ЖАНРЫ
Жанр (от фр. genre — род) — совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.
В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё.
Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано с технической, научной сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим, изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое.
По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» — фототехникой и фотоматериалами.
Фотограф использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение), родственные изобразительным средствам живописи. Дополнительным инструментом является химико-фотографическая обработка.
Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.
Архитектурный жанр
Фотографии зданий, сооружений, архитектурных ансамблей, жилых и общественных интерьеров. Снимки должны раскрывать художественные, стилистические и/или конструктивные особенности архитектурных объектов.
Город
Городской пейзаж, раскрывающий особенности городской среды и застройки, а также панорамы, виды улиц, кварталов.
Фотохота
Фотоохо́та (англ. Wildlife Photography) — вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, животные, насекомые и другие существа в естественных природных условиях.
Макро
Фотографии объектов в крупных масштабах от 1:5 до 20:1 (то есть, 1 см изображения на светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 5-0,05 см объекта). Термин «макросъемка», как правило, применяется к изображениям, которые сняты с очень маленьких расстояний или при съёмке крупным планом, сделанной в натуральную величину или даже крупнее.
Мобилография
Мобилография — (от лат. mobilis — «подвижный», и греч. γραφη — «писать») — разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифровой фотокамерой первоначально не предназначенные для профессиональной фотосъемки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, компасы, бинокли, зажигалки и тому подобное. Отличительная особенность жанра — запечатление трудновоспроизводимых ситуаций и «цифровой стиль» из-за низкой разрешающей способности камеры. Жанр мобилография зародился в начале двадцать первого века, с момента начала широкого распространения бытовой техники со встроенными фотокамерами. Мобилография подразумевает под собой выведение на первый план функций фотокамеры в тех приборах, где изначально камера была заявлена в качестве дополнительной функции. Как правило, такая фотокамера была снабжена минимальным достаточным для цифровой съемки оборудованием, зачастую обеспечивающим низкое техническое качество получаемых снимков, что не является, как показывает мобилография, принципиальным препятствием для создания полноценных высокохудожественных произведений искусства, или Мобилографий. Уникальные коммуникационные свойства М. открывают возможность невербального способа общения, минуя всяческие языковые барьеры. Свои мысли и чувства люди могут доносить друг до друга с помощью образов, способных в большей степени, чем слова передавать эмоциональные нюансы. Многие считают, что мобилография не является разновидностью искусства, являясь лишь модой на любительские фотографии. Однако, есть мнение и о том, что с совершенствованием технических средств жанр окончательно оформится и мобилограммы будут создаваться при помощью компьютерной обработки видеозаписей высокого разрешения. Но тут стоит учесть момент, что при нынешнем развитии мобилографии данный вид искусства останется обособленным, так как в мобилографии ценится в основном объект съемки и необычность ракурса, а не качество получившегося фото. То есть важна не четкость кадра, а то что на нем. Автором термина «мобилография» является российский художник Дмитрий Резван. В 2004 году образовалось Всемирное Общество Мобилографов, поставившее перед собой задачу создания «Мобилограммы Мира» и популяризации мобилографии в мире.
Фотоколлаж
Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии. Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то не обычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение. К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х.Хох, М.Эрнст, Л.Мохой-Надь, А.Родченко, В.Степанова, Э.Лисицкий, Ю.Рожков Г.Клуцис и др.
Гламур
Модная фотография. Гламур (англ. glamour, собственно «чары», «очарование») — оценочное понятие (оценка при этом может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от взглядов говорящего), означающее близость к общепринятым стандартам «роскоши», «шикарного», внешне «блестящего». Применяется прежде всего к моде на одежду и косметику, а в расширительном употреблении — также к стилю жизни, развлечениям и проч. (понятия «глянцевый журнал» и «гламурный журнал», «гламур» и «глянец» часто выступают как взаимозаменимые).
Реклама
Фотографии, выполненные с целью продвижения объектов потребления.
