• Авторизация


...и спросила кроха...или немного о многом... 21-01-2013 11:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Окря_Ниров Оригинальное сообщение

...и спросила кроха...

Когда-то в качестве главного средства в борьбе за выживание, по сравнению с животными, доисторические люди выбрали не свои зубы, когти, клыки, размеры тела, скорость, нюх, слух или силу. Они избрали и начали развивать групповую социальную структуру, в которой можно, взаимодействуя между членами группы, совместно выживать, защищаться, охотиться и, главное, - НАКАПЛИВАТЬ и ПЕРЕДАВАТЬ знания от старших к младшим.

 
 Этот путь древние предки человека выбирали, конечно, не голосованием, как принимают законы в думе, а методом естественного отбора. То есть, отдельные особи и родовые группы, которые не сложились в нужным образом организованную, социальную группу, не были психологически приспособлены к тому, чтобы эффективно взаимодействовать, а также передавать знания, внутри групп и между поколениями, не выживали. 
 
Между прочим, сравнительно недавно зоологи достоверно доказали, что взаимодействия для обмена навыками и приемами постоянно происходит и среди некоторых видов обезьян. И не только обезьян.  
 
Основными способами передачи умений и знаний через поколения на протяжении многих тысяч лет были традиции. Они передавались ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ тех же, всемогущих старших и еще посредством УСТНЫХ СКАЗАНИЙ, содержащих позитивные и негативные примеры.
 
Кроме личного примера, сказок и наставлений, в человеческих сообществах начали также развиваться ИСКУССТВА, которые служили языком для хранения и обмена практической и эмоциональной информацией.
К искусствам относятся виды деятельности, не имеющие прямого практического назначения, кроме такого хранения и обмена. Искусствами являются, например, создание изображений, музыка, включая пение, разные прикладные украшения, танцы, лице действие...
 
 Важнейшим предназначением искусств, помимо обмена эмоциями и сопоставления внутренних ощущений между людьми, являлось также соотнесение субъектов с определенной группой посредством декоративных внешних признаков, предметов и действий.
 Грубо говоря, искусства используются также для разделения людей на СВОИХ и ЧУЖИХ. Наличие явных признаков принадлежности к той или иной группе было и остается очень важным в условиях соперничества социальных образований в процессе эволюции.
 
В отличие от бесстрастных прямых поучений: "делай так", "не делай эдак", "делай, как я", искусства, как правило, обращены к эмоциям и к инстинктам, которые издревле являлись инструментами выживания всех живых существ, включая человека.
 
 Конечно, достоверность и качество передаваемой информации сильно зависела от способностей учителей, их памяти, фантазии, честности.
 
До появления письменности, знания, достоверность которых и без того была далека от совершенства сильнейшим образом трансформировались, переходя от одного к другому, от группы к группе.
В обмене традициями, навыками, легендами, искусствами действовал все тот же естественный отбор, помноженный на социальный отбор. Группа сурово отторгала и жестоко расправлялась с теми, кто сильно отклонялся от устоявшихся норм.
 
С появлением и развитием письменности основная масса неграмотных людей многие века воспринимала грамотеев, как носителей волшебного, данного свыше, дара. Грамоту поначалу монополизировали служители религиозных культов, жрецы и монахи, которые и сами считали передачу разных сведений посредством изображений божественным даром, а изображения и записанные тексты магическими тотемами, обладающими помимо контекста особой, сакральной силой.
 
Обратите внимание на то, что первичным путем восприятия любых учений молодыми от старших, слабыми от сильных была именно ВЕРА. Младшие верили старшим. А попробуй, не поверь?
 
Любые РЕЛИГИИ, которые всегда были ИДЕОЛОГИЯМИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ, умело применяли для этих целей: врожденную потребность людей в опеке, зависимость от инстинктов, от сильных мира сего, незнание, инстинкт продолжения рода и страх смерти.
При этом не последнюю роль играли искусства, в качестве языка для формирования нужных моделей сознания. 
 
Параллельно с преемственностью всегда существовал еще биологический механизм отторжения. Подросшее поколение молодых особей у млекопитающих и птиц, должно оторваться от родителей, создать свою стаю, отвоевать свою среду обитания, измениться, стараясь лучше приспособиться к изменяющейся среде.  
 
У людей этот процесс связан также с инстинктивным пересмотром знаний, получаемых от взрослых, в первую очередь от родителей.
Проявление такого инстинкта мы и наблюдаем у многих тинейджеров. В древние времена взросление происходило именно в этом возрасте.
 
Ведь если бы молодые воспринимали передаваемые им навыки, следуя и веря им абсолютно, то это бы оказалось сильным тормозом в эволюции человеческих знаний и, следовательно, снизило бы шансы людей в борьбе за выживание, а в дальнейшем и за их доминирование на земле.
 
Инстинкт отторжения в разной степени имеется у разных молодых людей, но при том сохраняется также и, более глубинная, ранняя, инстинктивная ПОТРЕБНОСТЬ В ОПЕКЕ СИЛЬНОГО И ВЕРЕ В НЕГО. Такая потребность, порожденная естественной зависимостью человеческих младенцев от старших и закрепленная многими веками выживания людей в иерархически организованных социальных группах, начиная от семей  до огромных современных государств, как раз является той благодатной почвой, на которой произрастают всяческие религии да верования.
   
Ведь и в наше время дети растут почти так же, проходя все стадии физического, психологического и социального взросления.
 
Почти так же, да и не так. :)
 
 
Все, что я здесь сказал логически исходит, по моему разумению, из эволюционных представлений о происхождении человечества, сформулированных Чарльзом Дарвином еще  в середине 19-го века, и нисколько не противоречит современным научным представлениям о вкусной и здоровой пище.
:)

[700x500]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ...и спросила кроха...или немного о многом... | ВикторСергеевич - Дневник ВикторСергеевич | Лента друзей ВикторСергеевич / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»