• Авторизация


Кратко о старой вере. 18-10-2010 08:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Старая_вера Оригинальное сообщение

Интересующиеся темой русского раскола 17в. недоумевают, как из небольших обрядовых нововведений произошла такая трагедия, почему и ревнители благочестия, и реформаторы, были так упорны, не шли ни на какие компромиссы, не считались ни с какими жертвами, чтоб отстоять небольшие обрядовые, богослужебные отличия. При том, что Русская Церковь ранее совершенно безболезненно и незаметно пережила реформу по смене студийского устава на иерусалимский. Что же такого произошло в 17в., что реформа пат.Никона разразилась такой катастрофой?

Наиболее простой ответ состоит в том, что де, русские люди того времени были упрямыми невеждами , которые не могли отличить неизменные догматы веры от обряда, который постоянно изменялся в истории Церкви не повреждая саму Православную веру.
Чтоб дать правильную оценку тем событиям, давайте погрузимся в историю Церкви непредвзято, и посмотрим, какая была Церковь древности, какими правилами руководствовалась, какие чины были в употреблении, каким смыслом наделялись.

Начнем из далека, беря в руки Евангелие впервые, читающий поражается бескомпромиссности требований Христа к своим последователям, Он требует отречения от имущества, близких и своей жизни ради Евангелия - это условие спасения. Прослеживается мысль, что как душа человеческая стремящаяся в Царство Божие бесконечно дорога Господу, так и Царствие Божие должно стать так же самой главной ценностью для ищущего спасения. Благодать - дар спасения, который получает кающийся грешник, совершается такой же ценой - посвящением своей жизни Господу. Как Христос положил на Кресте свою жизнь за людей, так и принявшие Христа должны так же полагать свою жизнь за Господа. Жизнь за жизнь, Смерть за смерть.
Это условие спасения находит свое отражение в многочисленных Церковных правилах и богослужебных чинах, ни что нечистое не может быть допущено к святыне, до тех пор, пока не очистится должным покаянием и Церковным освящением. Отсюда правила: об оглашенных и кающихся, несущих свою епитимью и не смеющих выйти из притвора; отсюда правила на очищение храма, если в него зайдет, что нечистое; отсюда многочисленные правила для клириков о том, кто достоин вступления в сан, а кто должен быть извержен; отсюда правила о несообщении со скверными в дружбе, трапезе и молении, по слову Апостола: «Дружба с миром есть вражда против Бога… какое соучастие верного с неверным?... потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому…». Християне и наружно отличались от внешних: одежду, которую носили нечестивые и еретики, считалось погрешительным носить для православных, так же как мужам брить лицо и волосы, стричь бороду и усы, растить волосы как у женщин и пр.
Наиболее полно, идеал християнства был воплощен в добровольном мученичестве за Христа и в иночестве. Мученики уподоблялись Спасителю, неся страдания и принимая смерть за Его Имя. Иноки же понесли многие труды, отрекшись от мира и всех его сластей ради Евангелия, и в этом уподобились мученикам. Иноческое делание, длительные моления, поклоны, бдения, трезвения, созерцательность, бесстрастность, чинность - воплотились во всем строе Православного богослужения. Богопросвященные святители и иноки, как ангелы во плоти, духовным зрением видели Небесное Богослужение и сообразно с ним совершали свои моления. Православные мыслили Церковь как воплощенное Царство Божие, по слову Спасителя, что Царствие Божие внутри вас есть. И потому храмовое пространство, Таинства, богослужебные чины, Церковная иерархия являются християнам как видимые проявления Царства Божьего, как Таинство богообщения, просвящения Божественным светом. Во время богослужений моления приносятся пред Самим Престолом Божьим в сослужении небесных, бесплотных сил. Потому отношение к храму, церковным чинам, иерархии подобно отношению к Самому Небу, исполнено благоговения и страха.
Ереси - лжеучения, искажающие Православное учение, оскорбляют християн как богохульство. Ереси, проникая в среду християн, сеят раздоры. Православные никогда не мирились с ересями, созывались Соборы разъясняющие Православное учение и осуждающие ереси. После чего ересиархи и все последующии им отсекались от общения с Православной Церковью. Ничто нечистое не может приближаться к святыне, святыня не совершается у нечестивых. Богослужебные чинопоследования, символы, обычаи выражают догматы веры, потому православные нетерпимо относятся к еретическим обычаям и чинам, чтоб не оскверниться от них и не внести чего нечистого в храм Божий.
Церковь объединила людей в братство во Христе, а братство не терпит разделений, потому християнство стремится осуществить свое единство в обществе, созданием единого християнского государства, во главе с благочестивым правителем. В Истории это нашло свое воплощение в Римской Империи, которая при Константине Великом из языческой превратилась в християнскую и просуществовала тысячу лет, объединив людей разных национальностей в единое христианское государство. Император являлся защитником Православной веры и потому християне находящиеся да же под властью иноверных во первых молились за императора, о своем же поработителе молились, чтоб Бог просветил нечестивого владыку. По этому нечестивые властители да же при лояльности правосланых подданных смотрели ни них как не на вполне благонадежных. Патриарх Антоний на запрос Московского великого князя Василия I, можно ли опускать имя византийского императора на богослужениях в России, ответил: «Сын мой, ты ошибаешься, говоря:"У нас есть Церковь, но нет императора. Между Церковью и империей есть великое единство и общность, и их невозможно отделить друг от друга». После падения Византии единственным свободным православным государством осталась Русь, и жребий покровителя православных перешел к русскому государю: В 1561 году константинопольский патриарх Совместно с Собором 31 митрополита отправил Иоанну IV послания, в коих он признавался увенчанным законно царем, и во всех православных церквах устанавливалось поминание его: «Отныне и впредь записали мы имя Твое как Царя вернейшего и православного в наших церковных Службах и взываем дерзновенно к Богу: подаждь, Господи, многолетнее здравие благоверному Царю нашему Ивану, как и прежним древним Царям. Не только в одной Константинопольской Церкви, но и по всем Церквам Митрополичьим будем молить Бога о имени Твоем, да будешь и Ты между царями, как равноапостольный и приснославный Константин, который в начале Своего царствия роздал милостыню по всем Церквам, дабы поминали имя Его во святых диптихах».

