• Авторизация


Как развить свою память. 03-02-2009 10:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Анетол Оригинальное сообщение

Принципы, помогающие развить хорошую память.
Долгое время в психологии считалось, что память связана только с прошлым опытом. Между тем мнемическая деятельность представляет собой активное приспособление к будущему, ведь ни одна информация и действия не запоминаются иначе, как для исполнения в будущем. В ряде исследований показано, что в качестве мотивирующего фактора в памяти всегда выступает оринтация на будущее. Эта ориентация выражается в мотивах нашей деятельности, а мотивы - это то, ради чего действует человек. Игнорирование их дает неправильную картину организации памяти человека. Всем хорошо известна ситуация, когда учащийся, успешно сдав экзамен, скоро забывает выученный материал. Это и понятно, ведь ученик и учил материал только для сдачи экзамена, у него не было мотива запомнить его надолго.
Этот факт подтвержден экспериментально. Однажды в двух классах учитель прочитал один и тот же рассказ. В одном классе он сказал, что спросит его содержание на следующем уроке, а в другом - через неделю. Проверка проводилась в обоих классах через месяц. Оказалось, что в том классе, где ставилась цель запомнить надолго, текст воспроизводился в несколько раз лучше. Таким образом, отчетливая, осознанная ориентация памяти на будущее повышает прочность запоминания.
Следующим важным принципом организации памяти является понимание запоминаемого материала.
Многочисленные опыты по памяти убедительно показали преимущество смыслового запоминания над механическим. Умение выделять главное, связывать новое с уже известным харатеризует понимание.  
Все мы помним отвращение к составлению планов школьных сочинений. Чаще всего это делалось уже после того, как что-то выучено или написано. Такие формальные планы только мешали работе и запоминанию. План же, отражающий основную структуру материала, служит действительной опорой и повышает эффективность запоминания. Однако навык составления планов должен формироваться очень рано, то есть в начальной школе, когда школьник овладевает мнемическими приемами и его учебные действия еще не стали стереотипными. В дальнейшем, став навыком, прием перестает быть отдельным способом работы над текстом и автоматически вплетается в интеллектуальную деятельность. Это достигается далеко не сразу. Часто дети к пятому классу владеют приемами работы над текстом как умственными действиями (смысловая группировка, смысловое соотнесение), однако они еще не применяют этих действий в качестве приемов запоминания. Это и понятно, так как развитие мышления и памяти идет как бы параллельно, причем овладение мнемическими приемами следует за овладением умственными приемами.
Весьма важно, чтобы умения расчленять материал на смысловые группы и составлять план читаемых текстов закреплялись у школьников в процессе самостоятельной работы. Формирование умений мыслительной работы является необходимым условием дальнейшего их использования как приема запоминания. И в этих случаях (так же, как и в дошкольном возрасте) надо, следовательно, чтобы учащиеся сначала хорошо владели самими умственными операциями и лишь затем обучались применению таких операций, как средств запоминания. Умение составлять план прочитанного является хорошей диагностической методикой, которая может помочь учителю установить уровень понимания и степень овладения мнемическими приемами.


Исключительно важную роль играет повторение. Успех запоминания зависит не только только от количества повторений. Важное значение имеет правильная организация и прежде всего разнообразие при повторении. Основной путь разнообразия заключается в изменении способов повторения. Подобрать их надо так, чтобы они вынуждали возвращаться к тому, что повторяется. Например, сравнить новый материал с пройденным; сопоставить различные исторические события, географические зоны и т.д. Тому же могут служить задачи на обобщение материала, изученного в разное время. Важное значение при повторении имеет использование нового наглядного материала, составление схем, таблиц, диаграм, то есть при каждом повторении решается новая задача, совершается активная мыслительная работа.
Как это ни парадоксально, но еще одним важным принципом организации памяти является забывание, которое является не болезнью памяти, а условием ее здоровья. Но чаще всего мы жалуемся именно на забывание. Чтобы овладеть им, надо знать закономерность его работы. Забывание особенно сильно в первые 48 часов после восприятия любого материала. Наибольший процент забывания попадает на первые 24 часа, поэтому исключительно важную роль играют повторение, распределение повторений во времени, подготовка уроков "по горячим следам", чередование близких по содержанию предметов с предметами другого цикла. Когда же приходится учить предметы одного цикла, нужно начинать с более трудного для себя предмета, затем переходить к более легкому. При переходе одного материала к другому нужно делать небольшой перерыв.
При проведении уроков очень важная организация непроизвольного запоминания и использование разных видов памяти. Знание закономерностей работы памяти, умение организовывать свою мнемическую деятельность делает человека хозяином своей памяти.  
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как развить свою память. | Вайрес-сан - ~Дневник феншуиста~ | Лента друзей Вайрес-сан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»