• Авторизация


Болезнь, которая помогает выжить? 06-12-2010 11:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Molasses Оригинальное сообщение

Болезнь, которая помогает выжить?

Болезнь, которая помогает выжить?

 

Еще « отец психосоматической медицины » выдающийся немецкий врач Георг Гроддек (1866 - 1934) заметил , что выражения сломать себе руку или разбить себе голову звучат по меньшей мере странно . Как можно говорить , что человек сломал себе руку , если он ничего не сделал для того , чтобы причинить себе какой - то ущерб ? Он даже всячески старался избежать беды . Тем не менее , в России и Германии , Италии и Франции , Англии и США говорят : он сломал себе руку или ногу . Он сам ударился , поскользнулся , ушибся , обжегся , заразился .

Мы говорим : подхватить болезнь . Итальянцы говорят pigliare уна malattia . По- английски заразиться гриппом , чтобы поймать грипп, по - французски attraper ла гриппом. В разных языках используется одно и то же слово - схватить . Обратите внимание , лекарство принимают , как принимают гостя или посетителя ( возможно , без особой охоты ), а болезнь хватают . Как будто больной не только заболел намеренно , но торопился и ждал подходящего случая . Ему повезло , представилась возможность , он ее не упустил и слег .

Если заболевший не просто жертва , но активное действующее лицо , если он сам сделал что - то , что привело его к болезни , в его действиях должна скрываться какая - то цель ( возможно , неизвестная ему самому ), а у болезни должно быть какое - то скрытое предназначение . Обычно же принимается , как само собой разумеющееся , что у болезни есть причины , но нет никакого назначения .

[250x315]

Болезнь, как наказание

Далеко не у всех инфицированных дело доходит до болезни . Конечно , у одного человека иммунная система в порядке , а у другого ослаблена . Но это ничего не объясняет . Вопрос о том , случайна болезнь или закономерна , заменяется вопросом о случайности и закономерности ослабления иммунной системы . Существует , однако , совсем иной подход к проблеме .

Он был высказан выдающимся лейпцигским психиатром Иоганном Кристианом Хейнротом (1773 - 1843) в « Учебнике душевных расстройств » (1818) , « Учебнике антропологии » (1822) и работе « Ключ к небу и аду в человеке или О моральной силе и пассивности » (1829 ). Хейнрот утверждал , что все сбои в работе печени или селезенки следствие человеческих пороков . Никто бы не удивился , если бы услышал из уст религиозного проповедника , что любая болезнь - расплата за грехи , но все привыкли к тому , что для врача болезнь скорее результат плохого питания , нездорового образа жизни или несоблюдения правил гигиены .

Хейнрот говорил , что человек - существо « отпущенное на волю ». Ему предоставлена свобода выбора в поступках , но свобода может быть использована по - разному . Тот , кто ею обладает , способен на « самосохранение и саморазрушение ».

Человек все время колеблется между добром и злом . Постоянное чувство неопределенности вызывает тревогу , которая угнетает и парализует душу . Страсти ослепляют и подталкивают к дурному поступку , а когда он совершен , человек чувствует , что перестает быть самим собой и вступает на ложный путь . Он мучается , потому что не может избавиться от чувства вины .

Человек чувствует « что он отделен от самого себя и все же от себя отделиться не может . Это поистине адская мука . В этом ощущении не принадлежности самому себе погибает душа при меланхолии ». Но перед тем как погибнуть , душа разрушает тело .

Если для Гиппократа и Аристотеля было ясно , что душевные заболевания возникают , как последствия телесных , то Хейнрот учил прямо противоположному .

Он писал : « Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий , то мы с удивлением узнали бы , с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело . В истории окончательно расшатанного пищеварения , пораженной в своих тканях печени или селезенки , - в истории заболевания воротной вены или больной матки с ее яичниками , - мы могли бы найти свидетельства долгой порочной жизни , врезавшей все свои преступления как бы неизгладимыми буквами в строение важнейших органов , необходимых для человека ». ( Цитируется по Ю. Каннабих « История психиатрии » М.1994 ).

