ, интегрирует социум.
Право (профильный уровень):
1) сформированность знаний о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества; осознание ценности права как способа согласования интересов людей и поддержания стабильности общества; правопорядка и законности; усвоение взаимосвязи права и государства; знание основных правовых принципов, действующих в демократическом обществе; понимание особой социальной значимости и ответственности профессии юриста;
2) освоение комплекса правовых знаний о системе и структуре права, правоотношения, правонарушения и юридической ответственности; формирование представления о современных правовых системах, направлениях их развития, особенностях российской правовой системы; публичное и частное право; правотворчество; система законодательства; понимание общих правил применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; усвоение общего понятия и принципов правосудия, задач и основных характеристик различных видов судопроизводства (конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное);
3) сформированность правового мышления и способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; усвоение понятия, предмета и метода регулирования основных отраслей права;
4) сформированнность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
5) понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; выполнение ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных учебных ситуациях; формирование навыка самостоятельного составления отдельных видов юридических документов;
6) сформированность умений применения правовых знаний для понимания и объяснения смысла конкретных правовых норм, содержание текстов нормативных актов, оценивания действия с точки зрения их соответствия законодательству; выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
7) овладение навыками работы к самостоятельному поиску, анализу и использованию правовой информации, применению правовых норм при решении учебных и практических задач, проведению учебного исследования по правовой тематике; умение представлять результаты самостоятельного учебного исследования и ведения дискуссии.
11.3. Математика и информатика
Математика и информатика (интегрированный (общеобразовательный) уровень):
1) сформированность представлений о математике как о части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира, о возможности аксиоматического построения математических теорий; наличие представлений о математических понятиях, входящих в фундаментальное ядро школьного образования, как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; знание основных для данного курса теорем, формул, алгоритмов решения и умение их применять; умение доказывать теоремы из заданного для данного курса перечня, проводить доказательные рассуждения при решении задач;
3) сформированность умений выполнять точные и приближѐнные вычисления с действительными числами, с радикалами, степенями, логарифмами и тригонометрическими функциями, сочетая устные и письменные формы работы, проводить прикидку и оценку результатов вычислений, применять изученные формулы для преобразования выражений, включающих радикалы, степени, логарифмы и тригонометрические функции, использовать готовые компьютерные программы в процессе решения вычислительных задач из различных разделов курса;
4) владение стандартными приѐмами решения алгебраических уравнений и неравенств, простейших логарифмических, показательных и тригонометрических уравнений; умение использовать идею координат на плоскости для графической интерпретации алгебраических объектов (уравнений, неравенств, систем с двумя переменными), использовать готовые компьютерные программы для иллюстрации решений уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире; умение использовать основные статистические характеристики при исследовании данных и принятии решений в простейших практических ситуациях, умение находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях;
6) сформированность представлений об основных идеях и методах математического анализа, об основных понятиях математического анализа (о геометрическом и физическом смысле производной, интеграле как площади под графиком функции, первообразной как способе нахождения пути по скорости) и основных видах математических зависимостей − линейной, пропорциональной и обратной пропорциональной, логарифмической, показательной, тригонометрических (синус, косинус и тангенс) и их отличительных свойствах; умение распознавать вид зависимости по графику и по описанию, строить эскизы графиков зависимостей, заданных в табличной форме или формулой, характеризовать поведение функций заданных графически, в том числе возрастание, убывание, ограниченность, периодичность, наличие локальных максимумов и минимумов;
7) владение знаниями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; умения распознавать на чертежах и моделях геометрические и пространственные фигуры, соотносить трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями, строить простейшие сечения многогранников и тел вращения, использовать планиметрические сведения для описания и исследования пространственных форм;
8) сформированность умений применять изученные свойства пространственных тел и формулы для вычисления линейных элементов и углов (плоских и двугранных) в пространственных конфигурациях, вычислять объѐмы и площади поверхностей пространственных тел, применять изученные свойства стереометрических тел и формулы для решения практических задач;
9) умение использовать готовые компьютерные программы для построения, проведения экспериментов и наблюдений на плоскости и в пространстве, использовать программы, позволяющие проводить эксперименты и наблюдения динамически (в движении);
10) умение записывать различные виды информации на естественном, формализованном и формальном языках, преобразовывать одну форму записи информации в другую, выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью;
11) умение использовать основные методы и средства информатики: моделирование, формализацию и структурирование информации, компьютерный эксперимент при исследовании различных объектов, явлений и процессов; умение использовать основные алгоритмические конструкции;
12) умение безопаcной работы на компьютере, в Интернете и сети школы, включая умения работать с антивирусными программами и тестировать объекты компьютера на наличие компьютерных угроз, соблюдение основных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности и лицензионной политики использования программного обеспечения и базовых правил обеспечения информационной безопасности на компьютере.
