• Авторизация


Без заголовка 21-10-2010 16:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Atanazkovich Оригинальное сообщение

Манеры аристократического застолья

Нравы и обычаи трапезы известны, конечно, лучше, чем собственно меню, но тоже недостаточно хорошо. Хотя средневековые авторы не скупятся на описания, они тоже зачастую стереотипны и больше соответствуют манере рассказчика, нежели реальности. К тому же речь в них идет только об аристократии. А иллюстративный материал (например, книжные миниатюры или фрески) не позволяет восполнить пробел в отношении других социальных категорий. Во всех изображениях застолья, что у художников, что у писателей, обычно фигурируют сеньоры и очень редко упоминаются крестьяне. Что вполне поддается объяснению: авторы сами были или из рыцарской среды, или из духовенства и испытывали весьма незначительный интерес к быту земледельцев.

Однако можно с уверенностью утверждать: последние десятилетия XII и первые десятилетия XIII века не были временем ни изысканной кухни, ни изысканных манер. Франция, признанная родина этикета, начинает менять свои застольные нравы только в конце XIII века, во время правления Филиппа II (1270–1280). Но нельзя сказать, что кардинально. Скорее, аристократия только начинает постепенно переходить от грубых манер эпохи начала феодализма к более утонченным, описаниями которых изобилуют куртуазные романы.

Эти романы предлагают один и тот же церемониал приема. Предположим, вы — знатный вассал. Или даже сеньор. Или странствующий рыцарь, если уж речь зашла о куртуазных романах. Вы приезжаете на один из многочисленных пиров (эпоха обязывает, сами понимаете) к своему сеньору (вассалу). Хозяин замка ждет вас у въезда, т.е. где-то возле крепостного рва (или стены, если такового вдруг нет) и помогает вам спешиться. Затем, по его приказу, слуги принимают у вас оружие и поводья, а одна из дочерей хозяина накидывают на ваши плечи плащ (в подарок). Слуга трубит в рог, созывая сотрапезников, и вот вы уже идете мыть руки — под умывальником или в красивом тазу, правда, прямо в большом зале. После этого вам протягивают полотенце.

[показать]

И наконец вы можете сесть за стол, покрытый ослепительно белой скатертью и уставленный посудой из золота и серебра. Хозяин приглашает вас сесть рядом с ним, есть из одного блюда и пить из одного кубка. (Не забывайте, что вы средневековый рыцарь и вопросы гигиены воспринимаете не очень близко к сердцу. Главное — честь, оказанная хозяином. Вы гораздо больше волновались бы в том случае, если бы хозяин не предложил вам свою посуду: то ли впали в немилость, то ли оскорбили вашу честь, а то и отравить задумали…).

Дальше, в соответствии с описаниями куртуазных романов, вы едите («много, изысканно и превосходные кушания») и пьете (тоже много и вино отличного качества). Зрелища и песни помогают вам забыть о длительности трапезы. Наконец, с полным желудком и в веселом расположении духа вы, вместе со всеми, поднимаетесь из-за стола (слуги в это время убирают посуду и снимают скатерти), моете руки и идете в свою комнату. Или направлялись на прогулку по саду. Или идете добиваться руки прекрасной дамы — как вам больше нравится.

[показать]

В действительности все происходило не столь пышно.

Мытье рук и гостеприимство, конечно, не преувеличение. Средневековое общество постоянно находилось в движении, и те, кто временно сидел дома, всегда старались как можно радушнее принять путешественника. К тому же, жизнь дома (как в домах крестьян, так и в замках) не отличалась разнообразием, и заезжий рыцарь, паломник, трувер или жонглер были прекрасным развлечением. Поэтому хлебосольство считалось обычаем.

Однако описание антуража в куртуазных романах преувеличено. Начать хотя бы с белоснежной скатерти. Этот предмет обихода (его белизна свидетельствовала о степени изысканности и богатства хозяина) был большой редкостью и предназначался лишь для праздничных дней (о столовых полотенцах тем более никто не подозревал).

Да что там скатерть — даже стол не был верхом совершенства. Его роль играли несколько досок, положенных на козлы, в центре трапезного зала (причем ставили их там только на время трапезы). Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Садились они тоже не слишком роскошно. В основном — на общие скамьи, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольшие деревянные скамеечки, маленькие табуретки без спинки или на сундук, одновременно служивший и шкафом, и столом, и сиденьем. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи.

Золотая и серебряная посуда, если и существовала, то стояла в серванте, а не на столе (или в нишах в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками). Даже князья ели из оловянной и глиняной посуды.

