Они влюбились друг в друга в 1909 году...Белла Розенфельд, которая была 19-летней дочерью богатого ювелира, и Марк, навосемь лет старше ее, все еще посещающий художественную школу. Они оба родились и выросли в Витебске. И никогда не видели друг друга. Двое из совершенно разных миров. И для обоих это была любовь с первого взгляда. По словам Шагала, их любовь началась в тот момент, когда они впервые увидели друг друга, и продолжалась 35 лет.
Белла Розенфельд (1895–1944) - писатель и жена знаменитого Марка Шагала.
Бася-Рейза Шмуйлова Розенфельд родилась 15 ноября 1895 года в Витебске, став восьмым ребёнком в хасидской семье. Отец, ювелир Шмуль-Ноах Ицкович, являлся попечителем витебской Талмуд-Торы. Мать — Фрида Левьянт-Розенфельд
"Белла в Мурийоне" 1926
До пятого класса Бася-Рейза Розенфельд училась в еврейской школе. После сдачи экзаменов в 1905 году перевелась в Витебскую Алексеевскую женскую гимназию
В гимназии преподавали «Закон еврейской веры» на русском языке, а в субботу евреи могли не посещать учебное заведение. Розенфельд изучала французский и немецкий языки. Через два года окончила гимназию с серебряной медалью и вместе с другой выпускницей витебской гимназии Теей Брахман подала документы на поступление на историко-философский факультет Московских высших женских курсов. Обучение стоило её родителям 100 рублей в год. Поступив в университет Бася-Рейза Розенфельд, русифицировала своё имя и стала Бертой Розенфельд.В этот период определились интересы Беллы - театр и искусство (на эти темы она писала статьи в университетскую газету).
Белла Розенфельд
Летом 1909 года, находясь в гостях у Теи Брахман в Витебске, Белла знакомится с 22-летним бедным молодым художником Мойшей Сегалом(в дальнейшем Марком Шагалом), который приехал погостить домой из Санкт-Петербурга., тогда еще бедный и малоизвестный художник. Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, которую он считал делом своей жизни, никем не признанный, у окружающих Мойше Сегал вызывал недоумение и жалость. Это знакомство стало для обоих судьбой на долгие годы, они оба оставили воспоминания о той первой незабываемой встрече.
Любовники
Любовь с первого взгляда была взаимной и вскоре они обручились. Шагал был очарован Беллой: он восхищался ее кожей цвета слоновой кости и большими черными глазами. Белла Розенфельд и сама испытала самые чистые искренние чувства к этому мальчику с неопрятными кудрями и взглядом лисы в небесно-голубых глазах.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). |
Белла и Марк
«Когда мельком смотришь на его глаза, замечаешь, что они синие словно небо. Это были странные глаза ... длинные, миндалевидные ... и каждый из них, казалось, плыл сам по себе, как маленькая лодка». Сам Шагал вспоминал эту встречу не менее романтично: «Ее молчание мое. Ее глаза мои. Как будто она знает меня очень давно». Так описывала встречу Белла |
На седьмом небе от счастья
Во время учёбы в высших женских курсах Берта занималась актёрским мастерством в студии Станиславского и работала в газете «Утро России». Занятия в театре она прекратила из-за травмы полученной на репетиции . Берта успешно сдала экзамены в ноябре 1913 года, а в феврале 1914 года защитив две диссертации «Освобождение русских крестьян» и «Достоевский», получила диплом
Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал
Белла, дочь богатого ювелира, выросла в атмосфере безмятежности, спокойствия и безопасности. А вот семья Марка была далеко не богатой. Его отец усердно работал в магазине сельди, пытаясь обеспечить своих девяти детей и жену. Белла увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь. Позднее он писал: "Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал". Однако, когда Белла и Марк встретились, они почувствовали, что предназначены друг другу - это действительно была любовь с самого первого взгляда (как это обычно бывает в каждой великой истории любви).
