• Авторизация


Пожарная безопасность - вопросы и ответы для малого и среднего бизнеса 21-01-2009 18:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вопрос. Допускается ли выполнить гостиницу в виде помещений встроенных в многоквартирный жилой дом ?

Ответ. Нормативными документами не запрещается выполнять гостиницы в виде помещений встроенных в многоквартирный жилой дом. При этом, поскольку встраиваемая гостиница относится к классу по функциональной пожарной опасности Ф1.2 отличному от класса многоквартирного жилого дома Ф1.3, то помещения гостиницы следует выгораживать противопожарными преградами (стенами, перегородками, перекрытиями) с требуемыми пределами огнестойкости.
Не допускается размещать гостиницы в подвальных этажах зданий.

Вопрос. Может ли кинотеатр быть размещен на втором подземном этаже здания общественного назначения ?

Ответ. Нормативными документами допускается возможность размещения кинотеатров в подвальных этажах зданий общественного назначения.
При этом количество мест в кинотеатре не должно превышать 300.
В нормативных документах подвальный этаж определяется как этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
В соответствии с таким определением второй подземный этаже является подвальным и нормативные документы не запрещают размещение в нем кинотеатра с числом мест до 300.
Вместе с тем, для такого кинотеатра должны быть обеспечены условия безопасной эвакуации людей при пожаре путем выполнения эвакуационных выходов.

Вопрос. Требуется ли оборудовать автоматическими установками пожаротушения магазин, встроенный в жилой многоквартирный дом ?

Ответ. При размещении магазина в подвальном или цокольном этаже и суммарной площади 200 м2 и более помещения следует оборудовать автоматическими установками пожаротушения, при площади менее 200 м2 - автоматическими установками пожарной сигнализации.
При размещении магазина на надземном этаже и суммарной площади 500 м2 и более помещения следует оборудовать автоматическими установками пожаротушения, при площади менее 500 м2 - автоматическими установками пожарной сигнализации.

Вопрос. Какие противопожарные требования должны быть выполнены для физкультурно-оздоровительного комплекса, размещенного в воздухоопорном сооружении (сооружении, выполненном в виде оболочки, закрепленной на фундаменте и удерживаемой за счет создаваемого внутри избыточного давления) ?

Ответ. Поскольку до настоящего времени воздухоопорные сооружения в России практически не строились, то для них не разработаны апробированные противопожарные требования.
Вследствие этого противопожарные требования для каждого конкретного воздухоопорного сооружения следует разрабатывать и согласовывать в установленном порядке с учетом количества одновременно находящихся в сооружении людей, горючести оболочки и д.р.

Вопрос. Какие противопожарные требования следует выполнить при проектировании внутреннего противопожарного водопровода для клуба со сценой с вместимостью зала до 300 мест ?

Ответ. Для клуба со сценой независимо от вместимости зала следует выполнить внутренний противопожарный водопровод, укомплектованный пожарными кранами, рукавами и стволами обеспечивающими возможность одновременного орошения каждой точки 2-мя струями с расходом не менее 2.5 лс-1 на каждую струю.

Вопрос. Может ли выход из помещения офиса, встроенного в здание другого назначения, быть выполнен через лестничную клетку этого здания ?

Ответ. Такой выход может быть выполнен, но если встроенное помещение относится к классу по функциональной пожарной отличному от класса здания то он не будет являться эвакуационным.
Если такой выход единственный, то помещение не будет обеспечено эвакуационными выходами и потребуется выполнение дополнительных выходов из помещения.

Вопрос. Из каких строительных материалов может быть выполнени одноэтажный торговый павильон и на каком расстоянии от соседних зданий допускается его размещать ?

Ответ. При площади 20 м2 и менее степень огнестойкости одноэтажных торговых павильонов не регламентируется.
Степень огнестойкости, допустимое число этажей и площадь этажа (пожарного отсека) торговых павильонов большей площади следует определять по действующим строительным нормам и правилам применительно к зданиям для предприятий торговли (см. СНиП 2.08.02-89*).
Расстояния от отдельно стоящих павильонов до жилых, общественных, вспомогательных зданий промышленных предприятий и до производственных зданий, а также между торговыми павильонами площадью более 20 м2 принимаются в соответствии с нормами по планировке и застройке городских и сельских поселений (см. СНиП 2.07.01-89*

Вопрос. Какие здания и сооружения необходимо оборудовать фотолюминесцентными эвакуационными системами (ФЭС) по
ГОСТ Р 12.2.143-2002 ?