Если наложить эти представления, которыми жила Церковь более полутора тысяч лет, на ситуацию в России середины 17вв., то станут понятны причины раскола и его последствия. Патриарх Никон начал правку по греческим богослужебным книгам, греки к тому времени уже два века жили под властью турок-османов. По свидетельству Арсения Суханова, который в середине 17вв. был послан на Восток, чтоб исследовать вопрос богослужебных отличий греков и о их благочестии, греки потеряли благоговение свойственное православным, храмы стояли оскверненные, службы правились абы как, греки сообщались с еретиками в дружбе, трапезе и молитве, переняли турецкие и латинские обычаи, богослужебные книги печатали у латин, где папская цензура пропускала только те книги, которые соответствовали латинской ереси, и несмотря на то, что из книг старались вымарывать несообразное Православию, что-то и пропускали, и таким образом, многие латинские взгляды и чинопоследования были усвоены греками.
Для насаждения реформы Никона были приглашены ученые украинцы. В то время Украина была под властью Речи Посполитой, в которой была очень сильна униатская пропагада, потому латинские обычаи и представления проникли и утвердились в среде православных. На Руси перед приходом на патриаршую кафедру Никона к книгам украинской печати относились подозрительно, как к зараженным латинством, а православных с Украины и Белоруссии перекрещивали, потому что у них распостранился латинский обычай крестить обливательно.
Реформы Никона не могли не вызвать тревоги среди русских ревнителей Православия, последовали репрессии, ревнителей заковывали в цепи и ссылали в дальние монастыри и остроги. В 1654г.для узаконивания своих действий, патриарх Никон собирает собор с тщательно отобранными участниками, среди которых был Павел Коломенский. На соборе Павел открыто выступил в защиту старых богослужебных книг. Патриарх Никон избил еп.Павла на соборе, сорвал с него мантию, без соборного суда лишил епископской кафедры и сослал в дальний монастырь, еп.Павел был сожжен.
Позже и сам патр.Никон, поссорившись с царем был извергнут из сана, но реформы, начатые им, с его уходом не прекратились. В 1666/7 г в Москве был созван собор, в котором участвовали и два восточных патриарха: Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, Собор проклял старые богослужебные чины и придерживающихся их: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить и противиться нам, то мы такового противника, если он — духовное лицо, извергаем и лишаем всякого священнодействия и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд. Если же кто до самой смерти останется непокорным, то таковой и по смерти да будет отлучен, и душа его пребудет с Иудой-предателем, с еретиком Арием и с прочими проклятыми еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет не разрешен во веки веков. Аминь». Два других патриарха Цареградский и Иерусалимский письменно утвердили соборные определения. Таким образом, все православные христиане, молившиеся чином принятым от преждебывших отцов, подпали под анафемы Московского собора.
Христиане писали многочисленные челобитные царю Алексею Михайловичу, но все было тщетно. Тем временем Русь стали наводнять украинские книжники, появились многочисленные иностранцы-еретики у которых русская элита стала перенимать обычаи и нравы. Для русских христиан это означало измену царя Православию, вместо защитника Православия, он стал покровителем еретиков и гонителем христиан. Соловецкие иноки заперлись в монатыре не желая принимать новую веру, они слали царю челобитные с прошениями разрешить им молиться по старому, вместо ответа царь выслал войска, после семилетней осады монастырь пал, а иноки и защитники монастыря были замучены.
