• Авторизация


Воронеж - колыбель русского военного флота. 21-02-2014 22:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Виктория_Махракова Оригинальное сообщение

Воронеж - колыбель русского военного флота.

"Всё было: беды и победы,
Но высшей славой знаменит
Из всех царей, забвенью не дан,
Один в Воронеже стоит.
Ему за труд его пристало
Ожить и в нашем далеке,
Смотреть на город с пьедестала
С тяжелым якорем в руке."
(В.Гордейчев)
[700x446]
10 января 1956 года в Воронеже состоялось торжественное открытие нового бронзового памятника Петру I.
[700x363]
С первых лет своего царствования Пётр I осознал - России нужен выход к морям. «России нужна вода" - эти слова были девизом всей его жизни.
Как писал К. Маркс в работе "Секретная дипломатия XVIII века": «Ни одна великая нация не находилась в таком удалении от всех морей, в каком пребывала в начале империя Петра Великого".
Пётр задумывал возвратить Азов, захваченный турками в 1471 году и сделать его опорным пунктом борьбы за Черноморское побережье. Однако сухопутный поход сложился неудачно. Петр распорядился заложить верфь в Воронеже и взялся за постройку флота. Местом для строительства он выбрал Воронеж, берега реки здесь были покрыты вековыми лесами - дубовыми, сосновыми, липовыми. Недалеко находилась липецкая железная руда.
29 февраля (по стар. стилю) 1696 года Пётр приехал в Воронеж. Жил он по тем меркам достаточно скромно, хоть воронежская знать расстаралась на славу, заняв для царя двухкомнатный домик (который принадлежал подьячему Игнату Моторину), соорудив к нему пристройку и роскошную баню.
Пётр появлялся в дом лишь к ночи, а с рассвета уже был на верфи.
Плоскодонные суда-галеры (голландские имели по 32 весла, наши же по 48;военные корабли-галеасы - с длинными вёслами(на каждое по семь гребцов, с носа и кормы-пушки; зажигательные суда-брандеры, на зажженном брандере надо было поднять паруса, наставить руль по цели и пустить пылающие суда на неприятельский флот. Всего строили 23 галеры, 2 галеаса, 4 брандера и 1000 стругов.
2 апреля 1696 года в Воронеже была спущена на воду большая галера "Принципиум", 26 апреля - многопушечный корабль "Апостол Пётр" и с каждым днём всё новые и новые суда. В середине мая началась осада Азова. Турки были ошеломлены тем, что у России - доселе сухопутной державы - ВДРУГ ОКАЗАЛСЯ МОРСКОЙ ФЛОТ. 19 июля Азов капитулировал.

Галера "Принципиум".
[436x303]
Парусно-гребной фрегат "Апостол Пётр".
[288x198]

4 ноября было принято решение о строительстве военно-морского флота в Воронежском крае. Были созданы строительные компании - "кумпанства". Кроме главной Воронежской верфи Пётр организовал ещё несколько. Был возведен Адмиралтейский двор, служащий как арсеналом верфи, так и резиденцией царя.
[640x375]
В Воронеж вновь прибыли заграничные специалисты, но только на год. Сам Пётр в течение поездки 1697-1698 годов изучил полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода трудился плотником на верфях в Амстердаме, осваивал корабельную архитектуру и черчение планов, закончил курсы кораблестроения в Англии.
По приезду весной 1699-го в Воронеж, Пётр лично провёл" государев экзамен", чтобы убедиться, как постигли морское дело дворяне, обучавшиеся в Европе. 25 апреля Петр лично проэкзаменовал 72 человека, из них 68 провалились! Государь был крайне недоволен - иностранные мастера отнеслись к наставничеству небрежно. Неважно обстояли дела и на Воронежской верфи - "кумпанства" отдали строительство подрядчикам, а те (естественно!) пеклись лишь о своей выгоде, суда сооружали абы как, а карманы набивали туго. Пётр стал вершить строгий суд. Кого-то в ссылку, кого-то всенародно били кнутом и тоже ссылали. Тяжелее всего, конечно же, приходилось простому народу - их сгоняли сюда принудительно, труд был непосильно тяжел, малярия сваливала с ног немало людей. Значительным бременем была обязанность давать лошадей на перевозку леса и грузов (без лошади крестьянину было никак нельзя), а также "самовольство и дуровство" солдат, размещённых на постой. Крестьяне поджигали дома и убегали, беглецов разыскивали и в случае поимки били батогами и гноили в тюрьмах. Строительство флота обошлось дорогой ценой.
Донесение английского посла в Лондон от 14 марта 1705 года: "В настоящее время в Воронеже находятся почти совсем готовые от 40 до 50 военных кораблей, из которых наибольшие имеют 80 или 90 орудий.
Большая часть из них на будущий год спустится вниз по реке..."
[700x532]

Водохранилище

делит город на правый и левый берега, соединяют эти берега три моста: Вогрэсовский, Чернавский и Северный. В 1972 году было построено и заполнено водохранилище, гидроузел которого находится в районе Шилово. В день открытия "новорожденного моря" участников торжества приветствовал корабль петровских времен.Это была точная копия корабля "Меркурий", который в составе отряда боевых кораблей участвовал в 1699 году в Керченском походе Петра I.
[699x640]
[699x286]
А это Воронежское водохранилище сейчас:
[700x524]
[700x534]
[700x524]
[700x524]





Серия сообщений "КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО ФЛОТА":
Исторический материал про реку Воронеж, строительство верфи, Петра I, а также заметки о воронежском водохранилище и водостоках.

Часть 1 - История родного города.Старые улицы.
Часть 2 - Воронеж - колыбель русского военного флота.
Часть 3 - История водопровода.
Часть 4 - Из жизни воронежских ремесленников в дореволюционной России.
...
Часть 11 - О воробьях, стрижах и чайках.
Часть 12 - Шумит камыш, журчит ручей...
Часть 13 - Пушки для "Гото Предестинации".


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Воронеж - колыбель русского военного флота. | Виктор_Кареев - Дневник Виктор_Кареев | Лента друзей Виктор_Кареев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»