Ответ. В настоящее время в нормативных документах по пожарной безопасности отсутствуют требования по обязательному оборудованию зданий и сооружений фотолюминесцентными эвакуационными системами (ФЭС). Вместе с тем, в зданиях и сооружениях, оборудованных ФЭС, эксплуатацию этих систем следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2002.

Вопрос. Необходимо ли согласовывать планы эвакуации при пожаре с органами государственного пожарного надзора?

Ответ. Планы эвакуации людей при пожаре согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежат.

Вопрос. Что можно понимать под системой пожарной безопасности и возможно ли функционирование такой системы, без каких либо ее элементов?

Ответ. Под системой пожарной безопасности понимаются система предотвращения пожара и система противопожарной защиты, а также организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Система пожарной безопасности должна характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий жизненного цикла объектов и выполнять одну из следующих задач:
исключать возникновение пожара;
обеспечивать пожарную безопасность людей;
обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;
обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.
Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью системы пожарной безопасности должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека.
При определении обязательных элементов системы пожарной безопасности для конкретного объекта следует руководствоваться требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Функционирование системы пожарной безопасности возможно без каких-либо ее обязательных элементов, но при этом согласно требованиям
п. 4 Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности (утверждена приказом МЧС России от 16 марта 2007 г. № 141, зарегистрирован в Минюсте РФ 29 марта 2007 г., регистрационный № 9172) в обязательном порядке должны быть разработаны специальные технические условия.
Технические условия должны содержать дополнительные требования пожарной безопасности, не установленные нормативными документами и отражающие специфику противопожарной защиты конкретного объекта.
Разработанные технические условия, утвержденные в установленном порядке, должны быть направлены на рассмотрение и согласование их в нормативно-технический совет Департамента надзорной деятельности МЧС России.

Вопрос. Какими нормативными документами по пожарной безопасности следует руководствоваться при проведении концертов и массовых мероприятий в культурно-зрелищных и спортивных сооружениях?

Ответ. Основными нормативными документами, устанавливающими требования пожарной безопасности, при проведении концертов и массовых мероприятий в культурно-зрелищных и спортивных сооружениях являются: Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313, зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. регистрационный № 4838), Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации ВППБ 13-01-94, Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений ППБ-0-148-87.
Кроме того, если сооружение в котором планируется проведение концертов и массовых мероприятий запроектировано и построено с учетом Специальных технических условий, устанавливающих дополнительные требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий, то при проведении концертов и других массовых мероприятий следует руководствоваться требованиями пожарной безопасности, установленными указанными Специальными техническими условиями.

Вопрос. Каким образом можно определить необходимость устройства в здании системы оповещения о пожаре?

Ответ. Для определения необходимости оборудования здания системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) следует руководствоваться табл. 2 НПБ 104-03* «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях». В этом нормативном правовом акте содержаться перечень объектов защиты подлежащих оборудования (СОУЭ), а также основные требования к характеристикам указанных систем.

Вопрос. Кто должен обслуживать установленную на объекте систему оповещения о пожаре?

Ответ. Согласно требованиям п. 96 ППБ 01-03 регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту
(ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.

Вопрос. Возможна ли установка речевых оповещателей в группах дошкольных образовательных учреждений?

Ответ. Наиболее целесообразным способом оповещения о пожаре в дошкольных образовательных учреждениях является оповещение администрации и обслуживающего персонала при помощи специального текста оповещения, транслируемого во всем здании. В этом тексте не должны содержаться слова или словосочетания, способные вызвать панику и привести к неуправляемой эвакуации.
Таким образом, установка речевых оповещателей в группах (помещениях) с пребыванием детей допускается.

Вопрос. Подлежит ли согласованию с органами государственного пожарного надзора проектная документация на автоматические системы противопожарной защиты (пожарная сигнализация, оповещение о пожаре, системы дымоудаления)? Необходимо ли предавать на рассмотрение в органы государственного пожарного надзора перечисленную выше проектную документацию?

