Рассматривая «страшную», как сказал бы Достоевский (1821–1881), красоту и изящество древних и современных храмов, рано или поздно у людей, склонных к религиозности, в первую очередь христианской, возникает вопрос: а была ли эта красота создана во имя Бога, из любви к нему? Или это просто обычная любовь к красивому сочетанию образов и форм? Дело в том, что согласно христианской догматике, настоящая любовь к Творцу должна в конечном счете отсечь, уничтожить все наши земные увлечения и пристрастия, в том числе и любовь к земным красотам. Кроме любви к Богу в душе не должно остаться ничего — в этом и заключается ежедневный христианский подвиг, ведущий человека вслед за Христом.
Над этим вопросом ломало голову не одно поколение, пока Мартин Лютер (Martin Luther, 1483–1546) в XVI веке не сказал — «стоп»! Долой из храма все «финтифлюшки», долой изукрашенный барельефами роскошный фасад, долой все это! Только в житейской аскезе можно услышать голос Бога в своем сердце. Но ведь «человек слаб»... И в новых условиях он начал искать какую-то другую красоту — ну не может он без нее! И вот появилась пуританская красота, красота линий, красота игры оттенков камня, из которого построены стены, красота изящной кожаной обложки Библии… И снова встал проклятый вопрос, правильно ли это? Может быть, вообще покинуть храмы, чтобы не искушаться? И надо сказать, что нашлись смельчаки и среди американских , и среди наших , которые пошли по этой дороге до конца и собирались только дома. Но в конце концов все это кончилось закрытым ото всех сектантством. Большинство же верующих — и христиане, и представители других конфессий — согласны с тем, что без храма, без особого сакрального места, зарождающего в человеке ощущение причастности к чему-то огромному, ничего не получается.
Однако я, наверное, утомил читателя своими рассуждениями, поэтому пришла пора насладиться фотографиями храмов разных религий и народов, которые сделали наши авторы и читатели, путешествуя по миру.
[600x]
Асуан. Рельефы храма с острова Филе (350 до н.э.). В древности Филе был самым большим из трех священных островов к югу от первого нильского порога. Но после возведения Асуанской плотины (1970) его почти полностью затопило, так что храм пришлось разобрать и переместить на соседний остров Агилкию. Фото (Фотобиблиотека ВС): stagir |
[399x]
Ангкор. храм. Ангкор — уникальное место, мертвый город, столица империи, процветавшей в IX–XIII веках. Поверженный в 1431 году войсками , он был частично разрушен и на сотни лет исчез под непроходимыми зарослями джунглей. Его руины навсегда увековечены Киплингом в бессмертном «Маугли». Фото (Фотобиблиотека ВС): blossfeldia |
[600x]
Храм на мысе Сунион в . Построенный в VII веке до н.э., храм был разрушен в 480 году до н.э. После восстановления святилище украсили рельефами со сценами из мифов о войне кентавров с великанами-. Из тридцати четырех колонн храма до нашего времени сохранились только пятнадцать. Фото (Фотобиблиотека ВС): cris120587 |
[600x]
Остров Миядзима. Префектура Хиросима. Здесь расположен главный храм Японии Ицукусима, основанный в VI веке. Почти весь храмовый комплекс Ицукусима построен на сваях, затопляемых во время каждого прилива. Зрелище храма, стоящего на воде, не передаваемо. Одним из главных элементов храмового комплекса являются (на фото), связывающие мир людей с миром духов предков, которых чтят все японцы. Тории Ицукусимы построены в XII веке, их высота — 16,2 м. Фото (Фотобиблиотека ВС): Ekaterina Ravina |
[450x]
Казань. Восьмиминаретная мечеть Кул Шариф. Ее история чем-то схожа с историей
|
[600x]
Париж. Базилика Сакре-Кер — церковь «Святого Сердца». Этот храм, строившийся с перерывами с 1876 по 1910 годы, посвящен памяти жертв (1870–1871). Базилика стоит на знаменитом Монмартре, поднимаясь куполами на 130 м над крышами города. При начале строительных работ под фундамент храма положили медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», футляр с французскими боевыми наградами и протоколом церемонии основания церкви. Фото (Фотобиблиотека ВС): Андрей Чупров |
[600x]
Амритсар. Индия. Штат Пенджаб. Армитсар — это главный город сикхов, живущих на северо-западе Индии. — интересная религия: не индуизм и не мусульманство, а некая форма индуистского протестантизма. Сикхи считают, что для спасения достаточно только беспредельной любви к Богу, а жрецы и обряды — не играют здесь никакой роли. Сикхов всегда легко узнать по тюрбану, длинным волосам и бороде. «Золотой храм» (на фото) в Армитсаре — главная сикхская святыня. Он был построен в 1577 году. Там хранится самый старый экземпляр их священной книги — . Фото (Фотобиблиотека ВС): Надежда Пятанова |
[600x]
Иркутск. Богоявленский собор. Храм основали в 1693 году. Первоначально он был деревянным, но после пожара 1716 года его решили сделать кирпичным. Интересно, что новый храм повторял традиционные пропорции и формы, характерные для архитектуры XVI–XVII веков — шатровая колокольня и куб храма, в то время, как по России в моде был барочный стиль. Красивая роспись церковного экстерьера тоже характерна для допетровской Руси. Во время советской власти в храме был хлебозавод, выпекающий булочки — не самая плохая судьба для закрытых храмов. В 1968 году церковь признали культурным наследием. Реставрационные работы велись до 1985 года. Фото (Фотобиблиотека ВС): Алексей Шевелев |
[600x]
Кафедральный собор святой в Анадыре. Это самый большой деревянный православный храм в мире. Его высота составляет около 25 м, а площадь превышает 600 кв.м. Венчают собор девять куполов. А восемь колоколов рождают радостный благовест. Собор расположен на высоком берегу Анадырского лимана в центре столицы Чукотки. Благодаря медной кровле и золотистым деревянным стенам, издалека кажется, что храм как будто бы на него упал солнечный луч. Храм был открыт в 2005 году. Фото (Фотобиблиотека ВС): McClaud |
[449x]
Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV век. Новгородская школа в искусстве всегда выделялась на фоне остальных русских княжеств. Здесь явно просматривается связь с романской архитектурой, что легко объяснить: Новгород всегда вел активную торговлю с Европой. Однако архитектура вольного города никогда не калькировала европейские образцы: мотивы декора или моделирование внутреннего пространства храмов всегда были оригинальны. Фото (Фотобиблиотека ВС): Павел Плешаков |
[600x]
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Собор был заложен в честь Петра I — отсюда и происхождение названия. Речь шла о святом
|