Основным трудом Джона Локка (1632-1704) являются "Два трактата о государственном правлении" (1689-1690). Дж. Локк – непоследовательныйматериалист, он допускал существование Бога как некоей основы мира. Дж.
Локк был последователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что
феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих
ценностей естественного состоянии Дж. Локк называл свободу и равенство. В
отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк не считал естественное состояние войной
"всех против всех".
По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до
государства и существует независимо от государства. Свобода включает
свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда
проистекает частная собственность.
Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано
государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по
отношению к своим подданным как бы остается в естественном состоянии.
Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей. Нужно различать
три ветви власти (по Дж. Локку): исполнительную, законодательную, союзную
(федеративную), последней должны быть подведомственны вопросы внешней
политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя
т.о. суд от администрации.
Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная –
парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная –
монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. Монарх имеет
право смягчить силу закона, если он может причинить вред народу. Народ
имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими
прерогативами.
Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии,
естественно-правовой концепции.
Общественный договор, философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Первое формулирование Общественный договор принадлежит Эпикуру и его последователю Лукрецию Кару.
Новая эпоха в истории теории Общественный договор (договорная теория происхождения государства) связана с развитием буржуазных отношений в Западной Европе; эта теория послужила идейной основой борьбы с абсолютистской феодальной монархией, подвергла критике феодальные институты и идеологию. В противоположность учению о божественном происхождении власти, её неограниченности и неответственности, сторонники теории Общественный договор, на основе доктрины естественного права, утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав. Родоначальником новой доктрины Общественный договор считается Г. Гроций. В своём развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охранительной (Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В учениях Б. Спинозы и Дж. Локка даётся иная концепция Общественный договор Например, Локк отвергает идею «естественного состояния» Гоббса, считая, что догосударственное общество есть общество свободы и равенства индивидов и что договор, который они затем заключают с государством, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их «естественных прав». В варианте Локка теория Общественный договор являлась правовым обоснованием конституционно-монархического правления.
Наиболее радикально концепция Общественный договор разработана Руссо в его книге «Об общественном договоре». Руссо не только критиковал институты феодального государства и права, он отрицал всю систему феодализма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку государство возникает на основе Общественный договор, граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политической и практической деятельности якобинцев.
Хотя теория Общественный договор имела прогрессивное значение, в целом она отражала нужды утверждающейся буржуазии, буржуазного общества. Ф. Энгельс писал, что государство, основанное на Общественный договор Руссо, не могло стать ничем иным, как «идеализированным царством буржуазии», оно «... оказалось и могло оказаться на практике только буржуазной демократической республикой» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). В. И. Ленин рассматривал идею Общественный договор как наиболее полное выражение ошибочных представлений домарксовой политической мысли о государстве. Подлинно научное учение о государстве, его происхождении и сущности было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, которые указывали, что государство возникает на определённом историческом этапе развития общества в связи
с образованием классов, подчёркивали его обусловленность в конечном счёте характером производственных отношений (см. также Государство).
В разных вариантах идею Общественный договор развивали Дж. Лилберн и Дж. Мильтон в Великобритании, И. Кант, И. Фихте в Германии, Т. Пейн в Америке. Идея Общественный договор лежит в основе политических взглядов А. Н. Радищева. Она оказала серьёзное влияние на формирование политического мировоззрения декабристов (демократическая трактовка идей Общественный договор содержится в «Русской правде» П. Пестеля).