...моё вступительное сочинение в 10ый класс.
Яndex. Ввожу в окошко поиска «зеркала заднего вида, история». Появляется несколько тысяч ссылок. К моему разочарованию, как минимум первые 50 из них указывают на сайты с рассказами водителей: «А вот ещё такая история была…и вдруг я его вижу в зеркале заднего вида…». Google – то же самое. Yahoo – результата по-прежнему нет. В поисках первых упоминаний или хотя бы фотографий перехожу к материальным источникам. Впрочем, пролистав множество автомобильных журналов и книг, посмотрев даже научно-популярное издание для детей «Мир автомобилей» и книжек-раскрасок моего младшего брата, я не обнаружил ничего конкретного.
Однако, после внимательного изучения фотографий в книге «Автомобили мира» начала ХХ века, я предположил, что «вот та загогулина, ну видишь, у руля, справа, да нет, не туда смотришь, вот там, слева» не фонарь, а первое зеркало заднего вида. Итак, впервые зеркала заднего вида появились на Rolls-Royce Silver Ghost 1906 года. Важно отметить, что своё название - Silver Ghost (англ. «серебряный призрак») - автомобиль получил за невероятные по тем временам характеристики: из-за бесшумности двигателя, достигнутой за счет новой системы выпуска отработанных газов, а также благодаря максимальной скорости более 100 км/ч. Таким образом, скорее всего появление зеркал связано с выпуском быстрого, тихого и относительно массового автомобиля, а значит – повышением интенсивности движения. Необходимо также отметить, что вплоть до 1930 года на авто устанавливали только по одному зеркалу заднего вида – сбоку со стороны водителя, и лишь на Duesenberg J появилось второе боковое и центральное зеркала.
Как я отметил выше, зеркала можно классифицировать по месту расположения в автомобиле – сбоку справа, сбоку слева, в центре салона, на бамперах. Однако это далеко не единственный критерий систематизации зеркал.
Зеркала заднего вида можно делить…
…по средству передвижения, на котором они установлены – на автомобилях, трамваях, катерах, автобусах, мотоциклах, на велосипедах, электромобилях и мопедах, на гоночных средствах передвижения и даже просто на людях (пока, к счастью, либо в шутку, либо в демонстративных целях);
…по типу зеркала – зеркала бывают сферическими (обзорными) и плоскими;
…по форме всего зеркала - круглой, треугольной (я, правда, таких не видел, но теоретически где-то ведь должны использоваться треугольные зеркала!..), четырёхугольной, и далее – в зависимости от фантазии заказчика;
…по месту расположения- непосредственно на транспортном средстве или, например, как в метро, на перронах или на железнодорожных платформах;
…а также по диапазону, широте и количеству плоскостей настроек, по механизму настройки, по размеру, по цвету, по материалу изготовления, по стране-производителю…
…и, наконец, по функциям, которые, в свою очередь, делятся на прямые, косвенные и парадоксальные.
К прямым функциям я бы отнес то, ради чего и создавались зеркала заднего вида – контроль за дорогой, за теми, кто едет рядом, и за теми, кто представляются водителю чем-либо опасными. В 1930 г. во время знаменитого 24-часового марафона в Ле-Мане произошла самая страшная катастрофа за всё время проведения автомобильных гонок - после удара сзади один из «Мерседесов» перелетел через ограждение, врезался в трибуну и взорвался. Тогда погибло более восьмидесяти человек. Считается, что если бы «серебряные стрелы» последовали рекомендациям устроителей гонки и установили на свои болиды зеркала заднего вида, аварии могло бы и не случиться.
К косвенным функциям использования зеркал заднего вида я бы отнес те, которые, с одной стороны, выполняют прямую функцию, то есть придают водителю чувство контроля за ситуацией и уверенности, но не являются непосредственно наблюдением за дорогой. К таким функциям относятся наблюдение за салоном, причём не только в рамках контроля, но и в плане просто внимания к окружающим, сюда ж, на мой взгляд, входит установление зрительного контакта с другими водителями – предупреждение о постах ГАИ, о других проблемах на дороге (если нельзя или не получается «мигнуть» фарами). А ещё с помощью зеркал заднего вида можно шпионить и кокетничать.