Ответ. Проектная документация согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Передавать на рассмотрение в органы государственного пожарного надзора проектную документацию на автоматические системы противопожарной защиты нет необходимости.

Вопрос. Подлежит ли сдаче органам государственного пожарного надзора смонтированная установка системы оповещения и управления эвакуацией? Необходимо ли приглашать инспектора ГПН на сдачу в эксплуатацию смонтированной системы оповещения и управления эвакуацией?

Ответ. Приглашать инспектора ГПН на сдачу в эксплуатацию смонтированной системы оповещения и управления эвакуацией нет необходимости.

Вопрос. Кто определяет необходимость создания на объекте пожарной охраны?

Ответ. Согласно статье 16 и 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе относится:
подготовка перечня организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, утверждаемого в установленном порядке;
подготовка утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана;
утверждения перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов российской Федерации.
Таким образом, необходимость создания и содержания на объектах различного функционального назначения пожарной охраны относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопрос. В каких нормативных документах по пожарной безопасности установлены требования к знакам пожарной безопасности?

Ответ. Требования к знакам пожарной безопасности установлены в
НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» и ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».


Наиболее часто встречающиеся вопросы по НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» и ответы на них

Вопрос. Как определять нормативные расстояния между двумя АЗС?

Ответ. Расстояния между двумя АЗС, регламентированные документами по пожарной безопасности, следует определять в соответствии с требованиями п.п. 10, 12, а также 4 и 32 приложения 6 НПБ 111-98* как между АЗС и другим объектом. При этом расстояния между оборудованием технологических систем АЗС, являющихся наружными установками, определяются в соответствии с их категорией по взрывопожарной и пожарной опасности (см. НПБ 105-03), от оборудования технологической системы АЗС и здания (помещения) с указанным оборудованием до здания (помещения) с оборудованием технологической системы другой АЗС, а также здания (помещения) для персонала и/или сервисного обслуживания транспортных средств другой АЗС как до производственного здания, от оборудования технологической системы АЗС и здания (помещения) с указанным оборудованием до здания (помещения) сервисного обслуживания водителей и пассажиров другой АЗС как до общественного здания.
Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к этой АЗС, следует определять по другим нормативным документам, регламентирующим требования пожарной безопасности (например, СНиП 2.07.01-89*).

Вопрос. В каких случаях торговый зал магазина сопутствующих товаров на АЗС следует оборудовать автоматическими установками пожаротушения?

Ответ. В соответствии с положениями п.96 НПБ 111-98* помещение торгового зала магазина сопутствующих товаров следует оборудовать автоматической установкой пожаротушения в случае, когда количество и способ размещения в нем пожарной нагрузки соответствует количеству и способу размещения пожарной нагрузки в помещении категорий В1 или В2 по пожарной опасности (смотри НПБ 105-03). При этом данное требование не распространяется на помещения торговых залов площадью не более 20 м2 при условии, если в нем отсутствуют товары, содержащие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.

Вопрос. При проектировании традиционной АЗС мы столкнулись с трудностями, связанными с размещением на ее территории зданий (помещений) кафе и магазина сопутствующих товаров, содержащих, в том числе, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Дело в том, что размер площадки под АЗС не позволяет разместить отдельно стоящее (от здания магазина сопутствующих товаров) здание кафе. Как на практике можно решить указанную проблему без отступлений от требований НПБ 111-98*?

Ответ. В соответствии с положениями п. 25 НПБ 111-98* совмещение в едином здании кафе и магазина сопутствующих товаров, содержащих, в том числе, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, допускается при условии, если эти товары размещены только в помещении кладовой, отделенном от помещений сервисного обслуживания водителей и пассажиров противопожарными перегородками 1-го типа. На практике данные требования реализуются, чаще всего, следующим образом: товары, содержащие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, хранятся в кладовой магазина; в торговом зале размещаются только пустые упаковки указанных товаров (муляжи) и/или наглядная информация о них; после оплаты такого товара его передача покупателю осуществляется персоналом АЗС на выходе из здания. Если при проектировании здания АЗС разместить место кассира рядом с выходом из здания, а помещение кладовой непосредственно за кассиром, то приведенный порядок обслуживания клиентов не вызывает затруднений.
Обращаем Ваше внимание на то, что кладовая для сопутствующих товаров должна отвечать требованиям, регламентированным, в том числе, пунктами 21, 22, 28 и 96 НПБ 111-98*.