Хейнрот был весьма уважаемым ученым . Его мысли о том , что внутренний душевный конфликт порождает соматические заболевания , выслушивались с вежливым интересом , но его попытки доказать , что все болезни являются следствием грехов и порочной жизни , воспринимались , мягко говоря , с недоверием . Тем более что проверить это не представляется возможным . Печень и селезенка немы и ни о чем рассказать не могут .

Выходило так : тот , чья совесть чиста , может спать спокойно и не опасаться за свое здоровье . На Хейнрота смотрели , как на религиозного моралиста , который забыл , в какое время он живет .

А это было время веры в общественный прогресс и очередного пересмотра ценностей . Подыскивались новые принципы построения науки . Из нее безжалостно отметалось все субъективное , т . е . то , что не основано на опыте . Ученые изо всех сил старались стереть случайные черты и убедиться в том , что в нашем мире все устроено просто и четко , как в часовом механизме . Надо только выяснить правила его работы .

Если болезнь вызвана утомлением , голодом , истощением организма , жарой , холодом , инфекцией , физическими травмами или даже угрозами , это понятно . Но что такое чувство вины ? От чего оно возникает ? Есть ли оно у преступников ? Разве мы не встречаем людей , которые вели совсем не праведную жизнь , и , тем не менее , нисколько не мучатся от угрызений совести и в старости не жалуются на плохое здоровье ?

В 1818 г . Хейнрот ввел в медицину принципы , составившие впоследствии основное содержание психосоматики . Очевидно , он сделал это , по крайней мере , на 100 лет раньше , чем его идеи могли найти понимание . В 1980- ые годы некоторые психиатры окончательно выяснили для себя , что Хейнрот не опоздал , а поторопился родиться .

Страх и тревога

По существу Хейнрот говорил о « моральном »« естественном отборе », который избавляет общество от людей , способных его погубить . Получается , что болезни могут приносить пользу обществу в целом , но опять - таки для отдельного человека болезнь безусловное зло . Для того чтобы понять , что это не всегда так и что болезнь приносит не только горе , надо разобраться в том , каким образом душевный конфликт приводит к соматическим заболеваниям .

Еще в тридцатые годы XIX века выдающийся немецкий врач Карл Иделер (1795 - 1860) , который в течение тридцати двух лет возглавлял психиатрическое отделение берлинской больницы Шарите , выявил различия в природе страха и тревоги , оказавшиеся в центре внимания психиатров в середине XX века .

Когда человек не в силах справиться со страхом перед чем - то или перед кем - то , он может постараться убежать , скрыться , прибегнуть к чьей - либо помощи . Причины страха лежат вне человека , причины тревоги - внутри . Человек сам не знает , что именно вызывает его тревогу . Что - то беспокоит его . Что - то мешает ему работать , отдыхать , читать , играть , гулять . Он не может назвать причины своих терзаний .

Постепенно тревога становится невыносимой , а спрятаться от нее нельзя . Но человеку необходима защита . И тогда начинают изменяться все его ощущения . Загнанный в угол человек пытается отвергнуть мир , к которому он не способен приспособиться . Он пытается создать свой собственный параллельный мир , как это делает ребенок , строя домики из песка или бумаги . Появляются галлюцинации , назначение которых ограждение от враждебного и опасного окружения . Человек перестает ориентироваться во времени и пространстве , путается в мыслях . Так начинается распад человеческой личности .

Иделер впервые описал явление , которое в шестидесятые годы XX века получило название « галлюцинаций реального страха ». Однако больная фантазия проявляется не только в галлюцинациях . Она искажает все предметы и по - своему толкует все события . Она постоянно занята тем , что пытается подыскать подходящий образ для невыносимой немой тревоги .

Тревога должна заговорить . Для того чтобы человек , находящийся в состоянии депрессии , мог ее вынести , она должна наполниться достаточно понятным содержанием . Современные философы - экзистенциалисты называют этот процесс « рационализацией тревоги ».

В настоящее время « рационализация тревоги » воспринимается , как нечто давно и бесповоротно установленное , однако ее часто путают с приданием скрытому врагу зримого образа , а это совсем не одно и то же .

Враг нужен человеку вовсе не для того , чтобы разобраться в причинах своих страхов или , по крайней мере , найти для них правдоподобное объяснение , а в качестве объекта возможной агрессии , на котором можно сорвать свою злость и таким образом добиться нервной разрядки .