Математика. Алгебра и начала анализа. Геометрия (базовый уровень):
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приѐмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем, использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа, о геометрическом и физическом смысле производной, интеграле, функции, первообразной; наличие представлений об основных элементарных функциях, умение строить эскизы графиков зависимостей;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умение использовать основные статистические характеристики при исследовании данных и принятии решений в практических ситуациях, в том числе с использованием вычислительной техники, находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях, находить основные характеристики случайных величин.
Математика. Алгебра и начала анализа. Геометрия (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения курса математики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений, необходимости доказательств при обосновании математических утверждений;
2) сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знание основных теорем, формул и умение их применять;
умение доказывать теоремы, находить нестандартные способы решения задач;
3) владение умением выполнять различные преобразования выражений, включающих комплексные числа, радикалы, степени, логарифмы и тригонометрические функции;
4) владение умениями решать различные алгебраические и тригонометрические уравнения и неравенства, в том числе с параметрами, их системы; моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
5) сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах; владение умением характеризовать поведение функций, используя при необходимости аппарат математического анализа; использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
6) сформированность систематических знаний о плоских и пространственных фигурах и их свойствах; наличие развитых пространственных представлений: владение умениями изображать конфигурации пространственных фигур, решать геометрические задачи на построение, доказательство, вычисление, применяя различные методы;
7) владение умениями составлять вероятностные модели по условию задачи и вычисление вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; наличие представлений о распределениях вероятностей случайных величин; умение исследовать случайные величины по их распределению.
Информатика (базовый уровень):
1) сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в социальных, биологических и технических системах;
2) владение алгоритмическим мышлением, понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
знание основных конструкций программирования (ветвление, цикл, подпрограмма); умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приѐмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования; отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) представление о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса), о способах хранения и простейшей обработке данных; понятие о базах данных и средствах доступа к ним; умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных (электронные таблицы, средства построения графиков и диаграмм, гипертекст, мультимедиа);
7) сформированность навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Информатика (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения курса информатики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) владение системой базовых знаний, показывающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
2) овладение понятием сложности алгоритма; знание избранных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных (целые, вещественные, символьные, строковые, логические) и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов (графы, деревья, списки и т.п.), знание их простейших свойств и алгоритмов анализа этих объектов; представление о кодировании и декодировании данных, о причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
6) сформированность представлений о тенденциях развития компьютерных технологий, об операционной системе и основных функциях операционных систем, об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надѐжного функционирования средств ИКТ;
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работу с ними;
9) владение опытом построения и использования моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами.
11.4. Естественные науки
Естествознание (интегрированный (общеобразовательный) уровень):
1) сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира;
2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
3) сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и выполнения роли грамотного потребителя;
4) сформированность убеждѐнности в познаваемости мира, представлений о научном методе познания природы; владение приѐмами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, понимать и критически относится к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
6) сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определѐнной системой ценностей.
Физика (базовый уровень):
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира;
2) знание основных физических понятий, закономерностей и законов, фундаментальных физических теорий;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений и принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность умения анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности, связанной с физическими процессами.
Физика (профильный уровень) – требования к результатам освоения курса физики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность умения обобщать знания и обосновывать выводы о различных физических закономерностях;
2) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
3) владение умениями описывать и объяснять демонстра