Документальная, научная фотография
Документальная фотография обычно считается разновидностью профессиональной фотожурналистики, но ей также занимаются любители. Фотограф старается сделать объективную и беспристрастную фотографию, передающую истинный вид того, что снималось, чаще всего людей. Обычно такие фотографии предназначаются для публикаций. Иногда какая-либо организация или компания заказывает документальную съемку своей деятельности, но эти фотографии обычно идут только в архивы этой компании для внутреннего использования. Фотографы общенациональных средств массовой информации стараются обычно снимать документальные кадры, а не постановочные фотографии, потому что они дают ощущение правдивости и неподдельности, необходимое для настоящих новостей. Сделать снимок тонкого момента или сцены, не внося своего присутствия — это сложная задачи для фотографа. Впрочем, в региональных изданиях встречаются и фотографы средств массовой информации,снимающие исключительно постановочные сюжеты. Один из таких стал прообразом фотокорреспондента Жбанкова в ироничном рассказе Сергея Довлатова "Компромисс" Если целью фотографирования является запечатление чего-нибудь, например костюма, тогда постановочное фото с позирующими людьми позволит сделать качественную документальную фотографию. В США представителями этого направления фотографии являются: Беренис Эббот, Walker Evans, Dorothea Lange, Mary Ellen Mark and W. Eugene Smith
Астрофотография
Астрофотография, Астрография, Астрономическая фотография — способ проведения астрономических наблюдений, основанный на фотографировании небесных тел с использованием астрографов. Преследует две основные цели:
* Исследовательские.
Преимущество фотоматериалов перед человеческим глазом состоит в накоплении светового воздействия фотографической эмульсией за время длительной выдержки. Это позволило астрономам получать изображения объектов чрезвычайно низкой яркости. Кроме того, фотографический метод позволяет получить изображение сразу многих объектов и отличается документальностью и объективностью. В узком смысле астрофотографией называют фотографическую астрометрию.
* Художественные.
Далёкие космические объекты
Звёзды
Луна и лунные затмения
Солнце
На фоне Солнца
Солнечные затмения
Особенность - применение длиннофокусных объективов (фокусное расстояние 10 м и более) и специализированных оптических систем. На окулярном конце телескопа обычно помещается кассета с фотопластинкой или форматной плёнкой. Современные астрографы всё чаще снабжаются электронными матрицами. В сочетании с автоматическим управлением с компьютера астрографы всё чаще становятся средством досуга и получения красивых снимков различных небесных объектов. Для получения качественных снимков удалённых объектов применяются длинные выдержки и телескопы с часовым механизмом, обеспечивающим компенсацию вращения Земли.
Подводная съемка
кино- и фотосъёмка различных объектов, находящихся под водой. Как правило, происходит с применением специального водонепроницаемого оборудования, или с помощью обычного фотоаппарата или кинокамеры, помещаемых в бокс для подводной съёмки или мягкий водозащитный чехол.. Подводный бокс для фотоаппарата DIGITAL IXUS
Комплект для подводной съёмки на малых глубинах обычно состоит из съёмочного аппарата в боксе и автономного осветительного прибора. Профессиональные съёмки ведутся с использованием нескольких осветительных приборов с автономными источниками питания, средств установки аппаратуры на грунте или подводном аппарате, средств подводного транспортирования аппаратуры и средств связи между операторами.
Современное оборудование даёт возможность снимать и на глубинах, самому человеку недоступных, благодаря использованию средств дистанционного управления. Именно в подводной фотографии наиболее полно раскрываются особые свойства т.н. "цифровой" фотографии из-за расширенных возможностей дополнительной манипуляции с изображением, т.н. "цифровой" ретуши.
Показатель преломления среды
Показатель преломления воздуха приблизительно равен 1. Показатель преломления воды равен 1.3. В связи с этим объектив съёмочного аппарата должен быть отделён от водной среды воздушной прослойкой. Кроме того, переход световых лучей из более плотной среды в менее плотную сопровождается их преломлением, и их отклонение таково, что находящийся в воде предмет кажется ближе, чем на самом деле. Это приходится учитывать при фокусировке съёмочного объектива по шкале расстояний. Соответственно уменьшается угловое поле объектива и меняется масштаб создаваемого на фотоматериале изображения. Как правило, для подводной съёмки применяют более короткофокусные объективы, нежели на воздухе.
Рассеяние света в воде
Вода рассеивает лучи света в значительно большей степени, нежели воздух. Особенно существенно влияют на изображение взвешенные в ней частицы песка, ила, планктона. Это обуславливает понижение контраста и резкости изображения. Исходя из этого, для подводной съёмки следует применять контрастные фотоматериалы.
Спектральные особенности
Вода значительно лучше пропускает коротковолновую часть спектра, голубые и зелёные лучи. В результате при съёмке в естественном освещении цвет подводных объектов изменяется с погружением в глубину. Начиная с глубины 3-5 метров, практически полностью теряется красная и ослабляется жёлтая часть спектра. Для глубин более 5 метров компенсация нарушений цветопередачи светофильтрами практически не применяется из-за сложности подбора. Как правило, применяется искусственное освещение. Подводная съёмка на чёрно-белые материалы часто осуществляется с жёлтым светофильтром, задерживающим наиболее рассеиваемые водой синие лучи. Это существенно улучшает контраст получаемого изображения.