Объект агрессии находится вне человека и к нему сознательно испытывается враждебное отношение , одновременно в бессознательном возникает враждебное отношение к каким - то внутренним органам , которые прочно ассоциируются с образом врага . Когда нет возможности добраться до зримого врага , человек воюет на том поле , на котором ему обеспечена « победа »: начинается расправа над собственным организмом . Подавленная агрессия ведет к болезням и саморазрушению организма .

Впрочем , бывает так , что со временем угнетенный человек все меньше нуждается в разрядке . Он вступает на путь , неизбежно ведущий к « внутренней » смерти , т.е. к состоянию , в котором угасают все желания . Каждый шаг в этом направлении связан с каким - то новым ограничением , с возведением еще одного ограждения , за которым прячется меланхолик .

Идеи Иделера , как и теории Хейнрота , не случайно начали привлекать к себе особое внимание психиатров в середине 1980- ых годов . В лексикографическом исследовании , опубликованном в ФРГ в 1980 г . утверждалось , что сто лет назад слово « страх »( Furcht ) употреблялось в два раза чаще , чем слово « тревога »( Angst ). Теперь же слово « тревога » встречается в шесть раз чаще , чем « страх » . ·

Страхи сердечников

Не случайно говорят о « сердечном волнении »,« сердечной привязанности »,« сердечном отношении »,« дрожи в сердце ». Все чувства , которые переживает человек , отражаются на работе сердца и оставляют на нем следы . Иногда успешная операция на сердце не приносит исцеления , потому что не устранены причины заболевания .

Сердце обычно связывают с любовью . Возникает вопрос : почему разрыв отношений , потеря близкого человека нередко приводит к сердечным заболеваниям ? Если мать не дает своему ребенку достаточно тепла , он проявляет к своей кукле чувства , которые хотел бы ощутить в своей матери . Кукла становится заменой близкого человека .

Некоторые кардиологи предполагают , что иногда сердце превращается в символ близкого человека и на него переносятся все те чувства , которые по каким - то причинам не могут быть выражены открыто . Человек боится показать другим свое недовольство . Женщина не решается возражать любимому человеку и для того , чтобы уменьшить тоску и избежать депрессии , тиранит собственное сердце , вымещая на нем свое раздражение .

Американские ученые Мейер Фридман и Рей Розенман , исследовавшие особенности людей с ишемической болезнью сердца , обнаружили у них определенные особенности поведения . · Сердечники часто принадлежат к так называемому типу А . У людей этого типа самый высокий риск сердечных заболеваний .

Обычно говорят , что остерегаться нужно , прежде всего , людям пожилым , гипертоникам , табакокурильщикам и тем , у кого повышенное содержание холестерина в крови . Оказывается поведение важнее холестерина .

Что же такое тип А ? Так ведут себя люди , которые находятся в постоянной борьбе с окружающим миром . Их честолюбие , агрессивность , воинственность , конфликтность , нетерпеливость , раздражительность , склонность к соперничеству и враждебность по отношению к конкурентам , сосуществующие с подчеркнутой вежливостью , нередко вызываются стрессом .

Поведение типа А проявляется в том , что человеку хочется в кратчайшее время сделать , как можно больше и добиться максимальных результатов . Он все время не успевает . Ему все время требуется большее . Он постоянно в ожидании чего - то . Его внимание обращено к завтрашнему дню . Понятно , что когда человека раздирает множество желаний и страстей , некоторые из них противоречат друг другу . От чего - то приходится отказываться . Поэтому практически невозможно избежать внутреннего конфликта .

Человек с поведением типа А недоволен и строг к себе . Такие люди часто не обращают внимания на недомогания . Если нужно , они работают даже тогда , когда плохо себя чувствуют . Они как будто не знают , что такое тревога . На самом деле это значит , что тревога проявляется у них только в завуалированной форме . Например , в такой : эти люди чрезвычайно беспокойны и возбудимы . Порой они выходят из себя , ведут себя бестактно и грубо , приходят в ярость без особых оснований .

Раньше инфаркт миокарда называли « болезнью менеджеров ». Потом стало ясно , что инфаркт никак не связан ни с социальным положением , ни с профессией . Однако царящие в обществе настроения сказываются на росте количества сердечных заболеваний . Общество поощряет энергичных людей типа А , мечтающих о власти и престижной должности .