Парадоксальными функциями можно назвать использование зеркала заднего вида как обычного – при нанесении макияжа или бритье. Также с помощью зеркала заднего вида можно фотографировать (см. фото). К потенциально парадоксальным функциям зеркал заднего вида можно отнести, например, чтение дневников Леонардо да Винчи, ведь, как известно, великий ученый писал с помощью зеркального отражения.
Но предмет – это не только материальная сущность. Ещё жившие в VI веке до н.э. греческие философы Анаксимен и Анаксимандр из Милета утверждали, что существует 2 мира – мир вещей, доступный органам чувств, и мир идей, доступный разуму и содержащий образы или ассоциации, появляющиеся у людей в связи с предметами. Позже их теория была развита Платоном, который утверждал, что мир идей содержит «концепции» предметов, а мир вещей – «отпечатки» этих концепций.
Ниже я попытаюсь описать зеркала заднего вида в мире идей по Анаксимену и Анаксимандру. Итак, какие образы, ассоциации и символы связаны с этим изобретением?
Анализируя образы, я выделил пять групп, построенных как на различиях, так и на сходствах.
Первой «связкой» образов можно считать дополняющие друг друга контроль за дорогой и контроль за салоном, который иногда может быть «скрытым», а иногда оборачивается просто общением, в том числе и визуальным. Таким образом, получается, что прямая и косвенная функции, объединяясь, ведут к главному – к появлению чувства уверенности водителя.
Вторая мысль, которая приходит в голову в связи с образом зеркала заднего вида, - о безопасности. За счёт чего она рождается? Из-за эффективного выполнения современными зеркалами заднего вида своих прямых и косвенных функций. Но у чувства безопасности есть и оборотная сторона. Если опытные водители этого не замечают, то у новичков возникают серьёзные проблемы – зеркала сами по себе создают иллюзии, мешающие неопытным водителям верно оценить расстояние или время, и могут в этом случае даже привести к аварии. Таким образом, зеркала заднего вида связаны одновременно и с опасностью, и с безопасностью. Получается, что такой простой и обыденный предмет, как зеркала заднего вида, является не просто многогранным, но и противоречивым.
Зеркала заднего вида имеют ещё один недостаток, связанный с безопасностью – так называемые «мёртвые зоны» - сектора, невидимые из-за расположения зеркал и находящиеся за задними боковыми стойками. С другой стороны, зеркала заднего вида – метафора взгляда в прошлое. И здесь мы приходим к важнейшему образу зеркала заднего вида как связующего звена между прошлым и настоящим.
По существующему в среде профессиональных водителей правилу, лучше всего удаётся контролировать дорогу, когда взгляд в зеркало заднего вида и в лобовое стекло (читай: вперед и назад) по частоте соотносится как три к одному. Исходя из этого, можно сделать такой расширительный вывод – для эффективного движения вперёд (не только на дороге, но и в жизни) необходимо смотреть назад, но не в большей и не в меньшей степени, чем 25%.
Однако, вернемся к «мёртвым зонам». В нашем прошлом также существуют «мёртвые зоны» - «тёмные (или слепые) пятна» семейной истории – имена родственников, судьбы пропавших близких, фотографии без подписей, при взгляде на которые мы не можем определить, кто на ней изображен.
Подводя итог, можно сказать, что зеркало заднего вида – граница между прошлым и будущим. Ведь то, что находится сзади и отражается в зеркале заднего вида – прошлое, а то, что впереди – будущее. Значит, в плоскости зеркала заднего вида находится самое настоящее настоящее!
***
В заключение, хотелось бы вспомнить судьбу зеркала заднего вида. Как я уже писал, впервые они появились в 1906 г. Причем до 1914 г. на свои автомобили их устанавливали только Роллс и братья Ройсы. Однако, в 1914 г. (ещё одна веха автопрома!) Г.Форд выкупил у них права на патент и начал устанавливать зеркала заднего вида на свой знаменитый Ford T. Так как именно эта модель стала одной из самых популярных (её «тираж» не сильно отстал от объёмов выпуска «Жука»), зеркала заднего вида получили статус удобного и необходимого устройства. Таким образом за 8 лет народ привык к этому изобретению, а сейчас, ровно через 100 лет после выпуска того самого Rolls-Royce Silver Ghost, оно стало настолько обыденным, что мы не замечаем его присутствия вплоть до того момента, когда по тем или иным причинам его лишаемся.