Марк Шагал и Белла до переезда в Париж. 1922
Но вскоре влюбленный юноша укатил в Париж, а Белла хранила спокойствие и была уверенна, что вернется. Четыре года они непрерывно переписывались. “Мои русские картины были без света, – писал Шагал Белле из Парижа. – В России все сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света”. И все же, сюжеты его картин не изменились. “Париж, ты мой Витебск!” (ведь там оставалась его любимая невеста) - это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом.
За написанием картины "Бэлла в белых перчаткахХ
Жил Марк на улице Данциг, неподалеку от бульвара Монпарнасс, в круглом кирпичном здании – это было общежитие художников под названием “Улей” («ruche»). Одну из квартир там занимал в то время Амадео Модильяни, другую - Фернан Леже... Все обитатели “Улья”, как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали.
Не имея денег на холсты, Шагал писал картины то на скатерти, то на простынях, то на собственной ночной рубашке. А в какой-то момент он опять почувствовал смутное беспокойство. Может быть затосковал по Белле! А, может, это было неосознанное желание убраться подальше от надвигающейся войны: начинался 1914 год, и Франция была главным врагом Германии..
.
Обручение и Эйфелевая башня (1913)
А Белла писала жениху письма – прекрасные, поэтичные, нежные. Она дождалась своего Марка. Он вернулся накануне первой мировой войны уже зрелым и известным мастером.
Марк Шагал и Белла (1923)
После возвращения Шагала из Парижа 25 июля 1915 года Берта выходит за него замуж. Спустя год у них рождается дочь Ида. Во время Первой мировой войны родственники Берты помогают Шагалу покинуть Санкт-Петербург и избежать воинской службы. В 1918 году вместе с Марком она возвращается в Витебск, где Шагала назначают Уполномоченным по делам искусства Витебской губернии. После этого, Шагалы переезжают в Москву, где из-за трудности с финансами Берте приходится продавать драгоценности. В 1922 году семья перебирается в Берлин, а в 1923 году — в Париж. В Европе Берта на европейский манер сменила имя и стала Беллой
"Свадьба"
1914 год
Розенфельды были недовольны выбором своей дочери, но для Марка она стала женщиной, которая стала его величайшей любовью и вдохновением. А уже в 1916 году родился их первенец - девочка Ида. После окончания Первой мировой войны они переехали во Францию, где Шагал расправил свои живописные крылья.
В 1931 году супруги отправляются в путешествие в Палестину. В конце 1920-х Белла перевела с русского на французский книгу мужа «Моя жизнь», а в середине 1930-х начала писать мемуары
Бэлла
В присутствии Беллы, Марк испытывал чувство невесомости, парения и покоя. Часто он ее так и рисовал – безмятежно парящей в небе, и себя летящим рядом с ней. Ей было немногим больше двадцати лет, когда до октябрьского переворота она вышла замуж, разделив с Марком все тяготы и все счастье уготованного ему будущего: увлечение революцией, полуголодную жизнь московского художника-авангардиста в гражданскую войну, эмиграцию, шумный европейский успех, бегство через океан, когда немцы подходили к Парижу…
Окно в деревне
Смотря на этот холст, сразу создаётся впечатление, что ты находишься в доме, на даче у лирических героев. Эта работа была написана в счастливые годы художника и на ней мы, как раз, наблюдаем его с супругой Беллой.
Она попробовала писать – о старом Витебске, о собственных корнях, о своем детстве. Случилось это уже в эмиграции и не сразу. Мысль взяться за перо пришла после поездки с Шагалом в Вильно в 1935-м. Тогда это была Польша, где антисемитские настроения усиливались буквально с каждым месяцем (писатель Башевис-Зингер, будущий Нобелевский лауреат, в тот же год покинул Варшаву, уехав в Нью-Йорк, чтобы избавиться от чувства поминутного унижения и опасности). Оставалось всего четыре года до трагедии, которую выпало пережить всему восточноевропейскому еврейству.
Настроения Шагалов после этого путешествия в край, расположенный поблизости от их родного гнезда, были самые мрачные. Но это совсем не чувствуется на страницах книги, за которую Белла принялась, не очень ясно представляя себе, что из давних воспоминаний в нее войдет и в каком порядке выстроится. Только одно было для нее ясно с первых же минут: писать она будет на идише, хотя французским она владела совершенно свободно и даже перевела на этот язык автобиографию Марка Шагала «Моя жизнь».
