• Авторизация


Spartacus. Эпический отчёт 25-07-2009 01:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

"Но я берусь утверждать в любой комиссии, что вспыхнуло это название неожиданно после долгих препирательств. Он увидел книгу Джованьоли и, наверное, вспомнил, вот что нам надо — Спартак. И действительно, так вот это и происходило, все согласились быстро, потому что Спартак — герой гладиаторов, обладал всеми качествами, которыми должен обладать и спортсмен, в том числе и современный"

Спартак (Spartacus), реж. Стэнли Кубрик, 1960

Этот фильм был посмотрен в преддверии дерби и в рамках тяги к историческим эпосам, отчего-то накрывшей меня в последнее время.

Вкратце о сюжете. Основан он на истории римского гладиатора Спартака, который поднял восстание рабов, долго с ними воевал, и героически погиб в бою от руки окруживших его армию римских легионов. Степень влияния той самой книги на сюжет фильма мне неизвестна, история в интерпретации Кубрика выглядит несколько иначе.

Сразу оговорюсь, это первый фильм этого режиссёра, который я посмотрел. Так сложилось.

Вероятно, именно поэтому главное впечатление - построение сцен. Запомнились из необычно составленных две: сцена первого боя, когда Спартак сидит в загончике и слышен только лязг мечей "студентов"-гладиаторов, дерущихся на потеху Крассу и сцена, предваряющая последнюю битву, где кадры с речью предводителя бунтовщиков перемежаются с речью его будущего убийцы, обращённой к римской армии.

Режиссура остальных сцен традиционна, но при этом некоторые моменты пробирают просто до костей. Главный из них, конечно, - сцена признания Спартака. Взявшие в плен несколько десятков бунтовщиков, римляне обещают им жизни в обмен на сдачу предводителя и когда тот поднимается на ноги, чтобы выдатьсебя, сначала его соседи, а потом и все пленники кричат "Я - Спартак!". Чем-то очень напомнило одну из версий причин событий двадцатого октября 82-го - "Милиция хотела вытащить из толпы злоумышленников, швырявшихся снежками, но болельщики крепко взялись за руки. Кто-то на обледеневшей лестнице поскользнулся…" Сцена фильма, наверно, - вообще одна из самых могучих, что я видел в фильмах. Наверно, сравнить могу разве что со сценой гибели Пса-Призрака в одноимённом фильме Джармуша.

Несмотря на большую продолжительность, фильм смотрится на одном дыхании, притягивая с первых кадров. Кубрик использует, наверно, один из самых любимых приёмов советского агитпропа, выставляя римлян сволочами - показывая, как равнодушно-презрительно две матроны выбирают участников боя насмерть из числа гладиаторов. Те же в ответ, спустя пятнадцать экранных минут, в сцене побега, аки матросы Зимний, штурмуют решётки и ложу... Вообще, римский бунт по Кубрику - такой же бессмысленный и беспощадный. Что, меня наводит на алгебраические вычисления временной разницы в развитии культур между их веком до нашей эры и нашм семнадцатым. но это так, к слову.

При этом, в который раз, видна огромная разница между эпиками той волны (300 спартанцев, Бен Гур, Спартак) и новой (Гладиатор, Троя..). Если технически нынешние намного совершенней - нестатичные камеры, беспалевный голубой экран, эффекты и т.п., то в целом - нещадно проигрывают в абсолютно всех компонентах - от самобытности и композиции до динамики и красоты сюжета.

И, повторю банальную мысль, психологизм и передача сюжетной линии через касание руки куда интереснее и круче, чем синий экран.

Доклад окончил.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
rosyln_mail_ru 25-07-2009-02:16 удалить
Передача сюжетной линии через касание руки - очень сильно на самом деле.И надо уметь передать эмоции,чувства через этот вроде обычный жест.
feldsparta4 25-07-2009-02:20 удалить
да. и это как раз задача режиссёра...
rosyln_mail_ru 25-07-2009-02:28 удалить
Вот именно!Актеры здесь тоже,конечно,задействованы,но основная работа режиссера всё-таки.
feldsparta4 25-07-2009-02:32 удалить
да. меня, кстати, очень удивляет единообразие операторской работы во всех этих старых фильмах. очень странно.
feldsparta4 26-07-2009-04:07 удалить
ну, потому что такая однообразность (и художественная и техническая - никакой игры с плёнкой, камерой, цветом и т.п., одинаково всё смотрится) на фоне кучи интересностей в игре актеров, режиссерской части, сценарной композиции и т.п. - странна
rosyln_mail_ru 26-07-2009-04:28 удалить
Это странно и здорово,я бы сказала)Потому что однообразия и незаметно-то,по сути.
feldsparta4 26-07-2009-04:31 удалить
как раз в плане операторских работ очень заметно. и нифига не здорово. например, всё тот же Сталкер Тарковского, который ты не смотрела))), с визуальной точки зрения самодостаточен и вдвойне раскрывает идею фильма.
rosyln_mail_ru 26-07-2009-15:12 удалить
Пропалил меня=) Я говорю"здорово"потому,что,ИМХО,работа актеров,построение композиций и т.д.всё-таки скрашивают однообразие,и оно как минимум не бросается в глаза.
feldsparta4 26-07-2009-19:56 удалить
в техническом плане - мне - бросается и ещё как. и это - маленький, но минус
rosyln_mail_ru 26-07-2009-21:24 удалить
Ну тебе.Ты внимательный к этому,значит)
feldsparta4 26-07-2009-21:25 удалить
ну, мне кажется, что это вообще достаточно заметно...
rosyln_mail_ru 27-07-2009-06:37 удалить
Мэйби.Хотя,возможно,я путаю"замечать"и"придираться/не придираться".


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Spartacus. Эпический отчёт | feldsparta4 - Фотографии и мысли о рок-музыке, политике и футболе | Лента друзей feldsparta4 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»