Вопрос. При проектировании АГЗС, располагаемой по отношению к окружающим объектам на нормативных расстояниях, регламентированных НПБ 111-98* для АГЗС с одностенными подземными резервуарами СУГ, и не предусматривающей в своем составе зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств, нами была применена технологическая система для АГЗС с двустенными подземными резервуарами хранения СУГ. Такое решение принято с целью снижения затрат и уменьшения территории, занимаемой оборудованием технологической системы АГЗС, за счет исключения необходимости применения аварийного резервуара для перекачки в него СУГ в случае разгерметизации резервуара хранения СУГ. При экспертизе проектной документации нам было указано на необходимость устройства на АГЗС системы водяного орошения в соответствии с п. 24 приложения 6 НПБ 111-98*, так как по их мнению требования этого пункта взаимоувязано с применением двустенных резервуаров. Мы с такой трактовкой норм не согласны. Прошу высказать свое мнение по данному вопросу.

Ответ. Требования об устройстве систем водяного орошения (наряду с другими требованиями, приведенными в п.37 приложения 6 НПБ 111-98* как не обязательные для АГЗС с одностенными резервуарами хранения СУГ) обусловлены не конструкцией резервуаров, а возможностью приближения АГЗС к окружающим объектам (см. п.4 приложения 6 НПБ 111-98*) по сравнению с АГЗС с одностенными резервуарами хранения СУГ, а также возможностью размещения на территории станции зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств. Кроме того, требования НПБ 111-98*, предъявляемые к двустенным резервуарам, также являются неотъемлемой частью комплекса требований к АГЗС, размещаемой на расстояниях по п. 4 приложения 6 НПБ 111-98* и/или имеющих на своей территории указанные здания (сооружения) сервиса.
На основании изложенного выше следует, что для АГЗС, располагаемой по отношению к окружающим объектам на нормативных расстояниях, регламентированных п. 32 приложения 6 НПБ 111-98*, и не предусматривающей в своем составе зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств, системы водяного орошения по п. 24 приложения 6 НПБ 111-98* допускается не предусматривать (см. п.37 приложения 6 НПБ 111-98*). Применение двустенных резервуаров хранения СУГ на такой АГЗС является дополнительным (по отношению к нормативным) мероприятием по повышению уровня пожарной безопасности станции, которое предусмотрено по инициативе ее владельца.
Вопрос. Нашей фирмой принято решение о реконструкции существующей традиционной АЗС с целью ее перевода в многотопливную. Проектом реконструкции предусматривается размещение на территории традиционной АЗС технологической системы по приему, хранению и выдаче сжиженного углеводородного газа (СУГ), выполненной как самостоятельный участок многотопливной АЗС. Размещение многотопливной АЗС по отношению к соседним объектам отвечает требованиям п. 4 приложения 6 НПБ 111-98*. Расстояния между оборудованием для жидкого моторного топлива, оборудованием для СУГ и зданиями многотопливной АЗС удовлетворяют требованиям п.5 приложения 6 НПБ 111-98*. Кроме того, проектом реконструкции предусмотрены средства противопожарной защиты многотопливной АЗС, регламентированные разделом IV приложения 6 НПБ 111-98*.
На стадии рассмотрения специалистами Главгосэкспертизы нам были сделаны замечания в части того, что расположение на одной территории технологических систем, предназначенных (согласно их технико-эксплуатационной документации) для АЗС одного из видов топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), на основании требований п.п. 3 и 4, а также п. 19.4 приложения 6 НПБ 111-98* не может рассматриваться как многотопливная АЗС. Следовательно, расстояния между ними должны определяться по п. 4 приложения 6 НПБ 111-98*. Просим высказать Ваше мнение по существу замечаний.