Кроме поведения типа А существуют поведение типа В и типа С . Первое отличается свободным отношением к миру и окружающим людям , удовлетворенностью существующим положением и отсутствием напряжения . Поведение типа С связано с робостью , скованностью , готовностью без всякого сопротивления примириться с любыми поворотами судьбы и постоянным ожиданием новых ударов и неприятностей .

Во второй половине 1980- х годов немецкий ученый Франц Фричевски уточнил представление о типе А и разбил его на три подкласса . В первый входят люди замкнутые , заторможенные , сдержанные в мимике и жестах . Они редко выходят из себя , но зато , если уж разойдутся , долго не могут успокоиться . Другая группа - это люди , которые хорошо умеют прятать свои чувства , но очень нервные внутри . Третья группа - люди , которые привыкли бурно выражать свое отношение ко всему , что происходит . Они общительны , размахивают руками , жестикулируют , громко говорят и смеются . Они часто срываются , сердятся , начинают ругаться , но тут же забывают причину своей злости .

Желчнокаменная болезнь и любовь к справедливости

В желчном пузыре , в печеночных и желчных протоках очень часто ( особенно в пожилом возрасте и в первую очередь у женщин ) образуются камни из холестерина , желчных пигментов и известковых солей . Когда камни закупоривают пузырной проток или желчевыводящие пути возникает приступ печеночной колики .

Далеко не все , у кого есть камни , ощущают от этого какие - то неудобства . В большинстве случаев камни никогда не дают о себе знать . Все же тех , кому они приносят страдания , очень много . Желчнокаменная болезнь одна из самых распространенных в западном мире . По неясным причинам на Востоке , например , в Японии она встречается несравненно реже , чем в Европе . У негров камни бывают редко , а жители острова Ява , кажется , вообще с ними не сталкиваются .

Уже в Древней Греции видели тесную связь между печенью , желчью и человеческой психикой . Когда человек волнуется , злится , завидует , это тут же сказывается на работе печени . Недаром говорят « желчный человек » или « у меня это в печенке сидит ».

В 1928 г . Е. Витковер решил проверить , как отражаются на работе печени различные переживания . Под гипнозом испытуемым внушалось то , что вызывало у них радость , печаль , тревогу или злость . Во всех случаях кроме последнего поток желчи увеличивался . Гнев и злость вели к уменьшению выделения желчи . Выяснилось также , что при внушении радостных чувств желчь принимала более желтую окраску . Оказалось , что от внушаемых представлений зависит состав желчи .

Швейцарский специалист по психосоматике руководивший отделением психосоматической медицины в университетской поликлинике Базельского университета ( он был убит в 1980 г .) Дитер Бек попытался установить психические особенности людей , страдающих от желчнокаменной болезни , и пришел к заключению , что все они в большей или меньшей степени подвержены неврозу навязчивых состояний могут быть разделены на три группы .

К первой принадлежат те , кому не дает покоя стремление во всем навести порядок , восстановить справедливость и оказать социальную помощь нуждающимся в ней . Эти люди становятся заложниками идеала , осуществления которого они добиваются . У них часто бывают гипертония , сердечные заболевания , импотенция , нервное и физическое истощение организма .

Ко второй группе принадлежат в основном женщины , у которых невроз навязчивых состояний сочетается с депрессиями . Они скромны и склонны к самопожертвованию , но при этом частично сознательно , а частично бессознательно находятся в ожидании того , что их самоотдача будет оценена . Признание станет компенсацией за все , что они сделали для других . Недовольство , досаду , злобу они проявляют редко . Чаще всего они обращают свою агрессивность на себя . Болезнь возникает тогда , когда их готовность к жертвам оказывается ненужной и они отвергаются . Больные из этой группы , что страдают от головных болей , мигреней , функциональных заболеваний желудка и болезней , связанных с менструациями .

У третьей группы женщин невроз навязчивых состояний сочетается с истерическими признаками . У больных особенно проявляется потребность быть любимыми . Страх потери и боязнь оказаться в одиночестве - вот главное , что ведет их к болезни . Вынужденный брак , беременность без мужа , соперничество с другими женщинами часто становятся причинами их бед . Многие из них постоянно находятся в состоянии тревоги .