Особенно тяжелые гонения наступили при царице Софье, в постановлениях соборов, начиная с 1681 года и кончая 1685 повелевалось: «Раскольников, которые хулят святую церковь, производят в народе соблазн и мятеж и остаются упорными по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе. Если же у казни покорятся святой церкви, отсылать в монастыри под строгий надзор и по окончании испытания молодых и неженатых не выпускать из монастыря до конца жизни, чтобы они снова не увлеклись в раскол: а женатых отпускать на поруки, и когда окажется, что они снова предались расколу, казнить тою же смертию. Тех, которые перекрещивали взрослых и детей, называя прежнее их крещение неправым, казнить смертию. Тех, кто перекрещивал других, хотя бы он и покорился церкви, после исповеди и причастия казнить тою же смертию без всякаго милосердия. Тех, которые перекрещивались со своими детьми, если раскаются, бить кнутом и отсылать для исправления к местным архиереям, а если останутся упорными, казнить смертию. Обличенных в укрывательстве у себя раскольников, в доставлении им пищи, пития и т.п., если сознаются, одних, судя по вине, бить кнутом и батогами, а других ссылать в дальние города. Кто держит раскольников с порукою, не зная об их расколе, с тех брать пени».
Апофеоз раскрещивания Руси достиг при Петре I, по его повелению, русских заставили носить иностранные-еретические одежды, брить бороды, изменили летоисчисления отняв от старого восемь лет, все население России было разделено на холопов и господ, причем если у крестьянина не было господина, то он должен был его найти себе сам, иначе ему грозила каторга, а ревнители благочестия должны были либо перейти в синодальную церковь, либо записаться раскольниками, платить двойной налог и носить установленное платье, кроме всего прочего раскольники давали обязательства «а других о той прелести и разговоров учении, ни токмо посторонним, но и в своем дому живущим никому ни произносить, никакими способы, к той расколнической прелести не привлекать, и потаенных учителей расколнических в домы к себе ни принимать, и противных правому учению книг, на болшей им прельщение и других на соблазн, как писменных так и печатных отнюд у себя не держать, а где потаенныя и незаписныя расколники, и расколническия книги ведают объявлять без всякия утайки». За увлечение в «раскол», даже своих детей, полагалась каторга. Потому в народе установилось стойкое представление об императоре Петре I как об антихристе, невозможно было свободно жить православному на Руси, нужно было либо убегать, либо скрываться в непроходимых местах. К тому времени уже умерли последние православные попы дониконовского поставления, православных епископов не осталось, наступило новое, темное время…
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
18-10-2010-12:07 удалить
а как же Никон тогда объяснял необходимость реформ?
Ответ на комментарий # Отсылаю Ваш вопрос матушке, которую цитировал
18-10-2010-15:37 удалить
Ответ на комментарий свящ_Конст_Кобелев # а Вы сами старообрядец?
Ответ на комментарий # Я - священник Русской Православной Церкви, служу в 3х храмах Москвы. Это не моё сообщение, а цитата. Разобраться в этой тем могут только специалисты, вот я и отсылаю всех по ссыле, откуда это было взято.
Моё личное отношение несколько иное, но не уверен, что найду время подробно это изложить...
Там, в комментариях к исходной статье, есть, кажется, ответы на Ваш вопрос
18-10-2010-16:37 удалить
Ответ на комментарий свящ_Конст_Кобелев # сейчас посмотрим
18-10-2010-16:38 удалить
Ответ на комментарий свящ_Конст_Кобелев # спасибо, что задали мой вопрос там)
18-10-2010-16:45 удалить
Ответ на комментарий свящ_Конст_Кобелев # там ответ с точки зрения старообрядцев, а не православных. А можно Вам заодно и профессиональный вопрос?
Ответ на комментарий # Конечно!
19-10-2010-08:10 удалить
Ответ на комментарий свящ_Конст_Кобелев # у Вас в Храмах на службах люди разговаривают? Если да, то что Вы с этим делаете?
21-10-2010-10:26 удалить
Ответ на комментарий свящ_Конст_Кобелев # я начала читать ссылку, которую мне дали в той теме, и у меня сразу возникло несколько вопросов. Можно я буду Вас ими беспокоить?


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кратко о старой вере. | свящ_Конст_Кобелев - Дневник свящ_Конст_Кобелев | Лента друзей свящ_Конст_Кобелев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»