• Авторизация


Cудьба крови и пены 23-07-2009 18:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения -KRASOTA- Оригинальное сообщение

Cудьба крови и пены



Судя по количеству эпитетов, заменявших в обыденной греческой речи имя Афродиты, нежная богиня любви представлялась тогда достаточно грозным и опасным божеством.
[329x45]
Рождение Венеры
Адольф-Вильям Бугро, 1879 г.
Париж, музей Орсэ
[495x699]
Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо
[699x605]
[329x45]
Ни одно из греческих божеств не имело столь компрометирующей родословной, лишь слегка приукрашенной эрудитами древности, выводившими происхождение Афродиты от почтенных Океана, Дионы и Тефиды.

Венера Анадиомена
Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.
[403x699]
Эротизм греческой богини предстает как результат изначально неравновесного, неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами.
[329x45]
Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода и лишенной яркого индивидуального начала, но при этом весьма мощной эротикой, сохраняющей по существу животную природу. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея
[402x699]
Для большинства народов древности (и греки здесь вряд ли были исключением) тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие "любви" как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных и даже противоположных модуса таких отношений, один из которых удобно обозначить как "сексуальный позыв" (своего рода "sex drive"), а другой -- как "страсть". Они отличались друг от друга как интенсивностью, так и длительностью.
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр
[444x699]
Венера, Купидон, Вакх и Церера
Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.
Кассель, Государственные музеи
[700x489]
Сохранение в Древней Греции близких к архаичным представлений о различных формах любви и брака засвидетельствовано различением двух ипостасей Афродиты, обозначаемых двумя популярными ее прозвищами: "Урания" и "Пандемос". Начиная с эпохи Ренессанса, эти эпитеты принято переводить соответственно как "любовь небесная" и "любовь земная"; если первый перевод еще можно признать относительно точным, то второй значительно сглаживает подлинный смысл греческого слова.
[329x45]
"Пандемос" у греков означало -- общедоступная, низменная, площадная; подобным образом обозначались публичные женщины весьма низкого пошиба (в отличие от гетер, которые вовсе не были "пандемос", т.е. общедоступными).
Праздник Венеры
Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств
[545x698]
Эпитет Афродиты "Пандемос" содержит в себе прямую отсылку к любви-позыву, которая принципиально не завершается браком.
[329x45]
Эпитет Афродиты "Урания" подразумевает возвышенную любовь-страсть, которая (что еще важнее!) не завершается у греков браком "романтического" типа.
Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.
[x390]
Своеобразное разделение Афродиты на Уранию и Пандемос осмысливалось как выделение двух универсальных сфер существования богов, героев и людей, равно доступных для представителей каждой из трех групп, вне зависимости от "размера" величия каждого из них. Принцип "номоса" как всеобщего закона мог быть реализован в царстве Афродиты только в форме сочетания двух различных, но равно относящихся ко всем законов.
[329x45]
Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто -- "Убеждающая". Силу эроса греки действительно воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и социального, в необходимости подчиняться законам, проистекающим из этого единства.
Триумф Венеры
Элси Рассел, 1980 г.
[699x504]
Разум, стремящийся утвердиться в своей способности постигать и преобразовывать реальность, неудержимо влечется к потаенным и хаотическим областям человеческой жизни -- только здесь он может по-настоящему проверить свои возможности. Одним из возможных результатов проникновения разума в сферу хаоса является их взаимное уничтожение, которое греки предпочитали определять позитивно в качестве "гармонии".

Облик прекрасной женщины, выражающей идею возвышенного, небесного эроса, но созданной при этом из хаотической смеси крови, спермы и морской влаги, представляет собой идеальный символ понятой по-гречески гармонии бытия.
[329x45]
Фольклорная культура Древней Греции по-своему осмыслила и представила эту гармонию в многочисленных обрядах и ритуалах, посвященных Афродите. Наибольшей популярностью в массовом сознании пользовались сюжеты, связанные с любовной связью Афродиты и Адониса, закончившейся трагической гибелью Адониса на охоте. Все соответствующие обряды группировались вокруг двух основных событий -- радостного и печального. Первым стала свадьба Афродиты и Адониса, вторым -- оплакивание прекрасного юноши.
Венера и Адонис
Тициан.
Рим, Национальная галерея Античного искусства
[699x672]
Венера и Адонис
Франсуа Лемуан, 1729 г.
[586x699]
Чрезвычайно трогательно выглядит греческий обычай разводить "садики Адониса": за несколько недель до праздника все женщины семьи, включая самых маленьких девочек, высаживали в горшки или корзины с землей рассаду пшеницы, ячменя, латука, сладкого укропа и разных цветов.
Венера с зеркалом
Тициан, 1554-55 гг.
Вашингтон, Национальная галерея искусств
[570x699]
Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точно так же, как пена сливалась с кровью...

Как следует называть то, что возникает из этого слияния? Греки назвали ее Афродитой.
[329x45]

источник
Венера, упрекающая Юпитера
Абрахам Янссен, 1612-13 гг.
Чикаго, Институт искусств
[443x369]
Афродита имела эпиклесы (эпитеты):
[329x45]
Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей.

Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей . По некоторым, старшая из Мойр . Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля . Ее храм в Кифере воздвигли финикияне.
[329x45]
Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты .
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера , другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра ;
Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество;
Амафусия (Аматузия) — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини;
Акидалия — от Беотийского источника.
Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты . Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) .
[450x600]
Афрогенейя («пенорожденная»).
Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря;
Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания .);
Понтия (морская).
[329x45]
Меланида (чёрная, мрачная),
Скотия (тёмная, мрачная),
Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность,
возможно, Сосандра (спасающая людей),
Эпитимбия (погребальная),
Мухейа — богиня тайных мест
вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью.
[367x599]
Дола (обманщица),
Морфа (дающая красоту),
Анфея (цветущая),
Пейто (убеждающая, обольщающая),
Гетерия — покровительница гетер,
Порн — покровительница разнузданной страсти,
Дарцетос — покровительница праздной лени,
Диварисатрикс и
Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
Каллипига (прекраснозадая),
Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней .
[329x45]
Акрея. Эпитет Афродиты на Книде .
Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне .
Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу .
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте . Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне .
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре .
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
Рождение Афродиты из моря
Афродита в окружении двух нимф
Мрамор, центральная панель трона Людовизи
Ок. 465 г. до н.э.
Национальный музей Терм, Рим.
[700x467]
[329x45]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Cудьба крови и пены | Julia_Solnceva - Мой внутренний мир | Лента друзей Julia_Solnceva / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»