Четкую грань между различными типами людей провести нельзя . Большинство людей сочетает в своем поведении черты различных типов . Важно то , что здесь речь идет именно о типах поведения , а не о характерах . Подразумевается , что человеку вполне под силу изменить свой жизненный стиль . А значит , у него всегда остается возможность уменьшить риск сердечных , как впрочем , и многих других заболеваний .

Есть ли смысл в болезни ?

Человек идет по улице . Сорвавшаяся с крыши ледяная сосулька падает на него и ранит . Мы говорим : несчастный случай . Случай - на то и случай , что он может произойти , а может и не произойти . Доискиваться до его причин значит тратить время даром . Не повезло и все тут . Ничего не поделаешь .

Вроде бы , то же самое с инфекционными болезнями . Кто - то чихнул в автобусе и заразил гриппом других пассажиров . Останься он дома , они бы не пострадали . Они бы чувствовали себя нормально . Грипп вызывается вирусом . Если вирус поразит организм , заболеет даже человек , который не подозревает о существовании микроорганизмов , мешающих людям спокойно жить на свете .

Никто , однако , не знает , какую роль в возникновении болезни играют бактерии и какую то , что организм находится в состоянии кризиса и больше « не желает » сопротивляться воздействию внешней среды . Тот , кто подвергся душевному потрясению , заражается быстрее других . У человека , освобождающегося от отрицательных эмоций и беспокойства , начинает в полную силу работать иммунная система .

Бернт Гоффманн приводит в своем « Учебнике аутогенной тренировки » такой пример . Согласно статистике в Германии гриппом чаще всего болеют в ноябре и декабре . Однако почтальоны в это время не болеют . У них свое особое время для эпидемий : в феврале .

Можно подумать , что заболевание вызывается не вирусами , а причинами , связанными с профессиональными особенностями . Объясняют это странное явление тем , что в период новогодних и рождественских праздников , почтальона ждут в каждом доме . Повсюду он желанный гость . В декабре почтальон чувствует , что он нужен обществу . Он не только незаменим , он приносит всем радость и поэтому радуется сам . ·

Выдающийся немецкий психиатр Виктор фон Вайцзеккер (1886 - 1957) считал , что в наступлении болезни есть закономерность . Она развивается вовсе не в любой момент , а именно при наступлении кризиса : морального , психического , душевного . Значит ли это , что болезнь является следствием психических процессов ? Вайцзеккер был против такой постановки вопроса .

Представление о том , что ангина , язва , туберкулез , нефрит , гепатит или лейкемия возникают вследствие психических причин , он принимать отказывался . В жестких причинных связях есть роковая неизбежность , от которой нельзя уйти . В науке о человеке не вполне уместны законы и принципы классической механики . Они для нее слишком узки . Телесное на самом деле неотделимо от психического .

Иногда тело выражает происходящие в нем физиологические процессы на языке чувств : страха , отчаяния , печали , радости . Иногда психические процессы дают о себе знать на « языке органов »: человек краснеет , дрожит , у него отнимаются ноги , слепнут глаза , болит спина или появляется сыпь на лице . Здесь нет причинной связи между тем , что произошло сначала , и тем , что за этим последовало . И то , и другое различные проявления внутреннего состояния .

Назначение болезни

Дитер Бек написал книгу со странным названием « Болезнь как самоисцеление ». Бек доказывал , что физические заболевания , часто представляют собой попытки залечить душевные раны , восполнить психические потери , решить конфликт , спрятанный в бессознательном . · Болезнь - не тупик , а поиск выхода из тяжелого положения , творческий процесс , в котором человек иногда успешно , а иногда нет , пытается справиться с обрушившимися на него невзгодами .

По словам Бека , врачи , веря во всемогущество медицины , часто действуют слепо и некритически , навязывая пациенту лечение , которое ему вредит , а не помогает . Но пациенты все же идут к врачу , хотя они и не верят в успех лечения . Видимо , их визиты в медицинские учреждения имеют еще какую - то цель . Регулярное посещение врача , как и прием таблеток , превращается в ритуал , защищающий не от болезни , из - за которой к ним прибегают , а от тоски , скуки , депрессии .