Ответ. Высказанные специалистами Главгосэкспертизы замечания считаем обоснованными.
Основным отличием в части пожарной опасности многотопливной АЗС от расположенных на одной территории рядом друг с другом традиционной АЗС и АГЗС является то, что конструкция технологической системы многотопливной АЗС предусматривает автоматическое (по заранее предусмотренным алгоритмам) приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (например, перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных АЗС (см. п. 19.4 приложения 6). На двух, технологически независящих друг от друга системах, действия по локализации аварии в пределах аварийного участка возможно только вручную. Учитывая значительное количество необходимых для указанной локализации операций, их функциональные различия (остановка перекачивающего оборудования, перекрытие соединяющих емкостное оборудование трубопроводов, открытие патрубков сброса давления паров из отсеченных участков трубопроводов, включение систем водяного орошения и т.п.), наряду с одновременными действиями по вызову подразделений пожарной охраны и организации эвакуации людей с территории АЗС, можно предположить о высокой вероятности ошибки в действиях персонала и/или невыполнения мероприятий, предусмотренных для него планом действий по локализации и ликвидации пожара.
Приведенные особенности обеспечения пожарной безопасности многотопливной АЗС обусловили необходимость применения для них только серийно выпускаемых технологических систем, сконструированных специально для многотопливной АЗС (см. п. 3 НПБ 111-98*). Для определения возможности применения предлагаемой на рынке технологической системы для многотопливной АЗС достаточно ознакомиться с ее технико-эксплуатационной документацией (ТЭД), в которой в соответствии с положениями п.4 НПБ 111-98* должны содержаться требования об условиях ее применения для многотопливной АЗС. В настоящее время в России имеется большое количество отечественных производителей, предлагающих технологические системы многотопливных АЗС, в том числе, предусматривающие возможность включения в их состав существующего на реконструируемой АЗС технологического оборудования (в Вашем случае оборудование технологического участка жидкого моторного топлива). При этом возможность такого включения определяется поставщиком технологической системы многотопливной АЗС на основании результатов проведенной им ревизии оборудования, которое существовало на АЗС до ее реконструкции, в части его соответствия требованиям ТЭД. После необходимых доработок (дооснащения устройствами противоаварийной защиты указанного оборудования, замена изношенного оборудования, подключения систем противоаварийной защиты технологического участка жидкого моторного топлива к системе автоматики многотопливной АЗС и т.п.) производитель технологической системы многотопливной АЗС проводит приемо-сдаточные испытания указанной системы в целом, после которых несет ответственность за ее соответствие требованиям ТЭД (включая оборудование, которое существовало на АЗС до ее реконструкции).
Обращаем Ваше внимание на то, что согласно приложения 1 к НПБ 111-98* самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС это комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива. При этом указанный комплекс может применяться в качестве технологической системы АЗС одного вида моторного топлива (в Вашем случае АГЗС), требования к размещению которой, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств, аналогичны многотопливной АЗС.


Типовые вопросы и ответы, возникающие в практике применения НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»

Вопрос. В какой литературе можно ознакомиться с типовыми примерами расчета категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности?

Ответ. Порядок определения и упрощенные методы расчета параметров взрывопожарной опасности и категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности приводятся в «Пособии по применению НПБ 105-95 при рассмотрении проектно-смежной документации» (М.: ВНИИПО, 1998).

Вопрос. Можно ли расчетным методом определить интенсивность испарения нагретой выше температуры окружающего воздуха легковоспламеняющейся жидкости (ЛВЖ)?

Ответ. Согласно положению п.6 НПБ 105-03 в случае, если использование расчетных методов не представляется возможным, в частности для расчетного определения интенсивности испарения нагретых ЛВЖ, допускается определение значений критериев взрывопожарной опасности на основании результатов соответствующих научно-исследовательских работ, согласованных и утвержденных в установленном порядке.
С некоторым запасом надежности массу испарившихся паров ЛВЖ при ее охлаждении от температуры ниже температуры кипения до температуры окружающей среды можно определить, исходя из предположения, что теплопотери в окружающую среду отсутствуют и изменение теплосодержания охлаждающейся ЛВЖ приравнивается к теплоте испарения.

Вопрос. Какой справочной литературой можно воспользоваться для получения данных по показателям взрывопожарной и пожарной опасности веществ и материалов?

Ответ. Данные по основным показателям взрывопожарной и пожарной опасности веществ и материалов приводятся в справочнике «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения» (кн. 1, 2 / А.Н. Баратов и др. – М.: Химия, 1990) и Приложении 2 «Пособия по применению НПБ 105-95 при рассмотрении проектно-смежной документации» (М.: ВНИИПО, 1998).

