За пять лет до описанных событий я (от журнала, где на обложке были женские сиськи) ездил на ралли в Калмыкию. Там прямо перед объективом моей фотокамеры красиво “сделал уши” Mitsubishi Pajero Evolution. Мы помогли ребятам выбраться, тросом убрали их машину с трассы, и все было бы нормально, но один из пилотов зачем-то, пока машина делала свои эффектные кувырки, схватился за дугу безопасности под крышей. В итоге пальцы так придавило к упомянутой трубе, что их пришлось ампутировать. Вот тогда-то мне и сказали: “Если машина переворачивается, руки зафиксируй — держи либо крест-накрест на груди, либо упри в руль или торпедо”. И вот теперь, летя по итальянскому склону, я исправно выполнял урок калмыцкой степи.
ПОЛЕТ КОНЧАЕТСЯ БЫСТРО И РЕЗКО. Слетев с асфальта правым боком вперед, мы через него же заваливаемся колесами вверх — и бум! Меня жестко рвануло вперед, так что ремень безопасности впился в тело, а голова кивнула столь яростно, будто мне только что предложили трахнуть Монику Белуччи. Я жду следующего удара, но мы застываем на боку, шофером вверх.
Поняв, что я в порядке, бросаю взгляд налево и вверх — на водителя. Его глаза открыты, но не моргают, лицо залито кровью. По свисающим рукам эта кровь течет на меня. Я примерно на 50% уверен, что он жив, и на 100%, что он не слышит меня, но говорю что-то ободряющее и открепляю свой ремень.
Подтянув ноги к груди, парой ударов высаживаю сетку разбившегося бокового стекла и, отмахиваясь от уже сдувшейся подушки, вылезаю. Мы висим, обняв крышей дерево, а склон ступенями уходит вниз. На всякий случай толкаю машину — нет, зацепилась надежно. Пачкая руки во влажной земле, карабкаюсь на дорогу вверх, до которой метров семь. Мне везет: по этой не самой загруженной трассе как раз едет какой-то драндулет.
Я не взволнован, а скорее чувствую усталость и апатию. Делаю все на автомате, без особых эмоций. Ни адреналина, ничего такого — просто подгоняю сам себя, отдавая отчет, что в машине зажат человек. Хоть бы он не помер тут, прямо сейчас.
Встреченные итальянцы едут за помощью, а мне самое время сделать второе лирическое отступление.
отступление 2 Я читал разные тексты о помощи пострадавшим и, как и все ровесники, учился ОБЖ, но сейчас все это бесполезно. Человек зажат в машине, и тебе не видно большую часть его тела. Вытягивать через окно? А если у него травма позвоночника и я его доломаю? Не видно ног? А если они смяты в кашу? По лицу течет кровь? А если я сейчас его трону, прижатая крышей рана откроется еще сильнее и кровь хлынет фонтаном?
НО СИДЕТЬ БЕЗ ДЕЛА, СЛУШАЯ СТОНЫ (а пострадавший начал монотонно сначала мычать, а потом и орать), было сложно. Я долбил булыжниками стекло задней двери, чтобы получить еще окошко в салон (двери заклинило), потом, лежа спиной на потолке машины, срезал ножом его ремень безопасности (ремень сильно давил на грудь). Пока я возился в салоне, меня били по ногам дворники, и только тут я сообразил, что машина еще заведена, и вытащил ключ.
Мой мобильник пропал где-то в недрах салона, так что я вытащил трубку из кармана джинсов водителя, но без толку — в этом месте не было сети. Короче, когда приехала скорая (прошло, наверное, минут 20), запас действий, которыми я мог помочь пострадавшему, почти иссяк, к тому же он так и не заговорил человеческим языком и я не знал, в каком он состоянии.
При всей неординарности происходящего мысли в голове текли абсолютно обычные, даже слишком. Например, я режу ремень безопасности, на меня капает кровь, а в голове: “Футболка точно порвалась, жалко, хорошая была”. Врачи примотали меня к носилкам, как Ганнибала Лектора, надели на шею корсет — а меня в этот момент волнует, где сумка с документами. Не найдут ее — и я не смогу через неделю улететь с семьей в отпуск, а ведь путевки уже оплачены.
Потом была больница. Я и, что удивительно, водитель ничего серьезного себе не сломали и даже мозг не сотрясли. Напарника отправили на операцию (порвало ухо и порезало лицо), а меня укололи от столбняка, вытащили из руки осколки и отпустили в гостиницу.
Сумка с документами нашлась на следующее утро, и я точно на такой же машине, что и вчера, теперь ехал в аэропорт. “Хочешь сам за руль?” — спросили меня. Сел сам. В кино любят, чтобы на героя накатывали флешбеки и он хватался за голову, пытаясь заглушить только ему слышимые крики и визг тормозов. А я сел, настроил кресло и зеркала и поехал. И только в аэропорту меня немного стало накрывать — заметил, что пармезан, которым я закусывал вино, пахнет так же, как пахло в разбитой машине. А так все в порядке — съездил в отпуск и недавно получил SMS от собрата по тому несчастью. Он пролежал в больнице несколько недель с ушибами и только через два месяца после аварии смог вернуться к работе.
История обычная, и в этом, наверное, проблема. Мне бы хотелось, чтобы она стала большим уроком, хотя бы мне самому. Чтобы я сильнее начал ценить то, что имею, стал как-то лучше и не делал столько глупостей, как до того. Но, к сожалению, не могу сказать, что хорошо выучил этот урок.
Я такой же, как был до того, и, приди смерть сегодня, опять буду чувствовать злую досаду, потому что ни фига не готов к ней и слишком много делаю бестолкового и ошибочного. Я вряд ли буду выискивать в потоке событий “тревожные звоночки” и намеки на близкую беду. Не откажусь от следующей командировки и даже вновь сяду в машину с малознакомым человеком — а куда деваться? Кстати, я даже на своего напарника не злюсь, хотя мог бы. Так что все будет по-прежнему — до следующего раза.