Некоторые разновидности
* Съёмка одновременно в двух средах, с использованием поверхности воды как части сюжета.
1. Преломление света создаёт совершенно различное представление о глубине пространства и смещает изображения подводных частей предметов относительно надводных.
2. Сложность выбора экспозиции. Освещённость воздушной и водной частей отличается на несколько ступеней экспозиции, причём разница зависит от времени суток, чистоты воды.
3. Разница в дистанции фокусировки. Для компенсации второй и третьей проблем выпускаются специальные насадки, состоящие из полулинзы, создающей разницу в фокусном расстоянии и светофильтра, затеняющего верхнюю часть кадра.
* Съёмка аквариума — наиболее простая разновидность, требующая, однако, избавления от паразитных отражений в стекле (обычно применяется Поляризатор)
из истории:
* 1856 год — William Thompson делает первые подводные снимки, используя фотокамеру, закрепленную на шесте.
* 1893 год — Louis Boutan сделал подводные фотографии в процессе погружения в стандартном водолазном скафандре c жёстким шлемом; en:standard diving dress
* 1914 год — John Ernest Williamson заснял первый в истории подводный кинофильм;
* 1923 год — W.H. Longley и Charles Martin сделали первые цветные снимки под водой и впервые применили под водой магниевую вспышку.
* 1933 год — в СССР Ф. А. Леонтович создал киноаппарат для подводной съёмки
* 1943 год — изобретение акваланга (Жак-Ив Кусто и Э.Ганьян, Франция) способствовало развитию подводной съёмки.
* 1957 год — The Calypso Phot camera was designed by Jean De Wouters and promoted by.It was first released in Australia in 1963. It featured a maximum 1/1000th second shutter speed. A similar-looking version would later be produced by Nikon as the Nikonos, with a maximum 1/500th second shutter speed and became the best-selling underwater camera series.
Жанр, сюжет
Сцены и картины из повседневной жизни человека, какие-то бытовые сценки, попытка проникновения в духовный мир действующего лица (лиц) через показанные события. В основе жанровой фотографии - человек, в основе жанра - некий сюжет с участием ЧЕЛОВЕКА. Жанровая фотография показывает прежде всего сюжет, запечатленное состояние или действие. Сюжет охватывает определенный временной отрезок, имеющий свое начало, развитие и завершение, одним словом, некоторый процесс.
Репортаж
Репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.
Спорт
Фотографии людей, занимающихся каким-либо спортом, а так же спортивных соревнований, либо как-то касающихся спортивной жизни.
Портрет
Фотография человека или группы людей, передающая индивидуальное сходство, раскрывающая внутренний мир и характер, выявляющая в облике типические черты эпохи и социальной среды.
Портре́т (фр. portrait, от cтарофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») — изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры, скульптуры, фотографии), а также (в переносном смысле) словесное описание (в частности, в литературе). На развитие портретного жанра влияют две тенденции:
* прогресс технических изобразительных навыков;
* и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности.
Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. «Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём».
Композиция
* По формату:
o головные (когда изображена только голова по плечи);
o погрудные;
o поясные;
o поколенные;
o во весь рост;
+ скульптурные, в свою очередь, особо принято разделять:
# герма (одна голова с шеей);
# бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь);
# статуя (целая фигура, с головы до ног).
* По позе:
o профильные;
o портреты анфас (en face, «с лица»);
o в три четверти поворота направо или налево (en trois quarts);
o так называемые en profil perdu, то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля.
Темой портрета
является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. «Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики.
Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.
* Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
* Портрет-картинка — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картинка).
* Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
* Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»).
Различают:
o Аллегорический
o Мифологический
o Исторический
* Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр. По характеру изображения
* Парадный (репрезентативный) портрет — как правило, парадный портрет предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне.
В зависимости от атрибутов бывает:
o Коронационный (реже встречается тронный)
o Конный o В образе полководца (военный)
o Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
* Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
o Интимный портрет — является разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Иногда при классификации используется расовый или социальный принцип
Ню
Ню (фр. nu — обнажённый) — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий обнажённое человеческое тело. На протяжении многих веков он является одним из основных жанров в искусстве.
Пейзаж
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.
В пейзаж входят некоторые основные элементы:
* Земная поверхность
* Растительность
* Человеческие постройки
* Перспектива вида
Изображение также может включать:
* водоёмы (озера, моря, реки)
* фауну
* людей
* свет
* метереологические образования (облака, дождь)
Натюрморт
Мёртвая природа, изображение вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Натюрморт (фр. nature morte — букв. «мертвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.
Первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль тёмной, был Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.
Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.
В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагерр использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагерр назвал дагерротипия.
Практически в то же самое время англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке — решётчатое окно дома Тальбота.