Не было ни вилок, ни ложек, нож зачастую подавался один на двоих (при этом, разумеется, ели руками, и пальцы, ладони и даже длинные и широкие рукава были запачканы всем, что было на столе). Жидкие и полужидкие кушанья слуги наливали в блюда с ушками, также обычно рассчитанные на двоих, и соседи по столу отхлебывали по очереди. Между прочим, обращаться к соседу с просьбой об одолжении кубка, если он сам еще не допил до конца, считалось неприличным. Также не следовало ни пить, ни говорить с набитым ртом.

Рыбу, мясо и твердую пищу подавали на широких кусках хлеба, пропитанных соусом или соком. Ножом их разделывали на куски, а затем руками отправляли себе в рот. Или собакам, которые сидели тут же, вдоль стен.

[показать]

Вино пили из чаши, она наливалась перед едой из расчета на несколько соседей, или из индивидуальных кубков, по первому требованию наполняемых виночерпием. Блюда с кухни приносили накрытыми полотенцем, а снимали его только в момент подачи. Этот обычай литературные тексты расценивают не только как способ сохранить пищу горячей, но и как средство предотвратить любую попытку отравления. В романах рассказывается также о специальных слугах, пробовавших пишу, а также описывается чудесный профилактический способ обнаружения яда посредством рога единорога или зуба змеи.

Нам мало известно о том, как протекало пиршество и в каком порядке ели блюда; тексты не согласуются в этом отношении. Обед мог начинаться с и супа, и с пирогов, и с сыра, и даже фруктов. Наши представления о том, что фрукты, сладости и конфеты должны завершать обед или ужин, не всегда соответствуют тогдашним обычаям. В некоторых случаях заключительным блюдом могли стать пироги.

На миниатюрах обычно изображаются столы со всеми видами кушаний сразу: горячими и холодными, жидкими и твердыми, солеными и сладкими. Вполне возможно, что ели несколько блюд одновременно.

В отношении мяса и рыбы точно можно сказать только одно: сначала подавали крупную дичь, потом домашнюю птицу, затем различную рыбу. В конце обычно приносили ликеры, то есть сладкие вина (не те, что пили в течение всей трапезы), например, особую настойку, обильно сдобренную пряностями.

Сколько времени длились застолья, также почти неизвестно. Они на самом деле бывали длинными, однако с уверенностью можно сказать, что тем не менее не продолжались по пять, шесть или даже восемь часов, как повествуют о том эпические сказания. Вероятнее всего, обед в среднем длился около полутора часов, а ужин — около двух с половиной. Вечерняя трапеза действительно затягивалась дольше, чем дневная; в это время ели более основательно, и именно по вечерам жонглеры представляли фокусы, труверы читали стихи, а паломники рассказывали о дальних странствиях.

А в конце — самое приятное: хозяйка раздавала гостям подарки (изысканную одежду, оружие, украшения). Разумеется, ценность подарка зависела от благосостояния хозяина. У сюзеренов побогаче можно было и коня получить.

 

Предлагаем вашему вниманию средневековый рецепт супа. Его название найти не удалось, но назовем его «Супом с капустой» (потому что это именно суп с капустой).

Итак, если у вас хватит любопытства и смелости, вам потребуются:

· 5 чашек говяжьего бульон а

· 8 мозговых костей

· 1 кочан капусты

· 1 чашка измельченной хлебной корки

· 1/4 чайной ложки шафрана

· соль

· 1/8 чайной ложки тимьяна

Положите кости в бульон и варите до размягчения (желательно, конечно, в закопченном котелке, над очагом). Удалите с поверхности бульона жир и вытащите кости. Отделите мозг от костей и измельчите его.

Помойте кочан капусты и крупно нарежьте его (именно крупно, не забывайте: вы готовите средневековый суп). Добавьте капусту к бульону и доведите его до кипения. Варите на медленном огне 5 минут.

В отдельной посуде смешайте хлеб, шафран, соль, тимьян и измельченный костный мозг.

Теперь добавьте это к бульону с капустой и готовьте на медленном огне 5 минут.

Подавайте в чаше, миске или в чем-нибудь подобном, сервировав кусочком костного мозга.

Приятного аппетита!

(Рецепт приводится по книге Cosman, Madeline Pelner. Fabulous Feasts: Medieval Cookery and Ceremony. George Braziller: New York, 1976)

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | EtNa_Rudol_fovich - Дневник EtNa_Rudol_fovich | Лента друзей EtNa_Rudol_fovich / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»