"Влюбленный красный петух"
Было несколько тетрадей с отрывочными записями и законченными новеллами, в которых оживает ее город (Витебск), каким он запомнился Белле с ее детских лет. Эти тетради она увезла в Америку, продолжала писать и не расставалась с ними до своего смертного часа.
"Песнь песней IV"
Во время Второй мировой войны в апреле 1941 года супругов лишили французского гражданства. Находясь в одном из марсельских отелей их арестовывают вместе с другими евреями. Американский журналист, находящийся во Франции, Вариан Фрай устраивает скандал, в результате которого местная полиция отпускает их. Спустя месяц Шагалы покидают Францию на корабле и перебираются в США. 2 сентября 1944 года Белла умирает в госпитале в городе Алтамон.
"Святое семейство"
По официальной версии Белла скончалась от сахарного диабета, однако, по мнению её дочери Иды, причиной смерти стала стрептококковая инфекция в горле. Её похоронили на кладбище Уэстчер Хиллз близ Нью-Йорка. На 30-й день после смерти Беллы Комитет еврейских писателей, художников и учёных устроил в Карнеги-холл вечер, посвящённый её памяти, где собралось более двухсот человек.
"Марсово поле"
Марк напечатал ее мемуары в Нью-Йорке двумя книжками, как и было задумано Беллой: «Горящие свечи» («Бренендике лихт») в 1945 году и «Первая встреча» («Ди ерште багегениш») в 1947 году. Эта серия вышла на французском языке в 1973 году в переводе дочери Иды и к ним Марк сделал 68 рисунков тушью. Общая книга вышла на иврите в переводе с идиша Иехуды Иеари. Во всех книгах включена трогательная статья Марка, со следующей аннотацией из раннего письма к Белле: « Если бы я, дорогая Белла, писал бы письма, как настоящий писатель – я бы тогда безусловно их рисовал. Я стыжусь слов. Всякий раз должен их исправлять. Но душа требует писать тебе, чтоб ты мне ответила и писала обо всем, обо всем…».
"Любовники с цветами"
Книги доносят многоцветный спектр, в котором у Беллы Шагал воссоздан мир, отделенный от нас уже целым столетием. Это несомненная творческая удача. Идиш был языком, который Шагалы считали для себя родным. Нет необходимости напомнить о трагедии языка идиш, как следствие катастрофы европейского еврейства и того, что этот язык перестал быть языком масс в Израиле и других странах (за исключением отдельных ортодоксальных общин, не признающих секулярную литературу).
"Влюбленные в сирени"
И этим подтверждается, насколько не беспочвенными были опасения Беллы Шагал, что погибает многовековая культура, языком которой был идиш. Выбрав для своих записей этот язык, она стремилась, насколько могла, как-то противодействовать надвинувшейся угрозе исчезновения культурной традиции, на которой ее воспитывали. Первую книгу она назвала «Горящие свечи» («Ди бренендике лихт»), подразумевая огни, зажигаемые в еврейские религиозные праздники. В доме Розенфельдов правила благочестия соблюдались строго и неукоснительно, а жизнь проходила в молитвах, постах, покаяниях, ликованиях, в том неизменном ритме, который требует возжигания светильников каждую субботу, и в Судный день, в праздники Кущей и Торы в Хануку, в Пурим и в Пасху.
Дом Марка Шагала, Витебск, Беларусь
Горит светильник, и должны отступить все злые силы: пройдут любые невзгоды, закончатся все страхи. Девочкой Белла верила в эту мудрость предков, не ведая ни мига сомнения. Она взывает к той же мудрости, делая записи в своих тетрадях, когда уже не существует Польши и танки вермахта на подступах к Парижу, и Витебску вскоре предстоит сделаться укрепленным районом в составе новообразованной территории «Остланд». Время, когда пишутся ее воспоминания, незримо в них присутствует, определяя тональность книги: лирическую и печальную, хотя рассказ идет о счастливой поре детства.