Вопрос. Какие горючие вещества и материалы, находящиеся в помещении, следует учитывать при определении пожарной нагрузки?

Ответ. В соответствии с действующим стандартом СЭВ 383-87 «Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения» пожарная нагрузка – количество теплоты, отнесенное к единице поверхности пола, которое может выделиться в помещении или здании при пожаре. Следуя этому определению, необходимо учитывать все горючие и трудногорючие материалы, находящиеся в помещении за исключением горючих и трудногорючих материалов в ограждающих это помещение строительных конструкциях.

Вопрос. Можно ли пользоваться отраслевым перечнем категорий РД 34.03.350-98 РАО «ЕЭС России» при определении категорий электропомещений и операторных по пожарной опасности?
Ответ. РД 34.03.350-98 РАО «ЕЭС России» не является нормативным документом по категорированию помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, и использование его при определении категорий указанных помещений неправомочно.

Вопрос. Что следует делать с некондиционными огнетушащими порошками (ОП)?

Ответ. ОП необходимо утилизировать. Для этого необходимо знать (выяснить) основной компонент ОП.
Если это фосфорно-аммонийные соли (аммофос), то это фосфорно-азотные удобрения.
Если это хлорид калия, то это калийное удобрение.
Если это бикарбонат натрия, то это моющее средство (техническое).

Вопрос. Как убирать ОП после срабатывания установки порошкового пожаротушения или порошкового огнетушителя?

Для этой цели лучше всего использовать промышленный пылесос, с последующей влажной уборкой.

Вопрос. Для тушения, каких горючих материалов лучше всего использовать огнетушащие порошки?

Ответ. ОП лучше всего использовать для тушения горюче-смазочных материалов, лаков и красок, различных пластиков. Гораздо менее эффективны огнетушащие порошки при тушении материалов растительного происхождения (способных к тлеющему горению).

Вопрос. Можно ли использовать модуль порошкового пожаротушения (МПП) в гаражных боксах?

Ответ. Да, но следует учитывать, что при горении внутри салона автомобиля или под капотом МПП малоэффективен.

Вопрос. Какие огнетушители по области применения и по диапазону температур эксплуатации считаются наиболее универсальными?

Ответ. Наиболее универсальными по области применения и по диапазону температур эксплуатации считаются порошковые огнетушители ОП. Наиболее «маневренными» среди них являются переносные, с полной массой до 20 кг.

Вопрос. На этикетках огнетушителей с недавнего времени появилась двойная маркировка, например ОП-4 (ОП-5). Как это понимать?

Ответ. Ранее маркировка огнетушителя производилась в зависимости от объема корпуса. С выходом ГОСТ Р 51057-2001 на переносные огнетушители, гармонизированным с международными стандартами, маркировать огнетушители стали по массе (объему) огнетушащего вещества. Чтобы не запутать потребителя временно стали вводить двойную маркировку. Следует понимать, что в огнетушителе с вместимостью корпуса 5 л находится 4 кг порошка.
Вопрос. Какие огнетушители следует применять для защиты административных зданий?

Рекомендуем к применению огнетушители с зарядом на водной основе (водные ОВ, воздушно-эмульсионные ОВЭ, воздушно-пенные ОВП) как наименее загрязняющие объект тушения. Если в помещении имеются оргтехника и компьютеры, то желательно предусмотреть углекислотный огнетушитель ОУ.

Вопрос. Почему химические пенные огнетушители следует выводить из эксплуатации?

Ответ. Это требование норм пожарной безопасности НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», п. 5.14 и п. 5.27

Вопрос. Существуют ли жидкостные огнетушители с отрицательной температурой эксплуатации?

Ответ. Есть водные огнетушители ОВ с температурой эксплуатации от минус 6 0С и от минус 12 0С. Воздушно-эмульсионные огнетушители ОВЭ применяются от минус 20 0С, минус 30 0С и минус 40 0С. Все в зависимости от модели и производителя.

http://www.pb01.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пожарная безопасность - вопросы и ответы для малого и среднего бизнеса | oleg9111 - Пожарная безопасность | Лента друзей oleg9111 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»