[288x397]
История появления рукавичек
На Руси рукавицы известны с 13 века.Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские.Женские - миниатюрнее,наряднее,многоцветнее.Мужские попроще,вязались без резанки,чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки,пот утереть или перекурить.
Обычно надевалось несколько пар рукавиц : сначала вязаные (их называли исподочки),а затем меховые - мехом наружу (мохнатки).Для работы сверху надевали холщовые,кожаные или связанные из конского волоса.По праздникам носили исподочки с орнаментом,в будни - однотонные.
В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные,они "заменяли" рукавицы.Но русские цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки.Они были на меху,отороченные бобром.После этого рукавицы стали появляться и у других.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев.Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.
У рукавичек на Руси было много названий - вареги,варежки,варьги,варяшки,вачаги,дельницы,мохнатки,мохнашки,рукавки,связни.Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство.Помимо шитья свадебного наряда ,невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами.Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.
Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве.Стилизованные птицы,цветы,ромбы,кресты,треугольники,крючья,лапы звёзды,полоски в сложных сочетаниях,радующих глаз - это символы-обереги,переходившие от матери к дочери,защищали человека от злых сил,помогали в добром деле.Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение.На Руси более употребительным было слово "узор",несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета.
Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа,место его обитания,климат,обычаи народа,очертания человеческого тела и окружающих предметов.Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным.Каждый его элемент имел определённый смысл,был условным,но всем понятным изображением законов природы:рождения,жизни,смерти.Орнамент можно назвать древним языком общения людей.
Традиция украшения предметов быта.одежды узорами,несущими обереговую функцию,существовала на Руси со времён язычества.С принятием христианства эта традиция не исчезла,она видоизменялась и дожила до наших дней,правда,частично утеряв обереговый смысл узоров.
Символика орнаментов одинакова у многих народов.Например,ромб имеет множество значений.Некогда он был символом солнца.знаком плодородия,земледелия,добра,счастья,полной жизни.Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю,засеянные поля.Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.
Цепочка из ромбов - "древо жизни",ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил,имнно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами,не стоит пугаться.Крест - символ огня и солнца."Вязаное" солнце - символ света и животворения.
Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент.Его основные мотивы:стилизованные цветы,побеги,листья,ветви растений.Существуют и другие виды орнамента : анималистический(птицы,звери,насекомые),природный(волны),тератологический(фантастические или сказочные звери или их части).Другая большая группа - предметы,созданные человеком:инструменты,орудия труда,оружие,здания.
Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,"звезда"),так и бесконечными(например,волнистая линия).Конечный орнамент создаёт ощущение статичности,бесконечный - представление о подвижности.Зигзагообразная полоса или "верёвочный" узор ,вывязанные на рукавице , означали пожелание долголетия её владельцу.
Считалось,что места,через которые могла проникнуть злая сила,-это края одежды,рукавов,ворота,чулок,рукавиц.Чтобы уберечься от неё,нужно защититься,украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
При вязании узоров не меньшую роль ,чем орнамент,играет цвет.Традиционно расцветка,так же как и узоры .зависела от назначения изделия.Раньше на повседневных вещах узоры были попроще(точки,крестики,штрихи) и цвета поскромнее : чёрный,серый,белый.Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы.Распространены были следующие устойчивые сочетания : красно-зелёные,чёрно(сине)-жёлтые,чёрно(сине)-красные.Бордюры,которыми окаймляли главные мотивы узора,чаще всего вязали ,сочетая нити красного и белого цветов.
Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного ,жёлтого и фиолетового,оранжевого и синего,именно они считались гармоничными в 19 веке.Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.
Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым(с оттенком табачно-зелёного),красно-коричневым - без резких контрастов.Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями:стеблями,цветами и корой растений.
Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания.Довольно быстро распространившись по Европе,машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание.Массовое производство одинаковых,стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.
Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся,а изделия,связанные вручную,ценятся с каждым годом всё больше.Потому что каждая ручная вещь неповторима,в каждую вложена частичка души.Вязать одинаковые вещи мне,например,просто неинтересно.Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое.Ещё не довязала одну пару рукавичек,а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного.А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц,с интересом разглядывающих зимой мои варежки.Ведь они мой оберег,который зимой всегда со мной!