"Букет и летящие любовники"
Белла была для Шагала не только женой, но и музой и любимой моделью своего мужа. Влияние Беллы на художественное творчество художника было существенным. Настолько, что в 22 года Шагал стал учеником русского художника Леона Бакста. Он был известен в Европе благодаря своим рисункам, картинам и декорам. Работы Марка Шагала впечатляют своим разнообразием и не поддаются строгой классификации. Стиль автора, включающий нетрадиционную художественную манеру, находился под влиянием кубизма, фовизма и орфизма. В его работах можно увидеть и религиозную приверженность художника.
Марк Шагал изображал Белу на своих картинах со времени знакомства в 1909 году.Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Почти во всех картинах Шагала, образ женщины это образ Беллы.
«Голубые любовники» (1914)
В 1917—1918 годах Шагал написал автобиографический триптих из картин «Над городом», «Прогулка» и «Двойной портрет». Образ Беллы также изображён в картинах «Голубые любовники» (1914), «Зелёные любовники» (1914), «Розовые любовники» (1916), «Серые любовники» (1917), , «Любовники» (1914), «День рожденья» (1915), «Белла в белом воротничке» (1917) и «Белла в белых перчатках» (1909).
розовые и зеленые любовники
Мотив своей свадьбы с Беллой Марк Шагал изобразил в работах «Свадьба» (1916), «Шагал с Беллой» (1934). После смерти Беллы Шагал не мог рисовать в течение девяти месяцев, повернув мольберты с эскизами к стене. Уже после кончины Беллы Шагал пишет работы «Свадебные огни» (1946), «Рядом с ней» и «Одиночество»[
Картина «Ноктюрн» написана в трагический момент жизни художника.
Марк Шагал был одним из первых художников, который использовал станковую живопись для создания театральных декораций. И всех этих успехов он достиг со своей музой. Значительная часть работ художника посвящена Белле Розенфельд, независимо от того, написаны они при жизни девушки, или уже после ее смерти.
Марк Шагал. Двойной портрет с бокалом вина
1917. Холст, масло. 233 х 136 Музей современного искусства. Париж (Центр Ж. Помпиду)
Сила и глубина Марка и Беллы запечатлена на полотнах художника. Очень часто Шагал изображал себя и Беллу летящими над городами. Как будто любовь, которую они разделяли, была сильнее самой гравитации. Одна из его самых выдающихся работ, несомненно, «Над городом». Здесь они оба парят над Витебском, маленьким родным городом, который так дорог им.
Над городом
Еще один шедевр Шагала с Беллой, парящей в воздухе - «День рождения». Вот как Белла описала эту картину: «И теперь мы оба в унисон начинаем плавать в этой красочной комнате. Мы хотим вырваться наружу. Голубое небо и облака зовут нас».
Рядом с ней
Тема невесты - центральная в творчестве Марка Шагала. Это объясняется чистыми и глубокими чувствами художника к Белле. Невеста на полотнах Шагала представлена летящей фигурой, которая словно поглощает холст. Постоянное использование этого сюжета говорит о том, что художник действительно обожал свою «невесту» - Беллу. Розенфельд стала богиней, которую восхваляли и которой поклонялись. При жизни и после смерти.
Одиночество
– А завтра придешь? Я напишу новую картину… И мы опять будем летать.
Источники
Шишанов В. «Желая поступить...» (Документы об учебе Беллы Розенфельд на Московских высших женских курсах) // Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X – XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2004). Минск: «Рифтур», 2008. С.176-182.
Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…». Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. №13. С.64-74.
http://www.gazetaeao.ru/bella-rozenfeld-shagal-1895-1944/
Википедия
Серия сообщений "Великие истории любви":
Часть 1 - Великие истории любви:Паоло и Франческа
Часть 2 - Великие истории любви: Орфей и Эвридика в искусстве и поэзии.Часть 2
...
Часть 18 - Любовь художника и модели, которая закончилась великой трагедией: Джеймс Тиссо и Кэтлин Ньютон
Часть 19 - Почему 22-летняя модель художника Модильяни похоронена с ним в одной могиле
Часть 20 - Летящие над миром.Марк Шагал и Белла Розенфельд