Врачи , занимающиеся лечением ожирения , заметили , что когда лечение вроде бы идет успешно и пациент сбрасывает лишние килограммы , у него происходят серьезные изменения в характере и поведении . Иногда появляются навязчивые видения , состояния депрессии , побуждения к самоубийству , бредовые идеи , гомосексуальные наклонности . До лечения ничего этого не было .

Известный американский специалист по психосоматике ожирения Хильде Брух писала , что в каждом толстом человеке дремлет худой шизофреник ·. Ожирение играет важную положительную роль . Оно снимает напряжение , защищает человека от всевозможных расстройств и стабилизирует его психическую деятельность . Когда человек лишается жира , который вроде бы приносил ему массу огорчений , веселее он от этого не становится . Наоборот часто обнаруживается больше поводов для грусти .

В мифах многих народов присутствует чудовище , требующее жертву для себя от жителей города . В человеческом представлении страх тесно связан с понятием жертвы . Чтобы избавиться от тревоги , надо пожертвовать чем - то очень важным . Но что может быть важнее для человека , чем здоровье ?

Болезнь раскрепощает человеческую психику , снимает слишком жесткий контроль над поступками и порой освобождает от страха . Больной верит , что речь для него идет о жизни и смерти . Ему нечего терять . Он готов совершить самые решительные поступки и круто изменить свою жизнь . Словом , болезнь нередко превращается в своеобразную шоковую самотерапию .

Болезнь - это шаг к смерти . У человека могут быть причины , подталкивающие его к самоубийству , но не настолько сильные , чтобы он на него решился . Заменой служит болезнь . Это своеобразный жест отчаяния , вроде бы показывающий , что жизнь больному недорога . Но одновременно это и своеобразная самозащита от самоубийства . Невротик сохраняет свою жизнь , как бы говоря самому себе : я пытался покончить с собой и навсегда уйти из этого чуждого мне мира . Не моя вина , что меня спасли .

Смерть - это уничтожение всех желаний и стремлений . Тот , кто уже ни к чему не стремится , очевидно , не может стремиться и к смерти . Между тем , самоубийство - это действие , которое требует затрат психической энергии . Тот , кому уже все безразлично , кого больше ничего в этом мире не волнует , не имеет достаточного стимула умирать .

Нет сомнений , что для многих из тех , кто кончает жизнь самоубийством , вовсе не все равно , как это сделать . Даже на пороге смерти они продолжают думать о том , что будет после того , как они уйдут из этого мира . Жизнь для всякого живущего - это нечто осязаемое , а смерть из области иллюзий .

Человек идет на самоубийство из страха перед жизнью , а не вследствие таящейся в глубинах души тяги к смерти . Сама по себе смерть никогда не бывает целью . Она всегда - средство . Подлинной целью чаще всего является бегство от невыносимой тревоги .

По словам Георга Гроддека , « В каждой болезни скрыты тенденции к самоизлечению . Они есть даже в раке . Даже в процессе умирания еще распоряжается жизнь , которая пытается лечить и вести к целостности , к возможно лучшему существованию при плохих условиях ».

Болезнь может быть обращением к себе или попыткой воздействия на других людей . Она может быть мольбой о внимании к себе и средством шоковой самотерапии . При повышенном чувстве собственной вины и комплекснеполноценности она может стать средством самонаказания за действительные или воображаемые проступки .

Врач может удалить зуб или опухоль , вырезать аппендикс и даже осуществить пересадку сердца , но он не может примирить человека с миром и самим собой . Он может успокоить и помочь , если он знает черту , которую нельзя переступать , а может возмутить и потревожить душу , если он слишком верит во всемогущество медицины .

Когда - то Георг Гроддекписал : « Между врачом и больным существует странная тайна . Понимание друг друга без слов . Симпатия , которую нельзя уловить и понять . Там , где это взаимопонимание отсутствует , лучше , если врач скажет больному , что лично он не может помочь . Это не жестокость , а обязанность . На свете существует достаточно врачей для того , чтобы каждый нашел такого врача , в котором он нуждается ».

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Спасибо! Очень интересный пост. Полностью поддерживаю идеи психосоматики.
le_Cameliya 14-02-2011-05:54 удалить
Ответ на комментарий Сияние_Розы_Жизни #


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Болезнь, которая помогает выжить? | le_Cameliya - le Cameliya | Лента друзей le_Cameliya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»